Вернуться на главную страницу |
Автор доклада: Цьолка О.А. ученица 11- в класса школы № 1 Научный руководитель: доцент кафедры новейшей истории ЯрГУ Волкова Т.И. |
В период реформ 60-х г.г. Х1Х века были созданы предпосылки для формирования системы женского среднего образования. Капиталистическое формирование гражданского общества требовало создания совершенно новой системы среднего и начального образования, т.к. до второй половины прошлого века женские учебные заведения были закрытыми, строились на сословной основе и были недоступными по стоимости даже для средних социальных слоев населения и их процент в общем объеме учебных заведений был незначителен. Принимая во внимание изменения, происходившие в общественных структурах, правительство должно было принять ряд изменений в системе народного просвещения. Идея устройства женских гимназий как открытых и всесловных общеобразовательных заведений принадлежала министру финансов Вышнеградскому Н.А.
В мае 1860 года было утверждено новое "Положение о женских гимназиях Министерства народного просвещения". В училищах впервые утверждались попечительские советы, состоящие из 5 членов по назначению и двух выборных. Почетным попечителем всегда избирали губернатора, который был обязан содействовать развитию гимназий и находить средства на их содержание.
В результате активной деятельности общественно-педагогических организаций, органов местного самоуправления, а также передовых представителей российского общества, произошел сравнительно быстрый рост сети средних женских учебных заведений. Так, первоначально, в Петербурге и Москве были открыты женские училища (гимназии и прогимназии). Затем аналогичные учебные заведения начали создаваться и в других губернских городах. В Ярославской губернии, также как и во многих других губерниях страны, уже с середины 60-х годов Х1Х столетия этот процесс имел место. И в нашем крае развитию средних и начальных школ способствовали разные структуры: уездные земства, городские думы и прочие общественные организации, а также местная православная епархия и частные лица.
Так, Ярославская Мариинская гимназия была торжественно открыта 6 февраля 1861 года, но работать начала только с 28 августа 1861 года, т.к. предварительно все ученицы поступили в подготовительный класс и проучились там до 28 августа.
В Рыбинске женское училище, которое было основано в августе 1845 года, в 1870 году было переименовано в Мариинскую прогимназию, а с июля 1874 года в Мариинскую гимназию.
В Ростове также женское Мариинское училище, созданное в 1861 году, получило статус гимназии в 1870 году. Подобным образом создавались гимназии и в других городах Ярославской губернии.
Все гимназии имели приблизительно одинаковую программу обучения и были рассчитаны на семилетний срок образования. Так, в течение первых двух лет преподавались следующие дисциплины: закон божий, русский язык, арифметика, география, чистописание, рукоделие. С третьего класса добавлялись уроки иностранных языков: немецкого и французского. Желающие могли остаться и на 8-ой год, в течение которого им преподавался педагогический курс обучения. После окончания 8-го класса выпускницы получали аттестат домашней наставницы.
За 20 лет, с 1895 по 1914 года, количество женских средних учебных заведений возросло в губернии более чем в 2 раза, а число обучающихся женщин увеличилось в 3,5 раза. Так, если в 1895 году в Ярославской губернии насчитывалось пять женских гимназий, в которых обучалось 1621 учениц, то к 1914 году количество гимназий увеличилось до 12, а число обучавшихся в них составило 5334 человека.
С начала ХХ века рост численности средних женских учебных заведений идет, в основном, не за счет их увеличения в губернском городе, а за счет создания их в уездных городах. Так, в 1914 году в Ярославской губернии из 12 женских гимназий 8 были расположены, именно, в уездных городах. (см. приложение. Таблица № 1)
С годами изменился также и социальный состав учащихся. Если сравнить 1897 год с 1914 годом, то мы увидим, что в 1897 году большинство девочек были выходцами из дворянских семей, за ними шли дети духовенства, затем дети из мещанского сословия и, наконец, из крестьянских семей. В начале ХХ столетия картина меняется и к 1914 году дворянские дети в численном отношении уступают городским и сельским детям.
Это хорошо видно по данным таблицы № 2 указанного приложения.
Так, например, в Мариинской женской гимназии число учениц из семей дворян и чиновников снизилось с 54% в 1897 году до 28,5 % в 1914 году. Почти в 2 раза уменьшилось и число дочерей духовенства. Зато число учениц из городских и сельских сословий возросло до 62,9%. Всего в 1914 году число учениц из семей мещан и крестьян составляло 310 человек, при общей численности в 616 человек. Все они, в основном, обучались в уездных гимназиях и прогимназиях губернии.
