СЕКЦИЯ ИСТОРИИ

Ярославское отделение союза русского народа в 1905-1914 годах

План

  1. Возникновение термина.
  2. Актуальность.
  3. Цель работы.
  4. Характеристика источников.
  5. Характеристика черносотенного движения в России.
  6. Структура. Численность. Социальный состав.
  7. Идеология.
  8. Деятельность Ярославского отделения Союза русского народа.
  9. Заключение.
  10. Список литературы.

Возникновение термина

    Первоначально термин "черная сотня" не носил никакого негативного значения. Черная сотня - в Московской Руси (XVII век) часть городского населения из мелких торговцев, ремесленников, которые не входили в высшие разряды (сотни) горожан и являлись податным населением.

    После манифеста 17 октября 1905 года за несколько месяцев были зарегистрированы десятки крайне правых националистических союзов и партий по всей России. Именно с появлением этих организаций термин "черная сотня" получил такое негативное значение. Связанно это с тем, что боевые дружины черносотенных союзов, участвовавшие в манифестациях, погромах и убийствах, как раз и формировались из той части населения, которая называлась "черной сотней". Затем понятие черносотенцы закрепилось за всеми правыми националистическими партиями даже такими, как Русское собрание и С.Р.Л., причем сами монархисты не чурались названия, а гордились им.

Актуальность

    Активизация политической жизни в России на рубеже XIX - XX вв. привела к появлению серьезной политической структуры: черносотенных союзов. Создаваемые по приказу царского правительства, черные сотни жестоко подавляли любые революционные выступления, не гнушаясь никакими средствами. Даже имея абсурдные противоречия в своей программе, в своем составе, союзы, тем не менее, существовали и были грозной силой, держась на голом яростном национализме.

    Маргинализация общества вполне предсказуемо привела к росту числа людей, поддерживающих идеи национализма и различного рода экстремизма. Этим довольно успешно пользуются националистические партии, заинтересованные в увеличении числа своих сторонников. Выход достаточного количества периодических изданий ("Русский порядок", "День", "Наше отечество" и др.), распространение листовок, брошюр, проведение съездов, шествий, демонстраций - все это способствует эффективной работе на увеличение числа сторонников националистических объединений.

    Отсутствие закона о политическом экстремизме развязывает руки отлично разбирающимся в несовершенстве российского законодательства нацистам, поэтому их показательные акции четко показывают: "Смотрите, мы есть, и вы практически бессильны сделать что-либо с нами!"

    Не для кого не секрет, что в настоящее время буквально "расцветают" организации пропатриотического и националистического толка. "Русское национальное единство", "Русский национальный собор", "Национально-патриотический фронт "Память"" Д.љВасильева, "Национально-большевистская партия" Э. Лимонова - вот далеко не полный список этих организаций. Не менее известны и скандальные "Skin heads". Это молодежное формирование довольно эффективно подготавливает "кадры" для нац. фронтов во многих странах мира, в том числе и России, являясь первой ступенью на пути к оголтелому национализму.

   

Цель работы

    На примере черносотенного движения в Ярославле, характеристика которого дается на основе местного архивного материала, показать, что национализм как идеология всего лишь средство увести внимание людей в сторону от истиной сути происходящих процессов, то есть средство политической борьбы выгодное на определенном историческом этапе конкретной властвующей структуре или партии, стремящейся к власти в стране.

    Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    1. Исследовать цели создания и процесс образования "Союза русского народа" и других черносотенных организаций.

    2. На основе протокола показаний М. Д. Кацауровой о деятельности ярославского отдела С.Р.Н. в 1905 - 1914 гг. от 1 сентября 1917 года и периодической печати того же времени (в частности печатного органа ярославского отдела С.Р.Н. "Русский народ") дать характеристику С.Р.Н. в городе Ярославле.

    3. Выявить особенности деятельности ярославского отделения С.Р.Н.

   

Характеристика источников

    Режим политической власти, установившийся в России после Октябрьского переворота, практически сделал невозможным доступ историков к этим материалам и работу над ними. Только в восьмидесятые годы такая возможность появилась.

    Основным источником для исследования черносотенных организаций в России в 1905 - 1917 г.г. являются материалы "Чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так и военного, и морского ведомств", образованной указом Временного правительства 5 марта 1917 года. За восемь месяцев своего существования (работы велись вплоть до Октябрьского переворота) комиссия произвела громадную работу: опросы виднейших царских сановников, второстепенных агентов старого правительства, частных лиц, проведение обысков и осмотров вещественных доказательств (главным образом документов и писем частных лиц, дел департамента полиции).

