СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИИ

Сравнительное исследование отношения к здоровью и медицине

    "Современная терапия - гигантский склад самых различных неврозов. Если раньше психогенные картины проявлялись в форме определенных неврологических симптомов, то сейчас психогенные функциональные расстройства проявляются все чаще в жалобах на работу внутренних органов, в большинстве случаев больные даже и не подозревают того, что эти соматические проявления носят психогенный характер".
(И. Мадьяр)

    "Сейчас сестры ухаживают за больными, но настанет день, когда их пациенты станут здоровые и заботиться сестры будут о том, чтобы они не заболели".
(Ф. Найтмигейл)

    I. Постановка проблемы (обоснование того, что она важна и мало изучена).

    В последние годы в периодической печати разные авторы все чаще убедительно доказывают, как важно значительно увеличить число психологов, работающих в системе здравоохранения. По некоторым данным, до 50% больных общеклинической сети нуждаются в психологической, психотерапевтической помощи, а общая потребность учреждений здравоохранения в психологах достигает 30 тыс. человек. Положение усугубляется крайне низким уровнем подготовки врачей в области психологии. В учебных пособиях по медицинской психологии, написанных, как правило психиатрами, собственно психологические аспекты работы с больным представлены очень слабо, а публикации по медицинской деонтологии опираются больше на психологию "здравого смысла", чем на современную психологическую науку. [ 5. С.3]. Известно, что врач, получивший должную подготовку в области психологии, может значительно продвинуться вперед в деле лечения больного. Если врач сумеет понять больного, то между ними возникнет должная связь, необходимое "согласие". [7]. Встает вопрос: каким же должен быть врач, чтобы возникло это "согласие", возникло взаимопонимание? К сожалению, исследований по данному вопросу очень мало. [6]. Этот вопрос очень важен особенно сейчас, в наше время, когда быстрый рост уровня образования повысил интерес людей к своему организму, к проблемам здоровья. У многих появилась потребность следить за своим здоровьем, знакомиться с последними достижениями в области медицины. Теперь в своих отношениях с врачами пациенты уже не являются пассивными и не принимают безоговорочно все медицинские предписания. Доктора теперь оценивают по тому, с какой готовностью он вступает в диалог с пациентом и построен ли этот диалог на взаимном уважении. [3]. Здесь возникает очередная, очень важная проблема. А на чем же основан контакт между врачом и ребенком? Если повышение уровня образования у населения поставило взрослого пациента на "одну ногу" с врачом, то в каком состоянии находятся взаимоотношения доктора и юного пациента? Как это не печально, но психология больного ребенка изучена крайне недостаточно. Еще меньше известно об отношении ребенка к своему здоровью. В то же время без знаний о том, как относится ребенок к своему здоровью, т.е. без понимания его внутренней картины здоровья, невозможно понять внутреннюю картину болезни, которая как думают, лишь частный случай первой. Таким образом, необходимость изучения психологии здоровья диктуется тем, что без проникновения в ее суть невозможно сформировать адекватное представление о реакциях личности ребенка на болезнь, а поэтому и нельзя создавать больному необходимую психотерапевтическую поддержку. Кроме того, знания об отношении детей к своему здоровью помогут построить всеобъемлющую концепцию укрепления их здоровья, проводить эффективную профилактику. [2].

    Следует подробнее остановиться на отношении к своему здоровью и медицине в пубертатном и раннем постпубертатном периодах. Дело в том, что: 1) здоровье школьников ухудшается в последние годы; 2) подростковый период нередко определяется психологами как период конфликтов. В этом возрасте происходит исключительно быстрый темп изменений в физическом и психологическом состоянии ребенка, в характере реакций на внешнее воздействие и т.д. Можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. [4]. Кроме того, нельзя забывать, например, о проявлении у определенного числа подростков так называемых акцентуаций характера, свойственных преморбидному типу личности. Акцентуации - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных действий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. [1].

    II. Цели, задачи, гипотезы.

    Цель научной работы: исследовать отношение к здоровью и медицине двух возрастных групп: старшеклассников и взрослых.