Так, в Даниловской женской гимназии на 1914 год из 182 учениц 87 были из семей мещан и крестьян. В Ростове на 1914 год дети мещан и крестьян составляли 50% от числа учащихся.
Аналогичное состояние было во всех казенных гимназиях Ярославской губернии. (см.приложение. Таблица № 3)
Таблица № 1
Размещение гимназий и прогимназий по городам Ярославской губернии в 1913 году.
-------------------------------------------------------------- Количество гимназий Количество учащихся -------------------------------------------------------------- г. Ярославль 4 1604 г. Рыбинск 2 132 г. Ростов 1 449 г. Данилов 1 185 г. Любим 1 191 г. Молога 1 262 г. Пошехонье 1 297 г. Углич 1 289 -------------------------------------------------------------- Всего 12 3409 --------------------------------------------------------------
Таблица № 2
Распределение учениц женских гимназий и прогимназий по сословиям в 1897 и 1914 г.г. ( в % )
------------------------------------------ Сословия 1897 1914 Дворяне 43,6 21,7 Духовенство 10,9 4,8 Почетные граждане, 35,2 44,6 купцы, мещане и цеховые Сельские сословия 6,4 25,5 Прочие 3,9 3,4 ------------------------------------------ Всего 1621 5334 ------------------------------------------
Таблица № 3
Социальный состав обучавшихся уездных гимназиях Ярославской губернии в 1914 году.
-------------------------------------------------------------- Гимназии Даниловская Любимская Мологская Ростовская -------------------------------------------------------------- Дворяне 31 43 27 90 Духове- нство 27 22 32 85 Городское Население 66 77 127 157 Крестьяне 58 77 76 101 -------------------------------------------------------------- Всего 182 219 262 433 --------------------------------------------------------------
В 60-х г.г. Х1Х века наряду с государственными учебными структурами создавались и частные учебные заведения. Они открываются на пожертвования и средства частных лиц. Однако, стоит отметить, что частные учебные заведения для России являются не новшеством. Они существовали в стране и в первой половине Х1Х века. В них, как правило, обучались девочки, поскольку государственная система обучения в основном была, сосредоточена на мужское образование. В 40-60-х г.г. Х1Х века на территории губернии существовало 3 женских пансионата: Е.К.Комаровой (1840 г.), Женский благородный пансионат О.А.Войновой (1850 г.), Благотворительный пансион Биго (1855 г.)
По утвержденному в 1868 году "Положению о частных учебных заведениях" право открытия принадлежало попечителю учебного округа. Обязательными предметами были русский язык и закон божий, выбор остальных предметов не регламентировался, хотя и должен был непременно утверждаться попечителем учебного округа. (1)
С начала ХХ столетия на территории края открылось 5 частных женских гимназий: две в Ярославле - Корсунской и П.Антиповой, одна в Данилове - Головиной, одна в Рыбинске - Мыркиной и в Романово-Борисоглебске - госпожи Люйтен (2). Целью учредителей частных школ было дать всем желающим образование, максимально приближенное к гимназистскому. (3) Оплата за образование была намного ниже, чем в частных гимназиях предшествующего периода, многие ученицы освобождались от платы за обучение при недостаточности средств (4). Стоимость обучения колебалась от 50- до 220 рублей в год
Следует отметить, что вновь открытые школы отличались друг от друга своим финансовым положением и материальными условиями.
Конечно, все эти учебные заведения существовали не без помощи местных органов. Родительские комитеты и сами начальницы учебных заведений обращались в Городские и Земские Управы с просьбой о субсидиях. Так, с 1907 года Городская Управа выделила гимназии Корсунской субсидию из своих средств в размере 1000 рублей в год и 3 стипендии для бесплатного обучения трех учениц (5). В 1910 году Губернское земство выделило одну стипендию для частной гимназии Люйтен для бесплатного обучения одной ученицы по назначению Управы (6).
В 1913 году в гимназии Головиной обучалось 15 земских стипендиаток, 16 учениц были освобождены от платы за обучение, трем ученицам понижена плата за обучение, 10 учениц освобождены от платы за языки (7). В том же 1913 году Министерство народного просвещения выделило гимназии субсидию в размере 1500 рублей на жалованье преподавателям старших классов (8). Увеличению числа учащихся гимназии из низших, малообеспеченных слоев населения способствовала также и благотворительная деятельность различных общественных организаций, земств и частных лиц. Так, в Ярославской губернии существовало общество для вспомоществования учащимся недостаточного состояния, которое оказывало помощь ученикам в вопросе оплаты за учение, в приобретении одежды, обуви и книг (9).
