ВВЕДЕНИЕ...................................................3.
ГЛАВА 1.Взаимосвязь между ценностными ориентациями
детей и родителей и детско-родительскими отношениями.......4.
1.1.Значимость фактора отношений между детьми и
родителями.................................................4.
1.2.Основные причины психологических барьеров
между детьми и родителями..................................5.
1.3.Группы семей,типы отношений родителей и детей..........7.
ГЛАВА 2.Разработка программы исследования..................9.
2.1.Методика...............................................9.
2.2.Процедура эксперимента.................................9.
2.3.Текст инструкции......................................10.
2.3.Выборка...............................................10.
ГЛАВА 3.Анализ и обсуждение результатов исследования......11.
3.1.Методы анализа данных.................................11.
3.2.Доминирующие ценности списка А испытуемых
первой группы.............................................11.
3.3.Доминирующие ценности списка А второй группы
испытуемых................................................12.
3.4.Доминирующие ценности списка Б первой группы
испытуемых................................................14.
3.5.Доминирующие ценности списка Б испытуемых
второй группы.............................................15.
3.6.Взаимосвязь между ценностными ориентациями
родителей и детей-старшеклассников........................16.
ВЫВОДЫ....................................................17.
ЛИТЕРАТУРА................................................19.
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................20.
"Наша молодежь любит роскошь,она дурно
воспитана,она насмехается над началь-
ством и нисколько не уважает стариков.
Наши нынешние дети стали тиранами,они
не встают когда в комнату входит пожи-
лой человек,перечат своим родителям.
Попросту говоря,они очень плохие."
Сократ,470-399 г.г.до н.э.
Эти слова Сократа,произнесенные столько веков назад,могут от-
носиться и к молодому поколению нашей эпохи.За столько сотен лет про-
тиворечия не исчезли,спор "отцов" и "детей" не закончен до сих пор.
Основной причиной разногласий между взрослыми и детьми являет-
ся разница в возрасте.Возраст определяет и свойственные каждому из по-
колений характерные особенности: вкусы,жизненные цели,ценности,склон-
ности ,тенденции в чертах характера.Например,старшее поколение обычно
консервативно,практично,младшее же,напротив,настроено радикально и
склонно к мечтательности,романтизму.Все это заложено в особенностях
возраста.
Как мне кажется,отношения старшеклассника с родителями являют-
ся наиболее важными в системе взаимоотношений старшеклассника с миром
взрослых.
Цель моего исследования установить каким образом взаимосвязаны
ценностные ориентации родителей и их детей - старшеклассников.
Задачи:
1.Выявить доминирующие системы ценностей у родителей и у де-
тей юношеского возраста.
2.Определить степень взаимосвязанности между ценностными ори-
ентациями родителей и детей-старшеклассников.
Моя личная заинтересованность в исследовании заключается в сле-
дующем.Меня всегда интересовало,как сильно каждый человек зависит от
людей,его окружающих,рядом с которыми он живет? Способен ли он самос-
тоятельно изменить любую из особенностей своей психики? Насколько его
личность определяется генами,насколько им самим и насколько нормами
общества? Кто он? Пешка в руках общества,состоящего из таких же пе-
шек,как он,но определяющего собственно,всю его жизнь? Или сущест-
во,способное свободно принимать решения,контролировать и менять себя в
соответствии только с собственными убеждениями?
Надеюсь,что мое исследование хоть немного приподнимет завесу,скрываю-
щую ответы на все эти вопросы.
љГлава 1.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ДЕТЕЙ И
РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ.
љ1.1 ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.
Девочки и мальчики,вырастая в юношей и девушек,перестают под-
чиняться родителям только потому,что "родители всегда правы".Они видят
и анализируют недостатки своих родителей,которых не лишены даже самые
лучшие из них,и поэтому не воспринимают больше родительский авторитет
так же некритично,как в детстве.Таким образом,юношам и девушкам требу-
ется больше оснований,чтобы признать жизненные позиции,принципы,цен-
ности своих родителей достойными принятия и воспроизведения.
А все это во многом связано с тем,как строится жизнь в семье,каковы
отношения родителей между собой,каково отношение родителей к детям,а
детей к родителям хотя бы потому,что именно через эти сферы семейной
жизни ребенок начинает узнавать,понимать и,возможно,воспринимать ка-
чества своих родителей.Кроме того влияние семьи ребенок испытывает
прежде всего,с самого момента рождения,когда он наиболее восприимчив.