    Задачи нашего исследования:

    1. Оценить стиль поведения старшеклассников и взрослых при лечении.

    2. Определить характер взаимодействия <врач-больной>, успешность контакта, удовлетворенность больного лечащим врачом.

    3. Определить самооценку испытуемых обеих групп по шкале здоровья.

    4. Узнать, какое место занимает здоровье в системе жизненных ценностей у старшеклассников и взрослых.

    В ходе решения этих задач мы предполагаем установить (гипотезы): 1) Здоровье в системе ценностей старшеклассников стоит ниже по сравнению со взрослыми. 2) Представления об идеальном враче у старшеклассников и взрослых различаются.

    III. Описание методик.

    В своей работе мы использовали следующие методики:

    1. Опросник Кранца (стиль поведения при лечении).

    Взят из книги Л.П. Урванцева <Психология в работе врача>. Ярославль. 1993.

    Цель: оценить стиль поведения опрашиваемых при лечении.

    Опросник работает по 12-ти бальной системе.

    0-3 балла: полное доверие медицине, медицинскому персоналу; недостаточная забота о своем здоровье, пассивность в процессе лечения.

    4-8 баллов: средняя степень доверия медицине, необходимая активность в процессе лечения, разумная самостоятельность.

    9-12 баллов: недоверие к медицине, повышенная критичность, противодействие сотрудничеству с медицинским персоналом.

    На каждый из 12-ти вопросов следует ответить "да" или "нет"

    2. Методика "идеал-реал врача"

    Цель: Определить характер взаимодействия "врач-больной", удовлетворенность больного лечащим врачом, степень конфликтности контакта. Степень дифференциации идеала и реала может выступать не только как показатель успешности контакта "врач-больной", но и, опосредованно, как показатель успешности всего лечебного процесса.

    3. Опросник "Самооценка здоровья" (авторская методика).

    Дана графическая шкала бальных оценок (10 - max). Испытуемый выносит суждение в форме отметки на графической шкале.

    Цель: определить самооценку старшеклассников и взрослых по шкале здоровья.

    4. Методика "Картина болезни" (авторская методика).

    Представить себя художником и за 2 минуты написать картину на тему "Моя болезнь". Все полученные результаты и у старшеклассников и у взрослых, в свою очередь, можно поделить следующим образом:

    1) а. Картина болезни через переживание эмоций.

    б. Картина болезни через ассоциации.

    в. Картина болезни через описание действий больного во время продолжения болезни.

    2) а. Находящие выгоду из болезни: лучше болеть, чем ходить в школу (на работу).

    б. Не выявляющие определенных привилегий из болезни: лучше ходить в школу (на работу) чем болеть).

    Цель: 1) Определить "что означает болезнь для больного" [7] (переживания, связанные с болезнью).

    2) Выявить наличие пациентов, находящих выгоду из болезни (по Фрейду - преимущество заболевания - одно из типов поведение человека во время болезни).

    5. "Методика исследования ценностных ориентаций".

    Дано 12 карточек, на которых написаны различные жизненные ценности (по одной на каждой карточке). Испытуемый выбирает жизненную ценность, наиболее важную для него и откладывает карточку в сторону. Затем берет наиболее важную карточку из оставшихся и тоже ее откладывает и т.д.

    Наша задача определить, на каком месте у них будет стоять здоровье.

    Цель: Узнать, какое место занимает здоровье в системе жизненных ценностей у старшеклассников и взрослых.

    Теперь, после описания методик, перейдем непосредственно к описанию самих испытуемых и условиям проведения исследования:

    1) Исследование проводилось с каждым опрашиваемым отдельно.

    2) Время проведения опроса: удобное для испытуемых (по их выбору).

    3) Количество методик, сделанных испытуемыми за один раз: различно (по их желанию).

    4) Количество человек, участвующих в исследовании: 40 человек (20 старшеклас-сников, 20 взрослых).