Из отчета правления этого общества приведем следующие цифры вспомоществования за 1914 год :
Кроме того, некоторые учащиеся гимназии вообще освобождались от платы за учение "по бедности" полностью или частично. Так, в частной гимназии госпожи Люйтен в 1912 году из 75 учениц 15 было бесплатных. (10)
Как был организован внутренний распорядок в этих гимназиях, и как оценивали учебный процеcс?
В гимназии Люйтен каждую четверть выдавались сведения об успеваемости и поведении, которые выдавались родителям на подпись, а затем возвращались начальнице гимназии. (11)
Гимназистки должны были строго выполнять правила, установленные гимназией: по воскресеньям и в праздники посещать церковь, не пропускать занятий без уважительной причины, быть всегда вежливыми, дружелюбными, опрятными и др.; на занятия приходить со своими учебниками и тетрадями (12). Посещать театры, кино разрешалось только в сопровождении родителей или классной наставницы, и только с разрешения начальницы.
Особое внимание обращали на здоровье учениц. При поступлении в гимназию с девочек требовали справку от врача о состоянии здоровья и сведения о прививках от оспы. (13)
В гимназии Головиной гимназическим врачом делались осмотры учениц в течение учебного года и выявлялись причины, вредящие их здоровью. Из врачебных осмотров выяснилось, что особенно вредное влияние оказывает на учениц жизнь на частных квартирах, лишенных иногда самых необходимых удобств. По выходным дням учащиеся устраивали вечера, велись чтения, беседы на исторические и литературные темы.
Все частные женские гимназии, в основном, были семиклассные и преподавались в них- закон божий, русский язык, география, арифметика, история, естествоведение, географическое искусство, физическое воспитание, рукоделие. За отдельную плату преподавали пение, музыку, танцы и языки (14). А в гимназии Корсунской пение и танцы были введены в программу, как обязательные предметы. На каждый учебный год составлялся учебный план, который оговаривал количество уроков по предметам, темы уроков, методику преподавания (15).
В гимназиях Головиной и Антиповой существовал восьмой дополнительный класс, после окончания, которого ученицы приобретали звание домашней наставницы и учительницы по отдельному конкретному предмету.
Так, например, в гимназии Головиной занятия в восьмом классе делились по трем специальностям: математика, русский язык, география (16).
Особенностью большинства частных школ было незначительное количество учащихся в классах. Почти во всех школах количество учеников не превышало 70-80 человек, в классе было по 15 человек. На обучение принимались дети с 6 до 10-12 лет.
В гимназии Корсунской 10-11% учениц было приезжих из губернии. Плата за обучение была выше, чем в казенных гимназиях, но родители платили, ссылаясь на прекрасные качества учебного заведения. (17)
В Ярославской губернии были разные учебные заведения для девочек; были дорогие, как, например, А.С.Мыркиной, образованная в 1914 году, доступная не всем желающим, т.к. плата за обучение составляла 1300 рублей (18); и доступные девочкам из бедных семей, как, например, в Даниловской гимназии Головиной обучались, в основном, девочки из крестьянских семей, по приведенным ниже данным видно, что обучались, в основном, дети крестьян:
Таким образом, на основании вышеуказанного материала можно заключить, что все частные школы Ярославской губернии имели те же права, что и государственные. Обучение шло, в основном, по программам Министерства народного просвещения. По окончании последнего класса выпускницы пользовались всеми правами учащихся правительственных гимназий.
Частные учебные заведения внесли большой вклад в область образования. Все они отличались довольно хорошим качеством преподавания, добротностью полученных знаний и широким набором учебных дисциплин. Частные гимназии способствовали увеличению числа обучающихся в Ярославской губернии девушек. Они позволяли получать образование не только высшим слоям населения, но также детям из бедных семей.
Во второй половине Х1Х века на территории Ярославской губернии растет число, как государственных, так и частных женских гимназий. Благодаря поддержке местных меценатов, общественных и общественно-педагогических организаций, а так же при активной помощи населения. Женские учебные заведения открываются во всех уездных городах Ярославской губернии. Это позволило значительно увеличить число лиц, получивших среднее образование, в котором значительную долю составляли не только мальчики, но и девочки. Если в 1881 году девочки составляли лишь 31,5% от общего числа учащихся в гимназиях на средней ступени образования, то спустя 20 лет это соотношение достигло 54%.
Женские гимназии, ранее недоступные многим слоям населения, за счет широкого развития в этот период времени помощи со стороны общественных организаций, частных лиц и существующей системы благотворительности, гимназии становятся общеобразовательными, как тип средней школы.
Вернуться на главную страницу |