Семейные условия,которые складываются из социального положе-
ния,рода занятий,достатка,уровня образования родителей,в значительной
мере предопределяют жизненный путь ребенка.Но кроме сознательного,це-
ленаправленного воспитания,которое ему дают родители,на ребенка воз-
действует вся внутрисемейная атмосфера,причем эффект этого воздействия
гораздо превышает все остальное.Ведь оно начинается с младенческого
возраста,когда ребенка еще не воспитывают серьезно,когда он еще не мо-
жет осознавать ни свое социальное положение,ни материальный уровень
своей семьи,но когда он уже может воспринимать и ласку,и нежность,и
заботу,и теплые слова своих родителей.Фактор отношений между детьми и
родителями имеет длительный характер,поэтому он является одним из важ-
нейших по степени влияния на ребенка,а в частности на его жизненые
ценности.
По мнению И.С.Кона:"В основе эмоциональной привязанности ре-
бенка к родителям первоначально лежит зависимость от них.По мере рос-
та самостоятельности,особенно в переходном возрасте,эта зависимость на-
чинает тяготить ребенка.Положение "маменькиного сынка" начинает его
раздражать не только потому,что вызывает насмешки сверстников,но и по-
тому,что пробуждает в нем чувство зависимости от других людей,с кото-
рым каждый старшеклассник особенно борется."Проигрыш в этой борьбе
порождает устойчивую потребность ребенка в опеке,зависимость,как черту
характера"(5,с.111).
љ1.2.ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
љИ РОДИТЕЛЯМИ.
Порой ребенок-старшеклассник так стремится к самостоятельнос-
ти,что это приводит к конфликтам с родителями.Требования ребенка часто
превышают пределы возможностей родителей обеспечить ему ту полную не-
зависимость,к которой он стремится.Она,впрочем,часто невозможна в юно-
шеском возрасте и по более объективным причинам.
Кроме того ,очень часто родители ограничиваются в
общении с детьми разговорами о школе,поведении,дневнике и прочих фор-
мальных сторонах их жизни.Дети,видя,что родители не проявляют должного
интереса к "нужным",на их взгляд,вещам,к тому что их больше всего вол-
нует,в свою очередь перестают доверяться взрослым.В результате,общение
между двумя поколениями в семье сводится к формальным,бытовым,взаимо-
отношения становятся сухими равнодушными.
Следующая причина неблагополучия в отношениях родителей и
их,почти взрослых,детей - разные точки зрения на многие вопросы пов-
седневной жизни.Так старшеклассники часто расходятся с родителями в
мнениях о том,кто из сверстников достоин их дружбы,как следует прово-
дить свободное время,какую профессию выбрать,хороша ли современная му-
зыка,элегантна ли молодежная мода,прически и т.д.
Рассуждая абстрактно и отстраненно,родители и их дети должны
быть очень похожи друг на друга (гены,наследственность и пр.).Так оно
и есть.Они, действительно,кое в чем ,а иногда и во многом похожи.Похо-
жи,но не одинаковы!Поэтому все же у детей и родителей возникают боль-
шие или маленькие расхождения во взглядах на жизнь.О вкусах же и гово-
рить не приходится .Очень редко встречаются люди,у которых они совпа-
дали бы.А среди "отцов" и "детей" еще реже.Поэтому сетования многих
родителей на то,что дети не разделяют их пристрастий,скажем к класси-
ческой музыке,по меньшей мере несправедливы.Как можно всерьез ожидать
от шестнадцатилетнего человека тех же интересов,к которым пришел со-
рокалетний .Такие совпадения случаются крайне редко.Конечно,
каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке маленького себя,
но все же взрослый должен суметь разглядеть в нем нового,похожего
только на себя самого человека,личность.Именно вследствии неумения это-
го сделать,же часто возникают разногласия между родителями и их детьми.
И последняя причина непонимания детьми родителей,а родителями
детей,о которой нельзя не упомянуть - это разные системы ценностей.Что
обусловлено в значительной степени большим возрастным промежутком.
Два разных поколения не могут одинаково мыслить.Старшеклассникам не
хватает советов родителей по важным для них - юношей и девушек - воп-
росам,а родители без конца твердят им о том,что считают жизненно важ-
ным,но что для самих старшеклассников совершенно несущественно.
Вот мнение одного старшеклассника по этому поводу,с которым,я ду-
маю,согласятся многие:" Со взрослыми мы идем по двум параллельным до-
рогам (хорошо бы,если в одну сторону).Нас волнуют вопросы,которые уже
не волнуют взрослых,и наоборот".