    Особая группа агентов комиссии, под руководством судебных следователей Александрова и Лебедева, исследовала деятельность монархических организаций (в основном С.Р.Н. и Союза Михаила Архангела), допросив в Петрограде и других городах (через местных следователей) ряд виднейших деятелей этих союзов, произведя у них обыски с целью обнаружения данных о боевых дружинах, о совершении убийств, об организации погромов, о получении от правительства денежных субсидий, о произведенных растратах и проч.

    Протокол показаний секретаря Ярославского отдела С.Р.Н. Марии Дмитриевны Кацауровой о деятельности Ярославского отдела Союза русского народа за 1905 - 1914 г.г. от 1 сентября 1917 года входит в состав материалов Чрезвычайной комиссии, составленных А.љЧерновским, и относится к той же группе источников. Ведя восемь месяцев следственную работу, комиссия и ее агенты не смогли закончить следствие ни по одному делу, не могли создать ни одного судебного процесса, но следует признать, что комиссия много поработала для истории (в смысле подбора документов и показаний), но ничего не сделала для актуальной политической жизни 1917 года. Материалы были изданы в 1929 году и с тех пор не переиздавались.

    Вспомогательную группу источников составляют периодические издания 1905-1914љљг.г., в частности газета Ярославского отдела Союза русского народа "Русский народ", которая несет определенный объем фактического материла и позволяет сделать вывод о путях и методах распространения черносотенной идеологии.

    Разрешение на издание еженедельной газеты "Русский народ" было получено 8 марта 1906 года. Газета печаталась в типографии Ф.И. Дурляева, находящейся напротив церкви Сретения, и выходила по воскресеньям. Чаще всего на первой полосе помещались проповеди и духовные беседы иеромонаха Илиодора, преподавателя Ярославской духовной семинарии и одного из активнейших лидеров Ярославского отдела Союза русского народа, затем шел обзор периодики других черносотенных организаций других городов и губерний (например, статьи из "Русского знамени"), хроника текущих событий города, различного рода литературно - публицистические материалы (стихи, песни, гимны, рассказы и. т. д.), статьи, полностью посвященные полемике с периодикой либералов, с отдельными политическими деятелями, чиновниками, указы и постановления Главного совета С.Р.Н. Присутствовали также и статьи, объединенные рубрикой "из разговора", в которых полученная на уровне слухов информация и провокационные лозунги выдавались как подслушанный на улице разговор. "Разговаривающие" были представителями различных сословий (рабочие, купцы, крестьяне, мещане) и на этом основании черносотенцами в газете делался вывод об успешном распространении их идеологии среди всего народа.

    Кроме того, мною использованы материалы монографии С.А. Степанова "Черная сотня в России", материалы научно-просветительного центра "Холокост", работа Г.В.љКлоковой "История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны", многочисленные публицистические издания: журналы "Итоги", "Профиль".

    Данная работа сделана на основе всех перечисленных источников.

   

КРАТКАЯ Характеристика черносотенного движения в России

    В 1900 году для защиты устоев монархии от начавшегося оживления политической жизни, выразившегося в росте рабочего движения, в крестьянском движении, в студенческих выступлениях, было создано общество, а точнее культурная организация "Русское собрание".

    "Русское собрание" было дворянской организацией, которая занималась исключительно тем, что знакомила общество со всем, "что сделано важного и своеобразного русскими людьми во всех областях научного и художественного творчества". С 1904 года возникает целый ряд отделений Русского собрания в разных городах России.

    Следующей дворянской организацией был "Союз русских людей", возникший в марте 1905 года в Москве. Лидером Союза стал бессарабский помещик, бывший чиновник министерства внутренних дел В.М. Пуришкевич.

    Программа Союза русских людей вкратце выражала принципы, что Россия и самодержавие неразделимы: необходимо содействие установлению между престолом и народом живого и тесного общения, противодействие всеми законными средствами течениям, стремящимся навязать России чуждую ей форму правления.

    Если Союз русских людей был организацией дворянской, то Русское собрание включало в себя исключительно высшие слои этого дворянства, сановных чиновников и высшее духовенство. Несмотря на всю мощь денежных средств этих организаций, деятельность их не приняла широких размеров. Идеи голого патриотизма поддержали лишь мещанские круги и кулацкие элементы, но нужно сказать, что почву для появления последующих черносотенных союзов Русское собрание и Союз русских людей подготовили.