    5) Половая принадлежность: 15 - девушек - 5 юношей; 15 женщин - 5 мужчин.

    IV. Результаты исследования и их обсуждение.

    1. Опросник Кранца (стиль поведения при лечении).

    Количество баллов

    Старшеклассники Взрослые

    6,9 < 7 6,2 > 6

    Все наши испытуемые оказались в средней группе доверия медицине.

    Старшеклассники получили 7 баллов, взрослые - 6 баллов. Таким образом, ни одна из наших групп испытуемых не противодействует сотрудничеству с медицинским персоналом, но и не слепо, не пассивно ведет себя в процессе лечения. Действительно, с одной стороны: "Быстрый рост уровня образования повысил интерес людей к своему организму, к проблемам здоровья. У многих появилась потребность следить за своим здоровьем, знакомиться с последними достижениями в области медицины. И в своих отношениях с врачами они уже больше не были пассивными и не принимали безоговорочно все медицинские предписания. Врача теперь оценивали по тому, с какой готовностью он вступал в диалог с пациентами и был ли этот диалог построен на взаимном уважении". [3.C. 72].

    С другой стороны, люди опасаются действовать самостоятельно без разрешения врача ("Все же доктору виднее, он - специалист"; "А вдруг, что не так сделаю, только себе наврежу" и т.д.). Однако существует и такая категория больных, которые предпочитают "пустить болезнь на самотек", т.е. стараются не замечать болезнь, как бы игнорируют ее. Обычно их рассуждения сводятся к следующему: "Будь что будет. Попробую полечиться народными средствами (травяными настойками и т.п.). Бог дал болезнь, Бог и заберет болезнь").

    Об этом же писал И. Харди "... отдельные больные реагируют на невыносимые или очень тяжелые переживания совсем по-детски: они просто делают вид, что проблемы не существует. С такой реакцией отрицания в повседневной практике приходится встречаться довольно часто. Иногда просто удивительно, насколько больные не желают замечать тех симптомов, тех проявлений болезни, которые абсолютно очевидны. Различные жалобы, даже невыносимые боли они объясняют часто самыми незначительными причинами. При проявлении таких глубоких защитных реакций личности часто отходят на задний план даже нормальные доводы рассудка, не помогает ни культура, ни образованность". [7. C.36].

    Т.о., опасения действовать самостоятельно, как бы накладываются на некоторое недоверие к доктору, медицинскому персоналу; одно компенсирует другое, и в результате получается необходимая активность в процессе лечения, разумная самостоятельность.

    Однако не следует забывать, что между старшеклассниками и взрослыми по опроснику Кранца получилась некоторая разница (у старшеклассников - 7, у взрослых - 6). Это можно объяснить ранним постубертатным возрастом одной из наших групп. Дело в том, что 16-17 лет не слишком далеки от подросткового периода, а подростковый возраст - это время сомнений, время недоверия, время перемен. В этот период жизни человек очень критичен как к себе, так и к окружающим. "Сложность подросткового возраста является серьезной проблемой. Ее первая объективная основа - в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различиях в их обязанностях и правах. Известно, что "взрослая" жизнь сложнее, чем жизнь детей, и далеко не все взрослые люди могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу во всей ее сложности.

    Второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия и т.д. Можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происходить изменения, смысл, а главное, необходимость которых для него не всегда ясны". [4. C.7].

    Вышеописанным и объясняется некоторое недоверие к медицине в данном возрасте. Что касается старшеклассников, то здесь подростковая недоверчивость смешивается со зрелой рассудительностью, и поэтому мы получили такие результаты.

    2. Методика "Идеал-реал врача".

    2. а) Средний профиль реала и идеала.