Юношам и девушкам необходимо чтобы их вопросы и эмоции воспри-
нимались и оценивались родителями по значимости которую они имеют для
самих -юношей и девушек,а вовсе не по мере их актуальности с точки
зрения родителей.Родителям же,вероятно,хочется упростить жизнь детям,и
поэтому они часто пытаются доказать им,что подобные проблемы несуще-
ственны,и не стоит им уделять такого чрезмерного внимания.Но на самом
деле подобными заявлениями родители лишь ухудшают ситуацию,т.к. дети
начинают считать,что взрослые либо не разбираются и боятся в этом
признаться,либо просто не хотят пытаться разобраться в вопросе,волную-
щем ребенка-старшеклассника.
И.С Кон обоснованно утверждает:"Спешка,неумение и нежелание
выслушать,понять то,что происходит в сложном юношеском мире,постарать-
ся взглянуть на проблему глазами сына или дочери,самодовольная уверен-
ность в непогрешимости своего жизненного опыта -вот,что в первую оче-
редь создает психологический барьер между родителями и их растущими
детьми"(5,с.114)
Чаще всего,если старшеклассник не нашел понимания и поддержки до-
ма,он идет искать это в своей компании,у друзей-свестников.Но какой
совет может дать человек,который прожил так же мало,как ты?Вот почему
при всей их тяге к самостоятельности,юноши и девушки остро нуждаются в
опыте и помощи старших.Но к чужому,постороннему взрослому со своими
переживаниями старшекласснику идти нелегко-"не так поймет,не то поду-
мает".А родители ,в некоторой степени даже обязаны выслушать своего
ребенка,поговорить с ним,успокоить,дать нужный совет.Поэтому не стоит
считать,что у старшеклассников пропадает потребность в общении с роди-
телями,или,что эта потребность может компенсироваться общением со
сверстниками.Старшеклассники в равной мере нуждаются,как в понимании
родителей,так и в понимании друзей-ровесников.
љ1.3.ГРУППЫ СЕМЕЙ,ТИПЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
А.В.Мудрик в своей книге "Время поисков и решений,или старшек-
лассникам о них самих" попытался "усереднить" отношения старшеклассни-
ков с родителями и разделить их по принципу разных взаимоотношений
семьи на несколько групп.Вот какой классификации он придерживался в
своей книге.
Первая группа - семьи,в которых существуют очень близкие,дру-
жеские отношения между родителями и детьми.Их атмосфера наиболее бла-
гоприятна для старшеклассника,т.к. родители имеют возможность не
только быть в курсе его дел,многих мыслей и переживаний,но и помогать
ему и делом,и советом.Как пишет А.В.Мудрик:"Именно в подобных семьях
проявляется любопытная тенденция,когда сын или дочь играют роль сво-
еобразных лидеров по вопросам моды,современной музыки и т.д.,к которым
с уважением прислушиваются родители.Но и сами старшеклассники в таком
случае весьма внимательно прислушиваются к мнениям родителей по другим
не менее существенным вопросам"(7,с.99).
Юноши и девушки,воспитывающиеся в таких семьях,обычно друже-
любны,активны,независимы.Между ними и их родителями постоянно идет об-
мен мнениями и опытом.
Довольно часто встречаются и другие благополучные семьи.Для
них характерна атмосфера доброжелательности и со стороны родителей,и
со стороны детей.Родители следят за развитием детей,интересуются их
жизнью,проблемами,переживаниями,выслушивают их мнения.Конфликты в по-
добных семьях имеют открытый характер,решаются исчерпывающе,не остав-
ляя недомолвок,которые накопившись могут повлечь за собой новый конф-
ликт.Эти семьи отличаются тем,что в них имеется определенная дистанция
(порой значительная) между старшим и младшим поколениями.
Юноши и девушки в таких семьях обычно растут послушными,вежли-
выми,приветливыми и уступчивыми.Такие качества,как уважение к стар-
шим,преклонение перед их жизненным опытом и авторитетом особенно це-
нятся.
- 8 -
В последнее время появилось немало семей,в которых между роди-
телями и детьми складываются "партнерские" отношения. Родители не на-
вязывают детям свой опыт,свои оценки их поступков,но стараются приу-
чать юношей и девушек решать свои проблемы без посторонней помощи,са-
мим принимать важные решения.
Дети в таких семьях обычно вырастают самостоятельными и целе-
устремленными.
