То, что мы испытываем здесь, больше никогда и нигде не повторится.
Отзыв о лагере одного из участников лагеря.
Образовательная программа. Участники лагеря были организованы в отряды, названные в честь великих ученых – Дарвин, Гомер, Эйнштейн, Сократ и Пифагор.
В лагере были организованы исследовательские лаборатории в соответствии с интересами участников, в которых они реализовали свои образовательные потребности, в зависимости от направления, а в конце периода обучения предоставили результат своей коллективной работы в виде научного фильма. Каждый участник лагеря осуществлял выбор исследовательской лаборатории.
В учебный план осеннего лагеря включены следующие лаборатории:
1 группа Естественнонаучное направление
• Экологические проблемы водного бассейна родного края (Н.Л.Маркелова, кандидат технических наук, доцент кафедры «Охрана труда и природы» ЯГТУ). 6 часов
• Показатели здоровья человека (Ю.Е.Уварова, ассистент кафедры физиологии человека и животных ЯрГУ им.П.Г.Демидова). 6 часов
2 группа Исторические, общественные и филологические науки
• Актуальные проблемы современной политики Российской Федерации (Н.В.Крайнова, кандидат политических наук, доцент кафедры политических теорий ЯрГУ им.П.Г.Демидова). 4 часа
• ENGLISH IN ACTION (Н.Н.Касаткина, кандидат педагогических наук, доцент, зав кафедрой иностранных языков гуманитарных факультетов ЯрГУ им.П.Г.Демидова). 2 часа
• Археология в XXI в.: современные подходы в науке о древностях (Д.Е.Уткин, кандидат исторических наук, учитель ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»). 6 часов
3 группа Физика, математика, информатика
• Инженерный дизайн CAD (А.И.Петров, учитель ГОУ ЯО «Лицей №86»). 4 часа
• Актуальные проблемы физики и астрономии: интеграция науки и образования (А.Н.Лаптев, учитель ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»). 4 часа
• Методы линейной алгебры как базис прикладной математики (Р.Ю.Малов, аспирант кафедры алгебры и математического анализа ЯГПУ им.К.Д.Ушинского). 4 часа
4 группа Языкознание, культурология, история
• Культура виртуальной реальности (С.Н.Прохорова, кандидат культурологии, учитель ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»). 4 часа
• Русская Америка: открыть и продать (Р.И.Попов, кандидат исторических наук, учитель ГОУ ЯО «Средняя школа №33»). 4 часа
• ENGLISH IN ACTION (Н.Н.Касаткина, кандидат педагогических наук, доцент, зав кафедрой иностранных языков гуманитарных факультетов ЯрГУ им.П.Г.Демидова). 4 часа
5 группа Информационно-инженерные науки
• Методы линейной алгебры как базис прикладной математики (Р.Ю.Малов. аспирант кафедры алгебры и математического анализа ЯГПУ им.К.Д.Ушинского). 6 часов
• Инженерный дизайн CAD (А.И.Петров, учитель ГОУ ЯО «Лицей №86»). 6 часов
Занятия для всех участников лагеря проводились по истории и методологии научных исследований, психологические тренинги на активизацию деятельности, открытие собственных потенциалов, взаимодействие в группе.
Перечень занятий:
1) «Тренинги креативности» - Дивулина Е.Я., заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»;
2) «Творчество в науке» - Урядова А.В., доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории ЯрГУ им.П.Г.Демидова;
3) «Ботаника и микробиология» - Фомичева А.Н., кандидат биологических наук, учитель биологии, заместитель директора по учебной работе ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»;
4) «Ценители математики» - Семко Е.Р., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа ЯрГУ им. П.Г. Демидова, директор ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж».
5) «Культорологический феномен развития общества» - Прохорова С.Н., кандидат культурологии, учитель ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»;
6) «Филологические парадоксы» - Федорчук К.А., магистр психологии, преподаватель риторики и русского языка ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»;
7) «История в разрезе» - Уткин Д.Е., кандидат исторических наук, учитель обществознания и истории ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж»
8) «Физика настоящего и будущего» - Лаптев А.Н., учитель физики и астрономии ГОУ ЯО Средняя школа «Провинциальный колледж».