   

Старшеклассники Взрослые        
реал:   идеал:  реал:   идеал:  
1)          5   7       1)          4   7       
2)          4   3       2)          3   2       
3)          5   3       3)          3   2       
4)          6   6       4)          5   6       
5)          3   3       5)          3   3       
6)          5   5       6)          5   5       
7)          5   6       7)          5   6       
8)          6   7       8)          5   6       
9)          3   2       9)          3   3       
10)        3    2       10)        3    2       

    Итак, разности средних профилей реала и идеала у старшеклассников равны:

   

1) ограниченный 2               умный   
2) активный     1               пассивный       
3) дотошный     2               не замечающей мелочей   
4) пессимист    0               оптимист        
5) сердечный    0               холодно-вежливый        
6) строгий      0               мягкий  
7) импульсивный 1               уравновешенный  
8) замкнутый    1               общительный     
9) с юмором     1               без юмора       
10) уверенный   1               сомневающийся   

    разности средних профилей реала и идеала у взрослых:

   

1) ограниченный 3               умный   
2) активный     1               пассивный       
3) дотошный     1               не замечающей мелочей   
4) пессимист    1               оптимист        
5) сердечный    0               холодно-вежливый        
6) строгий      0               мягкий  
7) импульсивный 1               уравновешенный  
8) замкнутый    1               общительный     
9) с юмором     0               без юмора       
10) уверенный   1               сомневающийся   

    По многим параметрам идеал и реал расходится и у старшеклассников и взрослых. Почему? Попытаемся объяснить это словами Л.П. Урванцева: "Установлено, что портрет идеального врача зависит от типа отношения больного к болезни. Степень неудовлетворенности врачом оказалась связанной прямой зависимостью с выраженностью объективных проявлений болезни на момент выписки больного. Показатель конфликтности взаимоотношений "врач-больной" выше в тех случаях, когда больной плохо информирован о своей болезни. Это указывает на один из путей оптимизации взаимоотношений "врач-больной" - индивидуальную информационно-разъяснительную работу с больным. Наиболее значимыми для врача пациенты считают ум, знание врача, внимательное отношение к больному, терпеливость и общительность.

    Степень принятия врача больным повышается с увеличением стажа работы, возраста и врачебной квалификации. Более опытные и квалифицированные врачи устанавливают меньшую дистанцию в системе взаимоотношений "врач-больной". Эта дистанция меньше в тех случаях, когда больной прислушивается к советам и рекомендациям врача..." [6. C. 105].

    Сравним полученные результаты у обеих групп испытуемых и попытаемся объяснить их:

    1. По первому пункту (ограниченный - умный) разница у взрослых между реалом и идеалом больше на I балл, чем у старшеклассников. Это говорит о том, что "взрослый врач и взрослый пациент" сами по себе уже находятся на равных правах, т.е. взрослый пациент оценивает врача с позиции равной себе, критикует врача так, как критикует себя, а возможно и больше (в зависимости от характера). Благодаря этому, конфликтность между взрослым пациентом и врачом выражена яснее.

    Что касается старшеклассников, то они оценивают доктора с более "детской" позиции, т.к. врач все же взрослый человек, а мы, в основном, склонны считать, что чем старше человек, тем он умнее (жизненный опыт, профессиональный опыт и т.п.).

    3. Третий пункт (дотошный - не замечающий мелочей). У взрослых разница между средним профилем реала и идеала - 1, у старшеклассников - 2. Дело в том, что если взрослый сам может позаботиться об "этих мелочах" (в смысле, расскажет и распишет каждую мелочь о своем состоянии (особенно если пациент - женщина, а тем более, пожилая), и врач уже практически будет не в состоянии не заметить какую-либо деталь).

    У старшеклассников дело по этому вопросу обстоит иначе. Во-первых, ранний юношеский возраст не так далек от подросткового возраста (а в подростковом возрасте детям требуется особое внимание со стороны взрослых). Во-вторых, многие в этом возрасте еще обладают некоторой застенчивостью и поэтому, им довольно трудно "открыться" доктору. Здесь может действовать и тот фактор, что болезни в юношеском возрасте менее тяжелые, менее серьезные (хотя бывают и исключения), чем у взрослых.