Особую группу (и довольно многочисленную) составляют семьи,в
которых родители уделяют достаточное,а порой даже чрезмерное внимание
учебе ребят,их быту,но тем и ограничиваются.Основная цель таких роди-
телей - чтобы у ребенка все было "не хуже,чем у других"(дорогая модная
одежда и т.д.) и чтобы он "вышел в люди",т.е.,например,получил "выгод-
ную" профессию.Но уделяя излишнее внимание внешним,совсем не стоящим
того,вещам,родители часто забывают интересоваться проблемами старшек-
лассников,которые не исчезают,даже если купить дорогую мебель,красивую
и модную одежду или суперсовременную аппаратуру.Кроме того,материаль-
ное обеспечение семьи не всегда удовлетворяет запросам избалованных
старшеклассников, многие из которых родители просто не считают дос-
тойными внимания.
Таким образом,взрослые в этих семьях пренебрегают не только
интересами и увлечениями детей,но и их правом самостоятельно опреде-
лять свой стиль жизни,что создает между детьми и родителями определен-
ный барьер.Кроме того,взрослые постоянно и чересчур усердно контроли-
руют поведение и суждения своих детей в соответствии со своим предс-
тавлением о "пристойном" для них.
И последнюю группу составляют семьи,в которых отношения между
родителями и детьми просто плохие.Это и неуважение друг к другу,и
слежка за детьми,и недоверие,и скандалы.В таких семьях рано или поздно
назревает конфликт между взрослыми родителями и повзрослевшими деть-
ми,конфликт открытый или скрытый,периодически превращающийся в ссоры и
вырывающийся наружу.У юношей и девушек из таких семей могут сформиро-
ваться стойкая враждебность к родителям,недоверие к взрослым вооб-
ще,трудности и непонимание в общении со сверстниками.Подобная атмос-
фера в семье - причина многих преступлений среди молодежи.
Итак,обзор литературы показывает,что
1.К юношескому возрасту отношения между детьми и родителями
претерпевают изменения.
2.Причинами конфликтов между детьми и родителями могут служить:
-стремление ребенка к независимости и самостоятельности,
-излишнее внимание родителей к формальным сторонам жизни
детей и равнодушное отношение к их проблемам в других сфе-
рах жизни,
-расхождение детей и родителей во взглядах на жизнь - разные
системы ценностей.
3.А.В.Мудрик выделяет пять групп семей.В зависимости от типа
детско-родительских отношений в детях формируются определен-
ные черты характера.
4.Ценностные ориентации родителей и атмосфера внутрисемейных
детско-родительских отношений могут влиять на формирование
ценностных ориентаций юношей и девушек.
љГлава 2.
љРАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
љ2.1.МЕТОДИКА.
Система ценностных ориентаций во многом определяет направлен-
ность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру ,к
другим людям,к себе самой,основу мировоззрения,жизненных принципов и
"философию жизни".
Наиболее распостраненной в наше время является методика изуче-
ния ценностных ориентаций М.Рокича,основанная на прямом ранжировании
списка ценностей. Эта методика и легла в основу моего исследования.
М.Рокич различает два класса ценностей:
1.ТЕРМИНАЛЬНЫЕ - убеждения в том,что какая-то конечная цель
индивидуального существования стоит того,чтобы к ней стремиться. Тер-
минальные ценности составляют в список "А" стимульного материала.
2.ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ - убеждения в том,что какой-то образ дейст-
вий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуа-
ции.Инструментальные ценности представлены в списке Б.
Деление М.Рокича соответствует традиционному делению ценностей на
ценности-цели и ценности-средства.
љ2.2.ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА.
Процедура эксперимента заключалась в следующем: Респонденту
предъявлялся бланк ответов (см.Приложение 1) с двумя списками ценнос-
тей (по 18 пунктов в каждом списке). В списках испытуемый присваивал
каждой ценности ранговый номер. Непосредственно перед экспериментом
испытуемые были ознакомлены с инструкцией.
љ2.3.ТЕКСТ ИНСТРУКЦИИ.
Текст инструкции:"Перед Вами лист с двумя списками ценностей (А и Б).
Ваша задача: проранжировать отдельно ценности каждого списка в порядке
их значимости для Вас,как принципов,которыми Вы руководствуетесь в Ва-
шей жизни. Внимательно изучите весь список и,выбрав ту ценность,кото-
рая для Вас наиболее значима,поместите ее на первое место (поставьте
цифру "1" напротив названия ценности).Наименее важная ценность займет
последнее восемнадцатое место. Если в процессе работы Вы измените свое
мнение,то можете исправить ответы.Конечный результат должен отражать
Вашу истинную позицию. Не забудьте заполнить анкету в левом верхнем
углу бланка ответов."
