С 21 января по 01 февраля 2019 года на базе Средней школы "Провинциальный колледж" проводились краткосрочные курсы повышения квалификации «ФГОС: сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников» для учителей и педагогов. Мероприятие было организовано совместно ГЦРО и Центром дополнительного образования детей "Открытие". Обучение прошли 100 учителей из разных школ г.Ярославля.
Актуальность данного курса была обусловлена тем, что в настоящее время в современной школе идет процесс внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ФГОС предусматривает выполнение так называемого индивидуального проекта в старшей школе и одним из ожидаемых результатов первостепенной важности провозглашает исследовательские компетенции.
Поэтому подготовка педагогов в качестве руководителей, способных сопровождать научно-исследовательскую деятельность школьников, становится весьма востребованной.
Обучение проводилось по 2 направлениям: гуманитарные науки и естественные науки. Было сформировано 4 группы, соответственно преподаваемым предметам: учителя русского, иностранного языка; учителя истории и географии; учителя биологии, химии и психологии; учителя математики, физики, информатики. Со слушателями курсов работали эксперты соответственно направлениям.
Структура курса включала в себя теоретическую часть и практикумы. Общий объем часов – 16 акад. часов.
Теоретическая часть:
1.1. ФГОС: индивидуальный проект. Исследовательская работа. Мотивация старшеклассников на исследовательскую работу
1.2. Тема, цель и задачи научного исследования
1.3. Специфика гуманитарных и естественных наук. Мастер-класс по подгруппам
1.4. Объект, предмет, гипотеза и методы исследования
1.5. Структура научно-исследовательской работы
1.6. Научно-справочный аппарат исследования
В практическую вошли:
• компьютерные практикумы по структуре и оформлению работы;
• практикумы по специфике исследований в разных областях науки: эксперты - преподаватели вузов, занимающиеся исследовательской деятельностью со старшеклассниками;
• мастер-классы по подгруппам;
• анализ исследовательской работы школьника.
Итогом курсов стало написание рецензии на научно-исследовательскую работу школьника и ее презентация.
Для совершенствования программ был проведен мониторинг мнений участников о качестве программы. В анкете слушателям были предложены вопросы, которые позволили сделать выводы относительно восприятия ими курсов: о доступности, полезности программы; оценка работы приглашенных экспертов. По результатам мониторинга общая средняя оценка превышает 9 баллов из 10 возможных.
Среди пожеланий наиболее часто встречаются просьбы об увеличении количества часов практики, для более детального изучения возможного содержательного наполнения и структуры исследования с учетом специфики сферы деятельности.