    Тем не менее, что касается врача, то ему следует не зависимо от возраста пациента не только выслушать его со вниманием, но и постараться как можно лучше понять его, понять и пережить все то, чем живет пациент, понять, что происходит в его душе, мыслях. Одним словом, врач должен откликнуться на рассказ больного всем своим разумом, во всей полноте своей личности, его реакция должна быть резонансом на услышанное.

    В повседневной жизни даже выражения, которые используют больные, свидетельствуют о потребности того, чтобы их выслушали. Если это не происходит, они обычно жалуются: "Даже не выслушал". Как правило, больные реагируют так на прием врача, во время которого им пришлось отвечать только на заданные вопросы. [7.]

    4. Четвертый показатель "пессимист-оптимист". Разница между баллами среднего профиля реала и идеала у старшеклассников и взрослых равна 1. Мы пришли к выводу, что объяснение здесь в том, что во-первых, болезни у взрослых тяжелее, чем у старшеклассников, поэтому, разумеется, и прогноз в юношеском возрасте более оптимистичен. Во-вторых, не все то, что можно сказать взрослому, возможно сказать старшекласснику (чаще всего врач старается оптимизировать прогноз на благо самого же юного пациента, поддержать в нем бодрость духа; сам же доктор о возможных трудностях предпочитает говорить с родителями больного).

    "... большое значение имеет мнение врача, то, как он сообщает диагноз больному. Иногда это сделать нетрудно, в других же случаях совсем не просто, бывает, что с этим сообщением вообще приходится подождать. В благоприятных случаях, если сформирован хороший контакт с больным, есть все условия и для такого сообщения. Однако сообщение диагноза больному в любом случае требует большого такта и умения разбираться в людях. В истории медицинской науки и практике можно найти множество примеров такого такта, искусства разбираться в людях, глубокой интуиции. Сообщение о болезни может вызвать страх, панику, даже самоубийство".[7. C. 54].

    Об этом же говорил Н. Казинс:

    "Возникает вопрос, затрагивающий медицинскую этику: в какой ситуации оправдано отсутствие полной откровенности со стороны врача? В безнадежных случаях неразумно и даже безответственно добавлять к страданиям человека отчаяние, поэтому врач замалчивает правду" [ 3. C. 37].

    Слова И Харди лишний раз подтверждают, что со старшеклассниками при сообщении диагноза нужно быть особенно осторожными .

    9. Девятый пункт ( с чувством юмора - без чувства юмора). По результатам, у старшеклассников потребность в юмористичности доктора больше, чем у взрослых. Это говорит о следующем:

    1) Разница в тяжести болезни у взрослых и школьников.

    Именно поэтому старшеклассники не против: "Пропустить несколько шуточек с доктором" (выражение самих испытуемых).

    2) Желание быть наравне с доктором (шутки, смех - все это делает молодого пациента и врача, как бы сверстниками; пациент желает установить с доктором дружеские отношения, и тем самым облегчить свое общение с врачом).

    Хотя следует отметить, что авторитарный, директивный стиль общения врача отмечается намного чаще партнерского. Стремление пациента к участию в лечении обычно встречается со стороны врача молчанием, иногда - осуждением. Авторитарная позиция врача объясняется рядом факторов, в том числе и самой ситуацией приема больного, его обращения за помощью. И все же абсолютизация такой позиции является глубоко ошибочной, часто подавляющей активность больного и мешающей успешному лечению. [6.].

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что конфликтность при авторитарной позиции врача у старшеклассников будет выражена больше, чем у взрослых со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    ! Важно отметить, что смех и шутки часто сами по себе являются "помощниками доктора" при лечении пациента. "Мне ужасно повезло, что мои больные принимают юмор всерьез. Идея смеха замечательно срабатывает. Мое общение с пациентами - сплошные шутки и смех. Я хочу, чтобы они с радостью ждали моего прихода, и сам хочу с радостью встречаться с ними. Мысли о пользе смеха мне очень по душе". [3. C. 88].

    Вывод: Основные причины различий у двух групп испытуемых :

    1) Оценивание доктора с разных возрастных позиций.

    2) Требование старшеклассников (почти как у подростков) внимание к себе со стороны доктора.