љ2.4.ВЫБОРКА.
Данная методика была проведена на двух группах испытуемых. Пер-
вая группа - ученики десятых классов гимназии N 3 и школы N 37. Она
включала в себя 10 юношей в возрасте от 15 до 16 лет и 23 девушки в
возрасте от 15 до 17 лет. Вторую группу испытуемых составляли их роди-
тели.В нее вошли 28 матерей в возрасте от 36 до 50 лет и 5 отцов в
возрасте от 41 до 49 лет. Таким образом в каждой группе было по 33 ис-
пытуемых,причем каждому испытуемому-ребенку из первой группы соответс-
твовал испытуемый-родитель из второй группы. Обе группы испытуемых бы-
ли опрошены по методике "Ценностные ориентации" М.Рокича. Таблицы сы-
рых данных,составленные по ответам испытуемых,приведены в Приложениях:
2 (группа 1,список А), 3 (группа 2,список А), 4 (группа 1, список Б),
5 (группа 2,список Б) В таблице указаны результаты ранжирования каждо-
го испытуемого,среднее арифметическое для каждой ценности каждого
списка отдельно для первой и второй групп,а также результаты ранжиро-
вания средних арифметических.
љГлава 3.
љАНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
љ3.1 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ.
Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее
арифметическое для каждой ценности списка А и списка Б отдельно для
первой и второй групп испытуемых,а затем проранжированы полученные
средние арифметические.
Для того,чтобы оценить связь между ценностными ориентациями детей и
родителей,использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Вот к каким результатам я пришла.
љ3.2 ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА А ИСПЫТУЕМЫХ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
1.Здоровье (физическое и психическое): ср.ар.=4,24.
Предпочтение этой ценности остальным свидетельствует о достаточно
зрелой оценке,что,на мой взгляд,объясняется приобретенным к 16-ти го-
дам (средний возраст испытуемых) определенного личного опыта.
2.Наличие друзей: ср.ар.=5,91.
Как пишет И.С.Кон:"Одна из главных тенденций переходного возраста -
переориентация общения с родителей,учителей и вообще старших на ровес-
ников,более или менее равных по положению."(5,с.128).Таким образом у
юношей и девушек возникает потребность довериться друзьям-сверстни-
кам,которым должны быть ближе переживания юности ,которые никогда не
откажутся выслушать,понять,поддержать.
3.Счастливая семейная жизнь: ср.ар.=6,45.
Не смотря на характерное для юношеского возраста стремление к са-
мостоятельности,старшеклассники все же нуждаются в понимании и под-
держке родителей.Ведь многие проблемы они вообще не могут обсуждать со
сверстниками,т.к. мешает самолюбие.Семья должна оставаться тем мес-
том,где независимо от посторонних неудач,ребенок сможет чувствовать
себя спокойно и уверенно.Для любого ребенка в той или иной степени
важно,чтобы семейные отношения были бесконфликтными (при чем не только
по линии ребенок-родители,но и по линиям: отец-мать,брат-сестра и т.д.)
4.Активная,деятельная жизнь: ср.ар.=7,6.
Юношеский возраст нередко называют "буйным".Старшеклассники торо-
пятся все успеть,все попробовать,везде поучаствовать.Они хотят жить
полнокровно,использовать все возможности,все привилегии своего возрас-
та.Причем обычно жизнь юношей и девушек прежде всего активная,а уже
потом,может быть,деятельная.
5.Любовь: ср.ар.=7,82.
Переходный возраст - время первой или уже не первой любви.Активное
или пассивное,осознанно или бессознательно,но юношей и девушек начина-
ет тянуть друг к другу.Любовь"отстает"в этом списке от дружбы,вероят-
но,потому,что юноши и девушки представляют себе дружбу,как явление
постоянное и длительное,а любовь - кратковременное и непостоянное.
6.Уверенность в себе: ср.ар.=7,97.
Уверенность в себе играет не последнюю роль в жизни человека.От нее
зависит умение убеждать,отстаивать свое мнение и другие составляющие
поведения человека.Старшеклассники осознают это,чем и обусловлено ее
высокое положение среди других ценностей.
Здесь и далее в качестве доминирующих ценностей я буду рассматри-
вать первые шесть,имеющие самые высокие ранги.
Остальные ценности распределяются следующим образом:
7.Свобода: ср.ар.=8,76.
8.Материально обеспеченная жизнь: ср.ар.=8,85.
9.Интересная работа: ср.ар.=9,0.