Все занятия имели главной целью популяризацию и пропаганду новейших научных достижений, проводились в интерактивном режиме и обеспечивали включение каждого ученика в работу. Были проведены тренинги, практические занятия, направленные на развитие мотивации к учению и ответственности при выполнении поставленных преподавателем задач.
Культурная программа лагеря была рассчитана на развитие творческого потенциала участников.
Мероприятия
1. Церемония открытия лагеря - традиционное сценическое мероприятие, имеющее своей целью «погружение» в тематику лагеря в необычной форме, представление преподавателей и их программ.
2. Интеллектуальнае игра «Что? Где? Когда?» - игра содержит вопросы из различных областей науки. В игре принимал участие весь отряд. Отряд-победитель получает призы. В состав жюри входят преподаватели вузов.
3. Тренинги «Дискавери» представляют собой программу по формированию коммуникативной компетентности и по командообразованию, в которой большое значение придается психологическому и физическому (тактильному) взаимодействию людей. Проводится на открытой территории и частично в помещениях. Программа включает в себя как массовые мероприятия, так и мероприятия в группах, сформированных случайным образом. Мастер ставит перед командой задачу и объясняет строго определенные правила выполнения, а после выполнения организует анализ и обсуждение результатов в команде. Мастерами выступали педагоги и ученые.
4. Ролевая игра «Сумасшедшие ученые» - ролевая игра на всей территории лагеря. У каждого участников была своя роль: ученые, изобретатели, генераторы идей и журналисты-обозреватели. Цель игры – построить свою научную лабораторию, добыть патент, построить изобретения в своей лаборатории и написать на них научные рецензии. В результате игры все участники имели возможность познакомиться с такими формами деятельности, как написание рецензии, оформление патента, организация эксперимента; пообщаться с каждым участником лагеря, т.к. игра не ограничивается общением только внутри отряда.
5. Интеллектуальный марафон «Эврика» представляет собой соревнование отрядов, которые по заданному маршруту совершали путешествие, останавливаясь в определенных пунктах для выполнения интеллектуальных заданий, решения логических задач, расшифровки криптограмм и т.д. Отряды прошли станции: биология, информатика, история, культурология, литература, языкознание, математика, физика, химия, социальные науки и головоломка. Вопросы и задания были подготовлены преподавателями вузов и педагогами базовых школ РАН.
6. Кинофестиваль «Мир науки в жанрах». К этому дню в лагере были отсняты фильмы каждого отряда (каждый отряд работал в рамках определенного жанра и делал фильм на какой-либо научный сюжет в рамках работы своей лаборатории). Вечером состоялась их демонстрация/презентация. Это мероприятие проходило в форме фестиваля. На этом мероприятии и во время его подготовки, кроме решения главной задачи, проявились креативные качества участников лагеря: умение танцевать, вокальные данные, оформительские и режиссерские таланты. Результатом данного мероприятия стало детальное знакомство с реальной научной проблемой, рефлексия, презентация результатов собственной деятельности.
7. Фестиваль «Алло, мы ищем таланты»» - концертная программа, подготовленная участниками лагеря, как групповые, так и индивидуальные номера.
8. Вечерний «Огонек» – традиционная форма ежевечернего занятия в отряде, главной задачей которого является развитие умения эффективной рефлексии прожитого дня, общение друг с другом, формирование навыков работы в команде.
9. КВН – юмористическо-театральное шоу для участников лагеря, где отряды выступали с подготовленными визитками, импровизационным заданием на тему «Ученые шутят» и постановкой сценки с одними из знаменитых учёных.
10. Издание стенгазет «Мы – юные ученые». Каждый отряд подводил итоги лагеря и работы своей лаборатории.
Спортивная программа является неотъемлемой частью каждого загородного лагеря, так как она позволяет участникам переключаться на разные виды деятельности, способствует оздоровлению школьников, снятию стрессов и улучшению эмоционального состояния как отдельных старшеклассников, так и всего коллектива лагеря. Она содержала мероприятия, в которых участвовали все школьники независимо от уровня их физической подготовки.
Мероприятия
1. Веселые старты (командная игра с прохождением этапов);
2. Осенняя спартакиада (командная игра на свежем воздухе с элементами интеллектуального боя);
3. Осенний декатлон – спортивная программа по десятиборью;
4. Турниры по футболу, волейболу.