    Но правительству и царю нужны были более "демократичные" партии: новый импульс черносотенному движению был дан революционными событиями 1905 года. "Лозунг - "Свобода", - писал Витте, - должен стать лозунгом правительственной деятельности; раз правительство станет во главе движения, оно сразу приобретет опору и получит возможность ввести движение в границы и в них удерживаться, иначе грозит русский бунт, бессмысленный и беспощадный, который все сметет, все повергнет в прах". "Выбора нет, - писал Витте в своей записке, - или стать во главе охватившего страну движения, или отдать ее на растерзание стихийных сил".

    После Манифеста 17 октября 1905 года за несколько месяцев были зарегистрированы десятки черносотенных союзов и партий: Русская монархическая партия В. А. Грингмута в Москве, Союз законности и порядка в Орле, партия народного порядка в Курске, царско-народное общество в Казани, самодержавно-монархическая партия в Иваново-Вознесенске, союз Белого знамени в Нижнем Новгороде, патриотическое общество молодежи Двуглавый орел в Киеве и. т. д., не считая более мелких объединений, которые просуществовали очень короткий промежуток времени.

    Как правило, черносотенные организации подчеркивали в своих названиях национальные, религиозные мотивы, а также лояльность монархическому принципу. Чаще всего их деятельность ограничивалась пределами одной губернии, иногда уезда.

    Особенностью черносотенного движения была его крайняя разобщенность и децентрализованность. Подобно большинству политических партий черносотенные союзы выросли из множества местных групп и кружков, но никогда не смогли объединиться в прочную организацию. Самой крупной из черносотенных партий был "Союз русского народа", основанный 8 ноября 1905 года в Петербурге. Задуманный поначалу как локальная организация Союз за полтора года значительно расширил сферу своего влияния, его программа была признана образцовой. К весне 1907 года С.Р.Н. поглотил большую часть ранее самостоятельных черносотенных организаций. Выдвижению союза на первые роли в черносотенном движении способствовали его возникновение в столице, содействие правительственных лиц, финансовая помощь департамента полиции и другие факторы.

    Вот как выглядит протокол показаний секретаря Ярославского отдела С.Р.Н. М.Д.љКацауровой в том месте, где она говорит о создании Ярославского отделения союза: "Ярославский отдел С.Р.Н. был учрежден 26 ноября 1905 года по предложению А.И.љТришатного, товарища председателя С.Р.Н. А.И.љДубровина, и представлял собою первый по времени открытия отдел этого союза".

   

Структура. Численность. Социальный состав

    Текущими делами С.Р.Н. ведал Главный совет, состоявший из 12 действительных членов и 18 кандидатов. Постепенно сложилась разветвленная сеть местных организаций: губернских, уездных, городских советов, низшим звеном были сельские подотделы. Несмотря на строгую иерархию и принципы централизации, Союз оставался аморфной структурой с десятками почти независимых отделов, нередко сохранявших свое прежнее название и даже уставы. Числясь в С.Р.Н., они довольно часто рассматривали циркуляры и распоряжения Главного совета в качестве рекомендаций. Это объяснялось тем, что правительственные субсидии являлись одним из главных источников финансирования черносотенных союзов, а это в значительной степени позволяло правительству влиять на политику союзов, контролировать их. Борьба за подачки из секретного фонда Министерства внутренних дел позднее обусловила распад С.Р.Н. на ряд отдельных объединений. Точная сумма правительственных дотаций осталась неизвестной, никак не отражался в бумагах и расход средств, поэтому сказать, какая часть средств шла на издание агитационного материала, а какая в карманы лидеров отделений, сказать трудно. Однако, видя нежелание ряда черносотенных организаций объединяться, можно сделать вывод о том, что лидерство в союзах было серьезным способом обогащения.

    Особо ратующих за идею правительство лишало субсидий, т.к. они больше мешали, чем помогали. Рассчитывать эти организации могли только на добровольные пожертвования частных лиц, т.к. их фанатизм шел вразрез с целями и задачами С.Р.Н.

    Созданный первым Ярославский отдел С.Р.Н. являлся второй ступенью в иерархии союза. Он подчинялся только Главному совету и полностью следовал его установкам, чему способствовало и непосредственное знакомство А.И. Тришатного и И.Н. Кацаурова. В свою очередь Ярославский отдел объединял ряд окрестных монархических союзов. Ярославская управа руководила союзами Вологодской, части Владимирской, Костромской и Ярославской губернии. При участии Ярославского союза 22 января 1906 года в Ростове открылось отделение С.Р.Н. во главе с Д.Д. Ивановым, уже существующие отделения вливались в Ярославский отдел (2 февраля 1906 года - Вологда - руководитель А.И. Караулова, 11 января 1906 года принято предложение объединиться с Иваново-Вознесенской "Самодержавно-монархической партией" - руководитель А.Н.љАдрасов).

