К нам часто обращаются с вопросом: «Чем исследование отличается от проекта?» Этот вопрос возникает не случайно, потому что проект может содержать в себе исследовательскую часть, а в исследовании есть место проекту: нужно различать часть и целое.
Так, для реализации проекта может потребоваться сбор данных и проведение исследования (наблюдение, изучение опыта, эксперимент, опрос и пр.), а этапом исследования может быть оформление и представление результатов в форме исследовательского проекта, - то, с чем ребята приезжают на нашу конференцию.
Для того, чтобы было легче разобраться в этом вопросе, мы представили отличия исследования и проекта в таблице:
Цель | реализация проектного замысла | получение новых знаний: выявление сущности явления, открытие новых закономерностей и пр. |
Результат | - продукт, заранее планируемый объект - очевиден - имеет практическую ценность |
- главный результат – достижение истины, открытие; не предполагается создание заранее планируемого объекта - не очевиден, может отличаться от замысла - имеет теоретическую ценность, но может иметь и практическую |
Способы достижения результата | технологии, методы и методики, применяемые в конкретной области человеческой деятельности | общенаучные и специальные методы исследования, применяемые в конкретной области научного познания |
Наличие гипотезы | может не быть исследовательской части и гипотез | подразумевает выдвижение гипотез, их экспериментальную и теоретическую проверку |
Пропедевтика | инженерной, дизайнерской и иных областей профессиональной деятельности | научной деятельности |
В помощь научным руководителям и юным исследователям мы предлагаем публикации по организации и методике научно-исследовательской деятельности школьников экспертов Российской научной конференции школьников «Открытие»:
Российская научная конференция школьников Открытие© 2018.