10.Развитие: ср.ар.=9,73.
11.Продуктивная жизнь: ср.ар.=10,3.
12.Счастье других: ср.ар.=10,33.
13.Жизненная мудрость: ср.ар.=10,48.
14.Познание: ср.ар.=10,58.
15.Развлечения: ср.ар.=12,3.
16.Красота природы: ср.ар.=13,03.
17.Общественное признание: ср.ар.=13,15.
18.Творчество: ср.ар.=15,09.
Любопытно отметить,что в начале итогового рангового списка А первой
группы наблюдаются существенные скачки среднего арифметического ран-
гов.Далее же различия между соседними значениями невелики,что свиде-
тельствует о том,что их значимость для старшеклассников примерно оди-
накова.
љ3.3.ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА А ВТОРОЙ ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ.
1.Здоровье: ср.ар.=4,12.
Взрослые также выделяют здоровье,т.к. с высоты своего своего жиз-
ненного опыта они имеют возможность почувствовать его огромную значи-
мость.
2.Счастливая семейная жизнь:ср.ар.=4,39.
Как мне кажется,для многих взрослых их семейная жизнь - главная
сфера жизни.Многие родители (особенно матери,а именно они составляют
большую часть испытуемых) посвящают себя детям,семейному быту.Поэтому
счастливая семейная жизнь имеет такое большое значение.
3.Интересная работа: ср.ар.=6,88.
Не последнее место в жизни взрослых занимает работа.Именно ей,если
не семье,часто посвящают себя взрослые люди.Кроме того,она забирает
много времени.Неинтересная,скучная работа (т.е. та,которая не нравится
ее обладателю) и большой отрезок жизни потерян зря.
4.Наличие друзей: ср.ар.=7,15.
Еще одна сфера взрослой жизни - общение с друзьями.Это,в основ-
ном,единственные советчики взрослых,т.к. родителей неудобно огорчать
своими проблемами,а детей считают еще не способными понять и оценить
их.Кроме того,общение с ровестниками,людьми одного уровня не может не
доставлять удовольствия взрослым.
5.Материально обеспеченная жизнь: ср.ар.=7,88.
Выделение этой ценности свидетельствует о свойственном большинству
взрослых практицизму.Деньги помогают добиваться в жизни успеха,от них
зависят и уверенность в себе,и престиж,и общественное признание,и со-
циальный статус,и многое другое.
6.Любовь: ср.ар.=8,09.
Высокое значение придаваемое любви взрослыми,как я думаю,отчасти
объясняется тем,что именно от нее зависит счастливая семейная жизнь.
Недаром многие считают,что человек счастливый в любви - счастливей-
ший человек.
7.Жизненная мудрость: ср.ар.=8,67.
8.Уверенность в себе: ср.ар.=8,94.
9.Счастье других: ср.ар.=9,06.
10.Свобода: ср.ар.=9,12.
11.Активная деятельная жизнь: ср.ар.=9,67.
12.Познание: ср.ар.=10,64.
13.Продуктивная жизнь: ср.ар.=10,79.
14.Общественное признание: ср.ар.=11,24.
15.Развитие: ср.ар.=12,1.
16.Красота природы: ср.ар.=12,76.
17.Творчество: ср.ар.=14,73.
18.Развлечения: ср.ар.=15,33.
Так же,как и у детей,у родителей большие различия между соседними
значениями наблюдаются только в начале и в конце рангового списка,в
середине списка находятся очень близкие по величине значения.
љ3.4. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА Б ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ.
1.Образованность (широта знаний,высокая общая культура):
ср.ар.=6,39.
Это можно объяснить тем,что именно на юношеский возраст приходится
процесс прфессионального самоопределения,который напрямую зависит от
уровня и широты знаний старшеклассника.
2.Честность: ср.ар.=6,79.
Прежде всего,как мне кажется,это искренность в чувствах,которой
так не хватает порой нашему поколению.Кроме того,это честность с самим
собой и с другими людьми.Отсутствие лжи важный показатель доверитель-
ного общения,к которому стремится практически каждый.
3.Жизнерадостность: ср.ар.=7,12.
В современной жизни,представляющей из себя почти сплошные кризисы
и неудачи,становится необходимым оптимистический настрой и чувтво юмо-
ра.Иначе невозможно избежать депрессий,стрессовых состояний.
4.Независимость: ср.ар.=7.67.
Большинство юношей и девушек стремятся к самостоятельности - это
одна из особенностей переходного возраста.О ней подробно говорилось
в Главе 1.