    К концу 1907 года черносотенные организации действовали в шестидесяти шести губерниях и областях. С.Р.Н. имел 2124 отдела. Общая численность черносотенцев достигала примерно 410 тысяч человек, но если смотреть по регионам, то численность весьма заметно дифференцируется: в Европейской России, где русское население составляло 95 % всего населения, черносотенцы насчитывали не более 0,05 %, за "чертой оседлости", в особенности в Белоруссии и на Украине, в 15 губерниях сосредоточилось более половины всех членов крайне правых организаций, в Финляндии не было ни одной черносотенной организации, в Средней Азии, на Кавказе и в Польше численность черносотенцев не превышала 7,5 тысяч человек. Что касается Ярославля, то сами союзники оценивали свою численность в 9 тысяч человек в городе и еще более в уезде, но брать на веру эти цифры нельзя, так как в популистских целях черносотенцы часто резко завышали цифры. Например, они заявляли, что всего по России в их партиях, союзах и обществах состоит 3 миллиона человек, а их политические противники оценивали активное ядро черной сотни в 10-20 тысяч человек. Несмотря на то, что ярославские союзники постепенно меняли места проведения воскресных проповедей вследствие тесноты (сначала глазная лечебница попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, затем Спасские казармы и, наконец, в Манеже), говорить о массовости черной сотни в Ярославле не приходится. Это и неудивительно, ведь процент еврейского населения в Ярославле был низок и конкуренции с еврейскими ремесленниками у русских ремесленников (одних из тех, кто активно пополнял черносотенные дружины) не было. Не было межнациональной конкуренции и в других видах профессиональной деятельности. Более того, на выборах в органы местного самоуправления и в первую Государственную Думу кандидат-еврей Лейнвангейдлер Товий Израелевич получил 405 голосов, тогда как бывший городской голова Вахрамеев - 389 голосов. По этому поводу газета "Русский народ" выпустила ряд клеймящих позором, обвиняющих ярославцев во всех смертных грехах статей. Довольно сильны были в Ярославле конституционные демократы, поэтому полемика с их периодикой (газета "Северянин", "Северные отклики", "Северный вестник") постоянно велась на страницах "Русского народа" с целью привлечь в ряды С.Р.Н. новых членов из числа сторонников кадетов и очернить либералов и демократов.

    Уже с самого момента своего возникновения Союз русского народа являлся ширмой, за которой стояла более авторитетная, имеющая несравненно большее значение политическая организация - так называемый "Совет объединенного дворянства". Эта организация была не политической партией, а организацией наиболее реакционных помещиков, ставящих своей целью защиту сословных интересов российского крепостнического дворянства. Но эта сословная организация не могла создать для себя широкую общественную базу, создать такую базу было задачей С.Р.Н. Союз не был монолитной партией: отделения его и критерии членства в них были очень расплывчатыми, но за счет этого черносотенцы привлекали в свою организацию социальные группы с различными, даже противоположными интересами. Они были единственной партией заручившейся поддержкой и крестьян, и помещиков.

    В Союзе русского народа и в других монархических союзах четко различалась руководящая верхушка и рядовые члены. В рядах верхушки встречались помещики (Пуришкевич, Марков), интеллигенты (А.М.љДубровин, председатель Ярославского отдела И.Н. Кацауров, А.И. Соболевский), представители буржуазии. Военнослужащим и чиновникам запрещалось вступать в политические партию. Однако для черносотенных организаций было сделано исключение. Духовенство занимало неоднозначные позиции по отношению к черной сотне. Часть его видела в черносотенцах верных сынов церкви и всячески их поддерживала.

    Рядовые члены крайне правых организаций принадлежали к неимущим слоям (крестьяне, ремесленники, рабочие). Руководители союзов пытались привлечь их как можно больше, этому способствовали и священнослужители, и местная администрация. В Ярославле популярность Союза русского народа была невысокой: крестьяне притеснялись, прежде всего, местными помещиками, а не польскими землевладельцами, как на западе страны, ремесленники не искали защиты от конкуренции кустарей-евреев, рабочие вообще плохо поддавались на пропаганду Союза. Хотя на ряде ярославских мануфактур (ЯБМ, табачные фабрики) руководство ярославского С.Р.Н. и полиция пытались наладить работу черносотенных отделов, для этих целей был приглашен Н.Т. Красивский, руководивший ранее зубатовским Обществом взаимного вспоможествования рабочих в механическом производстве. Поддерживали Союз только высококвалифицированные рабочие, которые много теряли на забастовках. Таких свои же коллеги-рабочие поджидали у проходных и били, заставляя снять "конька - горбунка" (нагрудный знак членов С.Р.Н., изображающий Георгия-Победоносца).