    3) В юношеском возрасте болезни обычно легче, чем во взрослом возрасте.

    4) Желание старшеклассников быть наравне с доктором и тем самым упростить свое общение с ним.

    5) Трудность для старшеклассников "открыться" доктору в результате почти подростковой стеснительности.

    II. Основные качества, которыми должен обладать по мнению испытуемых, идеальный врач: 1. ум; 2. общительность; 3. уравновешенность; 4 уверенность; 5. оптимизм; 6. аккуратность; 7. активность; 8. чувство юмора.

    Действительно, по словам Л.П. Урванцева, работающего с этой же методикой: "Наиболее значимыми для врача пациенты считают ум, знание врача, внимательное отношение к больному, терпеливость и общительность" [6. C. 105].

    2. б) Теперь определим коэффициент удовлетворенности лечащим врачом у старшеклассников и взрослых. Коэффициент у обеих групп = 1 - удовлетворенность лечащим врачом констатируется.

    ! данный результат можно считать не только как успешность контакта "врач-больной" у старшеклассников и взрослых, но и, опосредованно, как показатель успешности всего лечебного процесса.

    3.Третья методика: Опросник "Самооценка здоровья" (авторская методика).

    Количество баллов, соответствующее каждой группе опрашиваемых

    Старшеклассники Взрослые

    3,4 4,2

    Из таблицы видно, что:

    1) Ни одна из наших групп не считает себя "обделенными здоровьем".

    2) Оценка своего здоровья у старшеклассников несколько выше, чем у взрослых. Объясним это: а) Болезни в юношеском возрасте не такие тяжелые, как у взрослых. б) Более оптимистический взгляд на жизнь (на здоровье) в юношеском возрасте по сравнению со взрослыми.

    4. Четвертая методика "Картина болезни" (авторская методика).

    Представить себя художником за 2 минуты написать картину на тему "Моя болезнь"

    1)

    Количество человек:

    Старшеклассники: Взрослые

    а. Картина болезни через переживание эмоций (в нашем случае эмоции были только отрицательными)

    0

    3

    б. Картина болезни через ассоциации 6 4

    в. Картина болезни через описание действий больного во время продолжения болезни

    14

    13

    Объясним первую таблицу. Если при слове "болезнь" у человека возникают резкие отрицательные эмоции, то это либо следствие степени тяжести самих заболеваний, либо чрезмерного страха за свое здоровье (а это зависит от целого ряда причин: характера и т.д.); если болезнь у человека ассоциируется с чем-либо, то он как бы стоит со своей болезнью "лицом к лицу", видит ее в образе; ассоциация - это тоже довольно-таки "яркая" реакция на болезнь; если же человек начинает описывать свое поведение во время болезни, то понятно, что он относится к болезни спокойно, может быть, это говорит о том что сама болезнь у него не слишком тяжелая и изнурительная. Нам не удалось обнаружить значимых различий между группами по данной методике (с помощью х2). "Картина болезни" наших испытуемых взаимосвязана с самооценкой здоровья и жизненными ценностями. По результатам методики "Картина болезни" обе группы воспринимают болезнь довольно-таки спокойно; спокойно относятся к своему здоровью. Это видно из того, что большинство опрашиваемых представляют свою болезнь через описание действий во время ее продолжения (действие легче описать). Не страдают отсутствием здоровья, что и подтверждается методикой "самооценки здоровья".

    2)

    Лучше болеть, чем ходить в школу (на работу) Лучше ходить в школу (на работу, чем болеть)

    старшеклассники 8 п.1.1. 12 п.1.2. 20

    взрослые 3 п.2.1. 17 п.2.2 20

    11 29 40N

    х2=(8 х 17-3 х12)2 х 40/(20 х 20 х 11 х 29)

    х2=3.1

    а) Значение х2 меньше критического, поэтому мы не можем говорить о наличии взаимосвязи между возрастом и отношением к болезни как способу избежать учебы (работы).