5.Воспитанность: ср.ар.=8,06.
Высокий ранг этого качества отчасти можно объяснить тем,что юношам
и девушкам часто приходится сталкиваться с бескультурием. Их не может
не волновать пренебрежительное отношение многих взрослых.Такие,каза-
лось бы мелочи,как ругань в транспорте,неуважительный тон продавца или
обращение "на ты" незнакомого прохожего,могут испортить настроение.
Старшеклассники - не дети,а потому требуют,чтобы с ними обращались как
со взрослыми.
6.Ответственность: ср.ар.=8,69.
Очень большое значение для юношей и девушек имеет умение держать
данное слово - важный критерий оценки человека,его личных и деловых
качеств.Насколько я могу судить,человек,принимающий и выполняющий воз-
ложенную на него ответственность,заслуженно пользуется большим уваже-
нием.
7.Широта взглядов: ср.ар.=8,76.
8.Терпимость: ср.ар.=8,88.
9.Аккуратность: ср.ар.=9,12.
10.Рационализм: ср.ар.=9,21.
11.Чуткость: ср.ар.=9,79.
12.Твердая воля: ср.ар.=9,94.
13.Смелость в отстаивании своего мнения,своих взглядов:
ср.ар.=10,15.
14.Самоконтроль: ср.ар.=10,18.
15.Эффективность в делах: ср.ар.=10,5.
16.Исполнительность: ср.ар.=11,12.
17.Высокие запросы: ср.ар.=12,48.
18.Нетерпимость к недостаткам в себе и других: ср.ар.=15,12.
Если значения средних арифметических списка А начинались с 4,24,то
минимальное значение списка Б - 6,39,что свидетельствует о неоднознач-
ности ответов испытуемых.Кроме того,значения соседних величин в итого-
вом ранговом списке очень близки,это,вероятно,объясняется тем,что
старшеклассники не выделяют отдельные ценности в качестве наиболее
предпочтительных.
љ3.5. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА Б ИСПЫТУЕМЫХ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
1.Ответственность: ср.ар.=5,94.
Ответственность очень важна в работе и в семье - главных сферах
жизни взрослых.Поэтому ей и отдается предпочтение среди других ка-
честв,поэтому она так ценится взрослыми.
2.Честность: ср.ар.=6,15.
Не менее важным является и взаимодоверие,основывающееся на искрен-
ности.
3.Рационализм: ср.ар.=7,82.
Большинство взрослых людей склонны принимать рациональные,тщатель-
но обдуманные решения.Богатый жизненный опыт не позволяет спонтанно
принимать решения,вступать в сумашедшие,рискованные затеи.Взрослые бо-
ятся ошибок,и поэтому стараются все тщательно взвесить,чтобы их не до-
пустить.В сравнении со взрослыми дети часто решаются на всякие глупос-
ти и сумасбродства, не задумываются долго прежде,чем сделать какой-то
решительный шаг,поэтому,наверное,и совершают так много ошибок.
4.Образованность: ср.ар.=7,97.
Культурные,образованые люди очень ценятся среди взрослых.С интел-
лигентным человеком приятно и интересно общаться.Если этот прекрасно
образованный,высоко культурный человек - ВЫ,то успех и великолепная
карьера скорее всего Вам обеспечена.Так считают,я думаю,очень многие
взрослые,которые отправляют своих детей учиться в дорогие частные шко-
лы и университеты.
- 16 -
5.Аккуратность: ср.ар.=8,33.
Умение содержать вещи в порядке и порядок в делах - важное условие
эффективной проффессиональной деятельности.Аккуратность - качест-
во,имеющее не малое значение внутри определенного круга людей как на
работе так и в семье.
6.Терпимость: ср.ар.=8,42.
Это качество позволяет не слишком строго судить взгляды и мнения
других,прощать их ошибки и заблуждения.Оно помогает избежать многих
несправедливых упреков,пустяковых конфликтов.Именно поэтому,я счи-
таю,терпимость так ценится взрослыми.
7.Жизнерадостность: ср.ар.=8,9.
8.Твердая воля: ср.ар.=8,94.
9.Чуткость: ср.ар.=8,97.
10.Независимость: ср.ар.=9,0.
11.Воспитанность: ср.ар.=9,12.
12.Широта взглядов: ср.ар.=10,15.
13.Исполнительность: ср.ар.=10,18.
14.Смелость: ср.ар.=10,21.
15.Эффективность в делах: ср.ар.=10,7.
16.Самоконтроль: ср.ар.=10,97.