    Студенты и гимназисты крайне отрицательно относились к черносотенцам. Мало того, что вся периодика 1905 - 1907 г.г. пестрит статьями об их стычках с черносотенцами, что черносотенцы устроили нападение на Демидовское училище, так еще и в Ярославской духовной семинарии, где преподавал Илиодор, семинаристы постоянно писали в учебный комитет о том, что их наставник разжигает ненависть.

   

Идеология

    Если характеризовать идеологию черносотенцев, то, прежде всего, нужно сказать, что это идеология правого экстремизма. Убеждения черносотенцев отличались политической и национальной нетерпимостью.

    Задачей Союза русского народа, как утверждала М.Д. Кацаурова при допросе, было "объединение русского населения без различия сословий и состояний, для поддержания порядка и спокойствия в стране, в помощь правительству". В члены С.Р.Н. записывали любого, кто признавал следующие основоположения:

    1. Господство в России православной веры.

    2. Неограниченное самодержавие русского царя.

    3. Первенство в государстве русского народа.

    Анализируя основной носитель идеологии - черносотенную прессу, мы видим, что союзники ни на шаг не отходили от этих трех принципов. Так "Русский народ" из номера в номер повторяющиеся лозунги: "Россия для русских", "Раздавим революционную гидру", "ЗаљБога, Царя и Отечество", "Бей жидов - спасай Россию".

    Идеология черносотенцев не была абсолютно новым идейным движением в истории российского общества. От славянофилов черносотенцы заимствовали резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевалась католическая и протестантская цивилизации. Не отрицая технических достижений запада, союзники считали порожденные там социализм и демократию самым страшным злом: бездуховностью, разобщенностью и узким материальным эгоизмом. Газета "Русский народ", как, впрочем, и другие газеты черносотенцев, постоянно помещала на своих страницах негативные примеры из истории демократических республик, не сумевших дать народу обещанных свобод и равенства, например: "в парламент Англии попадают вовсе не избранники народа и выразители его интересов и нужд, а представители партии, которая сумеет и больше заплатить, и удачнее составить избирательную программу, и лучше провести доверчивых избирателей, не гнушаясь ни наглостью, ни ложью, ни клеветой". Отношение ярославского отделения союза к деятельности первой Государственной Думы иллюстрирует заявление на имя Председателя Совета Министров Горемыкина от 11 июля 1906 года: "Пресеките издевательство над всем святым, дорогим народным со стороны отщепенцев нашего отечества, засевших против воли истинных сынов родины в Таврическом дворце и стремящихся стать руководителями и вершителями судеб нашего дорогого отечества. Умоляем Вас, отнимите у беззаконников это священное право и дайте его достойным и действительно лучшим людям верноподанным Благочестивейшего нашего Самодержца." Кидая подобные обвинения, союзническая пресса отнюдь не подтверждала их фактами. Г-н Кругликов в статье "На первое Мая" убеждая ярославцев не принимать участие в выступлениях "красноперой" кучки рабочих приводит следующий аргумент: ":чтобы вы не думали, будто я не желаю вам добра, напомню вам народную примету, что через всякое предприятие, начатое в мае, придется маяться, и советую об этом померкать!" В статье "Примета" делается сообщение о возвращении "пролетария и босяка" Горького из Америки. Автор убеждает читателей в том, что появление Горького "везде и всегда приносит одно несчастье". Так, например, "Горький вошел пайщиком в Московский Художественный театр и стал ставить там свои пьесы - театр стал приходить в упадок и предприятие грозило прахом. Заправилы театра разошлись с Горьким, поехали заграницу и успех снова вернулся к ним." "Он сошелся с одним из богатейших людей купеческой Москвы - этот человек застрелился." Таким образом, тон этих газет был грубым и агрессивным: они обращались не к разуму, а к чувствам малообразованных слоев населения, умело играя на настроении толпы. Это приносило успех: черносотенные дружины пополнялись торговцами, крестьянами, люмпен-пролетариатом.