    б) Просмотрев полученные результаты по методике "Картина болезни" мы пришли к выводу, что каждую группу испытуемых (старшеклассников и взрослых) в свою очередь можно поделить на 2 части: I лучше болеть, чем ходить в школу (на работу); II лучше ходить в школу (на работу), чем болеть.

    Итак мы получили: старшеклассники из 100%: 60% предпочитают ходить в школу, чем болеть; 40% предпочитают болеть, чем ходить в школу. Взрослые из 100%: 85% предпочитают ходить на работу, чем болеть; 15% предпочитают болеть, чем ходить на работу.

    Таким образом, 1) обе группы опрашиваемых в своем большинстве предпочитают ходить в школу (на работу), чем болеть.

    Действительно, большинство испытуемых описало свою болезнь примерно так: "Скучно, не с кем общаться. Все болит; плохо себя чувствую; кружится голова. Приходится глотать кучу таблеток". Понятно, что в таком состоянии, даже если вы сидите дома и, кажется, ничего не надо делать, ни один здравомыслящий человек не захочет находится. Однако не стоит забывать, что есть и такие, кто ищет выгоду из болезни. Объясним это: "Понятие преимущества заболевания - это теперь уже широко распространившееся выражение помогает осветить, выразить то облегчение, которое может нести с собой болезнь, ее симптомы. В этом внутреннем, или первичном преимуществе заболевания находит выражение стремление избежать конфликта (отсюда и выражение "спасение в болезни, уход в болезнь"). Вторичное же преимущество заболевания находит выражение в том, что определенное заболевание или симптом сопряжены с определенными преимуществами, льготами внешнего характера, получаемыми из вне. Например, ребенку у которого болит горло, повышена температура, можно не ходить в школу [7. C. 41]

    5. "Методика исследования ценностных ориентаций" (авторская методика).

    На каком месте стоит здоровье (12 пунктов).

    Старшеклассники Взрослые

    4 1

    Мы считаем, что полученные результаты можно объяснить следующим:

    1) У взрослых болезни тяжелее, чем в юношеском возрасте (протекают тяжелее; если у старшеклассников это - простуда, грипп и т.п., то у взрослых к этому может добавиться ревматизм и т.д.).

    2) В юношеском возрасте взгляд на жизнь более оптимистичен (романтичен), чем в зрелом возрасте, поэтому от старшеклассников можно услышать такие высказывания: "Зачем мне здоровье, оно у меня и так есть".

    3) Надежда на то, что: "Если со мной что то случится, то родители или доктора чем-нибудь мне помогут. Все таки медицина сейчас много чего достигла".

    V. Выводы: 1) Здоровье в системе ценностей старшеклассников стоит ниже по сравнению со взрослыми.

    2) Представление об идеальном враче у старшеклассников и взрослых различаются.

    3) Обе группы опрашиваемых считают себя скорее здоровыми, нежели больными (оценка своего здоровья выше среднего).

    4) По мнению старшеклассников и взрослых лучше быть здоровыми, даже если из болезни можно получить определенную выгоду.

    5) Средняя степень доверия медицине, необходимая активность в процессе лечения, разумная самостоятельность.

    6) Констатация удовлетворенности лечащим врачом у старшеклассников и взрослых:

    а) успешность контакта "врач- больной"

    б) успешность всего лечебного процесса.

    7) По сравнению со старшеклассниками, результат у взрослых по оценке своего здоровья более низкий.

    8) У взрослых отношение к медицине в целом, по сравнению со старшеклассниками, менее критично.

    Таким образом, прокомментировав результаты, мы пришли к выводу, что между старшеклассниками и взрослыми по вопросу "отношение к своему здоровью и медицине" много общего, но есть и различное.

    VI. Литература.

   

  1. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М. 1988.
  2. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. С-Пб; 1996.
  3. Казинс Норман. Анатомия болезни сточки зрения пациента. М. 1991.
  4. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М. 1986.
  5. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. Ярославль. 1993.
  6. Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике. Ярославль. 1998.
  7. Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт. 1988.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999