17.Непримиримость к недостаткам: ср.ар.=13,9.
18.Высокие запросы: ср.ар.=14,64.
Очень интересно,что у детей и у их родителей в шестерку главных
ценностей входят три одинаковые качества - это ответственность,образо-
ванность и честность.Вероятно,это некоторый признак общности ценностей
детей и родителей.
Для итогового рангового списка Б родителей также характерны высо-
кое значение меньшего из средних арифметических,что показывает неод-
нозначность ответов,а также близость значений соседних величин - приз-
нак трудности выделения явных ценностей лидеров среди других.
љ3.6. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ
љИ ДЕТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием
списка А (терминальные ценности) детьми и родителями = 0,783,что сви-
детельствует о высоком уровне значимости,т.к.коэффициент близок к 1.
Следовательно между структурами терминальных ценностей детей и их ро-
дителей существует связь.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием
- 17 -
списка Б (инструментальные ценности) детьми и родителями = 0,74,что
показывает высокий уровень значимости,но меньший по сравнению с коэф-
фициентом списка А.Значит,структуры инструментальных ценностей детей и
родителей связаны.
љВЫВОДЫ.
Прежде всего напомню: терминальные ценности - конечные цели
жизни,к которым стремится человек,а инструментальные ценности - свойс-
тва личности,которые являются предпочтительными в любой ситуации.
Для того, чтобы сделать выводы вспомним задачи исследования:
1.Определить степень взаимосвязанности между ценностными ориента-
циями родителей и детей-старшеклассников.
2.Выявить доминирующие системы ценностей у родителей и детей юно-
шеского возраста.
Перейдем к выводам.Для более детального анализа я рассматривала от-
дельно терминальные и инструментальные ценности.
1. Между соответствующими структурами ценностей детей и родите-
лей высокий коэффициент корреляции: љ_љ2 0,783љ.љ0 между ранговыми списками
љинструментальныхљ0 ценностей иљ љ_0,74љ.љ0 между ранговыми списками љтерминаль-
љныхљ0 ценностей.Коэффициенты приближены к љ1љ0,а это означает что системы
ценностей детей и родителей тесно взаимосвязаны.
2. Доминирующими терминальными ценностями среди юношей и девушек
15-16 лет являются:
1- здоровье,ср.ар.=4,24
2- наличие друзей,ср.ар.=5,91
3- счастливая семейная жизнь,ср.ар.=6,45
4- активная,деятельная жизнь,ср.ар.=7,6
5- любовь,ср.ар.=7,82
6- уверенность в себе,ср.ар.=7,97
3. Доминирующими терминальными ценностями среди родителей
(от 30 до 50) являются:
1- здоровье,ср.ар.=4,12
2- счастливая семейная жизнь,ср.ар.=4,39
3- интересная работа,ср.ар.=6,88
4- наличие друзей,ср.ар.=7,15
5- материальное обеспечение,ср.ар.=7,88
6- любовь,ср.ар.=8,09
4. Доминирующими инструментальными ценностями среди
юношей и девушек являются:
1- образованность,ср.ар.=6,39
2- честность,ср.ар.=6,79
3- жизнерадостность,ср.ар.=7,12
4- независимость,ср.ар.=7,67
5- воспитанность,ср.ар.=8,06
6- ответственность,ср.ар.=8,69
5. Доминирующими инструментальными ценностями среди
родителей являются:
1- ответственность,ср.ар.=5,94
2- честность,ср.ар.=6,15
3- рационализм,ср.ар.=7,82
4- образованность,ср.ар.=7,97
5- аккуратность,ср.ар.=8,33
6- терпимость,ср.ар.=8,42
В целом среди терминальных ценностей чаще выделяют ценности лич-
ной жизни,а среди инструментальных - этические и ценности дела.
љЛИТЕРАТУРА.
1. Берн Э. Игры в которые играют люди. М.,1978.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
3. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая
статистика. М.,1977.
4. Кон И.С. Вкус черешни. М.,1992.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
6. Лучшие психологические тесты для профотбора
и профориентации. Петрозаводск,1992.
7. Мудрик А.В. Время поисков и решений,или старшеклассникам
о них самих. М.,1990.
8. Роджерс К. К науке о личности (в кн.: История зарубежной
психологии)Тексты. М.,1986.
9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.,1990.
10. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983.
11. Фрейд З. Введение в психоанализ.Лекции. М.,1988.
12. Фрейд З. Психология бессознательного. М.,1990.
13. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.
14. Шостром Э. Человек-манипулятор.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999