    Монархисты абсолютно не признавали ценности индивидуальной свободы: в их представлении человек всегда был частью некой общности - общины, сословия, народа. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной единоличной власти, считая ее наиболее подходящей к условиям России. В апрельских номерах газеты "Русский народ" за 1906 год опубликованы материалы Съезда Всенародного Русского Союза. Речь-проповедь на открытии прочитал священник Восторгов: "Народ не может отказаться от самодержавия, освященного церковью, даже если бы сам Государь от него отрекся. Все самосознание народа проникнуто этим. Самодержавие не право Государя, а долг его перед Богом и людьми." В последующем за священником выступлении князь Щербатов говорил "о непонятнейших событиях, совершающихся в России - когда русский, славный народ, искони преданный самодержавию и православию, стал почти поголовно присоединяться к партиям иноверцев, требующих низведения православной церкви и уничтожения самодержавия". Благодаря этому они пользовались особым расположением императорского двора и царского гос. аппарата. Часты были "адреса" черносотенцев к царю и сановникам с уверениями верноподданности. Ярославский отдел активно принимал в этом участие: заявление председателю Совета министров И.Л. Горемыкину от 11 июня 1906 года, адрес Николаю II переданный Тришатным при встрече с ним сразу после открытия в Ярославле отдела С.Р.Н., адрес от 13 декабря 1905 года губернатору А.А. Римскому-Корсакову. Но при этом крайне правые считали, что существующие в России порядки - не их политический идеал. Они заявляли, что, начиная с Петра I, самодержавие было уже не православным, а близким к западноевропейскому абсолютизму, т.е. с опорой на чиновничий аппарат. В нападках на бюрократию не все у черносотенцев можно отнести на счет демагогической риторики. Они считали, что государственный механизм России устарел, но менять его нужно только "сверху", а не конституцией.

    В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, черносотенцы утверждали, что Россия - страна крестьянская и земледельческая. Статья "Надо победить" от 6 мая 1906 г. "раскрывает глаза" на земельную реформу предложенную кадетами: "Прочтите проекты наших "кадетов" и их левых друзей относительно земельной реформы и свободы совести, и у вас не останется сомнения в том, кому именно служит кадетская партия. По проекту первого закона право земельной собственности упраздняется. Эта реформа будет для евреев вполне удобною, так как их земли, находящиеся при фабриках и заводах, отчуждению подлежать не будут, а на курсе выкупных облигаций можно так хорошо поиграть, что добрая половина стоимости русских помещиков попадет в жидовские карманы. Итак, собственностью будет только то, чем владеют жиды". Они отдавали предпочтение мелкому ремесленному производству, требуя поставить вне закона монополии.

    Самым уязвимым местом черносотенной программы был аграрный вопрос. Крайне правые заявляли, что ничто не должно нарушать неприкосновенность земельной собственности, не соглашаясь с компромиссными вариантами (частичной конфискацией земли и т.п.). Они предлагали ограничиться продажей крестьянам пустующих государственных земель, развитием аренды и улучшением кредита, это обеспечило черносотенцам поддержку поместного дворянства и благосклонность правящих кругов, но ставило в сложное положение в борьбе за крестьянские массы. Дискуссию по аграрным вопросам черносотенцы переводили в русло национальных отношений.

    Таким образом, социальная программа сводилась к общей формуле "поднятия народного благосостояния". Выступать открыто с программой защиты дворянской монархии и дворянских привилегий, и в то же время стремиться создать организацию, в которую входили бы общественные низы - вот яркое противоречие программ черной сотни, которое, тем не менее, они скрывали своими популистскими статьями, направленными в русло национальных вопросов. Программа по национальному вопросу была разработана черносотенцами очень подробно. Само появление черной сотни являлось закономерным следствием национальных противоречий в Российской империи (имперский тип подданства, наличие "черты оседлости"). Подавляющее большинство русского населения не пользовалось никакими выгодами от великодержавной политики царского правительства, уровень жизни населения центральных районов России был ничуть не выше, а, зачастую, и ниже, чем на окраинах. Это позволило черносотенцам говорить о бедственном положении коренных жителей, теснимых инородцами и иноверцами. Союзники отрицали идею всеславянской общности, характерной для славянофильства, даже внутри страны. По отношению к другим народам крайне правые руководствовались выборочным подходом. Нации дифференцировались на дружественные и враждебные "сообразно степени готовности отдельной народности служить России и русскому народу в достижении задач". Зоологический национализм был боевым лозунгом и тактикой союзников. Положение евреев выделялось даже на общем бесправном уровне. Антисемитизм был необходимым признаком всякого союзника. Не быть антисемитом значило не быть и членом С.Р.Н. Союз требовал запретить евреям содержать банки, конторы, ссудные кассы, приобретать и арендовать земли, заниматься торговой деятельностью, учиться в учебных заведениях. Список профессий и помыслов охватывал почти все сферы человеческой деятельности. В пятом номере газеты "Русский народ" постоянный автор господин Кругликов объясняет значение лозунга "За Веру, Царя и Отечество": "Признавая несомненным тот факт, что хозяевам земли русской, православным русским людям, не только на окраинах, но и в коренной России живется теперь несомненно хуже, нежели дорогим гостям нашим инородцам и особенно "угнетаемой" еврейской нации, мы должны употребить все меры, чтобы предотвратить закрепощение русского народа чуждыми нам элементами. А для этого необходимо всем нам высоко держать народное знамя, на котором написаны дорогие слова: "За Веру, Царя и Отечество"; мы должны противодействовать захваченной в еврейские руки прессе созданием своих газет; мы должны употребить все меры, чтобы спасти нашу подрастающую молодежь от развращающего влияния еврейско-массонского "бунда".

