Вернуться на главную страницу

Отличие научного исследования от проекта


К нам часто обращаются с вопросом: «Чем исследование отличается от проекта?» Этот вопрос возникает не случайно, потому что проект может содержать в себе исследовательскую часть, а в исследовании есть место проекту: нужно различать часть и целое.

Так, для реализации проекта может потребоваться сбор данных и проведение исследования (наблюдение, изучение опыта, эксперимент, опрос и пр.), а этапом исследования может быть оформление и представление результатов в форме исследовательского проекта, - то, с чем ребята приезжают на нашу конференцию.

Для того, чтобы было легче разобраться в этом вопросе, мы представили отличия исследования и проекта в таблице:


Проект
Исследование
Цель реализация проектного замысла получение новых знаний: выявление сущности явления, открытие новых закономерностей и пр.
Результат - продукт, заранее планируемый объект


- очевиден

- имеет практическую ценность
- главный результат – достижение истины, открытие; не предполагается создание заранее планируемого объекта
- не очевиден, может отличаться от замысла
- имеет теоретическую ценность, но может иметь и практическую
Способы достижения результата технологии, методы и методики, применяемые в конкретной области человеческой деятельности общенаучные и специальные методы исследования, применяемые в конкретной области научного познания
Наличие гипотезы может не быть исследовательской части и гипотез подразумевает выдвижение гипотез, их экспериментальную и теоретическую проверку
Пропедевтика инженерной, дизайнерской и иных областей профессиональной деятельности научной деятельности
Прохорова С.Н., кандидат культурологии, преподаватель курса «Основы исследовательской деятельности» Средней школы «Провинциальный колледж», методист ЦДОД «Открытие»


В помощь научным руководителям и юным исследователям мы предлагаем публикации по организации и методике научно-исследовательской деятельности школьников экспертов Российской научной конференции школьников «Открытие»:




Соболева О.В. Большая лингвистика для юного исследователя: к вопросу о выборе темы для научной работы.

Белов Ю.А. Замечания по математической исследовательской работе школьников.

Орлов В.Ю., Комарова И.П. Структура научного исследования школьника в области естественных наук.

Шустина И.В. Рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы по Языкознанию.

Букарева Н.Ю. Научно исследовательская работа старшеклассников по литературе: проблемы формулировки темы.

Лощакова О.В. Из опыта работы Российской научной конференции. Как подготовиться к участию.

Орлов В.Ю. Комарова И.П. Научная работа в школе: структура и необходимое.

Ошмарин А.П. Опыт предварительной экспертизы научных работ по биологии.

Серафимович И.В. Рефлексивный анализ работы по курсу Психология.

Ястребов А.В. Школьный учебник как источник исследовательских задач.