    Если в "черте оседлости" антисемитизм был формой классового протеста, то использование антисемитских лозунгов в регионах, где полностью отсутствовало еврейское население, было явной демагогией.

    Национализм черной сотни, который они всячески провоцировали и разжигали, был средством, которое вело малообразованное население в партию, представляющую противоположные им интересы. Национализм помогал завуалировать противоречия программы этой партии. Черносотенная пресса постоянно взывала к низменным чувствам толпы, повторяя одни и те же лозунги.

    Деятельность Ярославского отделения Союза русского народа

    Датой возникновения ярославского отделения С.Р.Н. считается 23 ноября 1906 года. Торжественное открытие состоялось в здании глазной лечебницы Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. Собравшихся (100 человек) приветствовал приехавший из Петербурга председатель С.Р.Н. Александр Иосифович Тришатный. 25љноября в церкви лечебницы был отслужен молебен.

    Наибольший расцвет деятельности С.Р.Н. падает на конец 1905 и начало 1906љг.г. Вљэтот период С.Р.Н. выступает в качестве активной контрреволюционной силы, организующей вооруженную и идеологическую борьбу против революции.

    Выше уже говорилось, что массовости черной сотни в Ярославле не наблюдалось, но погромы были, хотя и до образования С.Р.Н. Погромы прошли 18-20 октября 1905 года. Ихљпроведение объясняется не национальными противоречиями, а социальными. Эти события, в специфическом смысле этого слова, считать нельзя, это были скорее крупные забастовки и связанные с ними беспорядки.

    Часто союзники выступали против отдельных представителей власти в тех случаях, когда те недостаточно быстро шли навстречу их требованиям, в том числе и денежным. Прикрываясь поддержкой царя, союзники терроризировали упорствующего бюрократа, и тот обычно быстро шел на уступки хищническим требованиям черносотенцев. В Ярославле все было не так. Сразу после погромов А.А. Римский-Корсаков сменил А.П. Роговича на посту губернатора и показал свою лояльность к С.Р.Н. Он взял союз под свое покровительство, и взаимопомощь друг другу они оказывали постоянно, так как в Ярославле происходили довольно серьезные масштабные забастовки рабочих мануфактур, существовали отделы РСДРП, партии эсеров. Несмотря на показания М.Д. Кацауровой утверждавшей на допросе, что боевых дружин черной сотни в Ярославле не было, разрешение на ношение оружия члены С.Р.Н. получали наряду с рядовыми гражданами, дружины существовали. Об их необходимости неоднократно говорил И.Н. Кацауров. Дружины были нужны полиции и местной администрации в лице Римского-Корсакова. Полиция набирала в дружины и вооружала люмпен-пролетариат, мещан, торговцев, полууголовные элементы. Ярославль был крупным промышленным центром с активным революционным населением и малым процентом евреев, поэтому черносотенцы занимались тем, что поддерживали "общественный порядок", охраняли мануфактуры, в частности, ЯМБ, что приводило к частым столкновениям с рабочими. Черносотенцы охраняли губернатора - одно это говорило о хорошем отношении губернатора к союзникам. Также черносотенцы вели розыск членов РСДРП и других "неблагонадежных". Относительно участия союзников в демонстрациях и беспорядках М.Д.љКацаурова пишет в протоколах дознания: "Когда же начались союзные собрания, на них было выяснено, что в случае повторения выступлений толпы, союзники - торговцы кончали бы торговлю и шли домой, союзники-ремесленники, рабочие и прочие сидели бы дома и отнюдь не присоединялись бы к толпе. Таким образом, при выступлении толпы 9 декабря 1905 года союзники никакого участия не принимали". Это и неудивительно, потому что это событие вошло в историю города как "Кровавая пятница", по аналогии с "Кровавым воскресением". Монархисты не могли участвовать в забастовке рабочих и студентов.

    В этих условиях проходили выборы в I Государственную Думу. Союзники поддержки не получили, несмотря на содействие губернатора, как, впрочем, и в целом по России. Успех был на стороне кадетов.

    В октябре 1906 года было устроено нападение черносотенцев на Демидовское училище. В свете продолжавшейся революции студенчество было особенно активным, поэтому союзники решили "наказать" их.

    Союзники своей агрессией добились того, что для защиты от них железнодорожники Ярославля и Рыбинска создали свои боевые отряды. Свирепствовали черносотенцы и на улицах: постоянно возникали их драки с рабочими и гимназистами, совершались политические убийства (был убит член РСДРП Н.И.љПодвойский). По воспоминаниям В.А.љАндреева, на улице нельзя было появиться даже в красном поясе - все, что напоминало революционное движение, у подвыпивших черносотенцев вызывало ярость.

    В октябре 1907 года в Ярославле собралось "частное совещание" руководителей некоторых монархических организаций. Совещание одобрило доклад председателя ярославского отдела С.Р.Н. И.Н. Кацаурова, который требовал "ясно и прямо поставить вопрос о существующей в России форме правления". В докладе прозвучала угроза в адрес Столыпина и его министров. Но не все черносотенцы поддерживали экстремистские призывы: обнаружились серьезные разногласия между председателем Главного совета Дубровиным и его заместителем Пуришкевичем. С 12 по 14 декабря 1907 года в Ярославле проходил губернский Съезд С.Р.Н., продемонстрировавший солидарность всех монархических сил губернии.

    В 1906-1907 г.г. С.Р.Н. окончательно утратил популярность среди рабочих, черносотенцы потеряли свое отделение на ЯМБ.

    После раскола 1907 года ярославское отделение поддерживает сторону Дубровина. И именно по этому в Ярославле состоялось Всероссийское совещание С.Р.Н. с 8 по 11 марта 1909 года, где официально прозвучали требования отставки правительства Столыпина и формирования кабинета министров из правых сановников.

    В 1905-1906 году крайне правые считали премьер-министра своим единомышленником. Им импонировала решительность, проявленная им при подавлении волнений в армии и на флоте, аграрных выступлений. Безоговорочного одобрения удостоились введение военно-полевых судов, беспощадное обращение с террористами и другие карательные меры. Тем сильнее было разочарование крайне правых, когда вместо Столыпина-вешателя перед ними предстал Столыпин-реформатор. Столыпин видел опасность, грозившую справа, и пытался нейтрализовать крайне правые элементы. Летом 1909 года планировались торжества, посвященные двухсотлетнему юбилею Полтавской битвы, и правительство существенно ограничило участие в торжествах представителям черносотенных организаций. Органы юстиции санкционировали предание суду ряда членов боевых дружин.

    В 1909 году Римского-Корсакова на посту губернатора сменил Д.Н. Татищев. Взаимоотношения между союзниками и новым губернатором оставались такими же, как и со старым. Татищев полностью поддерживал реакционное направление политики в губернии и выступления черносотенцев против Столыпина. В конце 1909 года произошел окончательный раскол в составе Главного совета Союза. Ярославское отделение С.Р.Н. не присоединилось ни к "обновленцам", ни к дубровинцам.

    В 1910-1911 году ярославский отдел С.Р.Н. объявил себя самостоятельной организацией, не находящейся в связи ни с одной из сторон в Петербурге. В этот период его деятельность получила максимальное благоприятствование у губернатора. Вљ1910 году с разрешения Татищева ярославский союз занялся исключительно устройством религиозно-нравственных чтений и торжественных празднований юбилеев для народа. В чайной лавке за рекой Которослью лидеры черносотенцев И.Н. Кацауров, М.И. Мошков и другие выступали с докладами о Петре I, А.В. Суворове, Смутном времени, Отечественной войне 1812 года и т.д. В это время перестала выходить газета "Русский народ" - пропал спрос на нее. Явно заметен спад популярности черной сотни в Ярославле. Не помогло повысить популярность союза и устроение дешевых чайных для горожан. Эти чайные вскоре приобрели дурную славу: они превратились в притоны для уголовников, пьяниц и прочего сброда. Сљпоявлением этих чайных связано возникновение нарицательного для всех разбойных личностей имени - "будиловцы" (по имени купца Будилова, который был хозяином особенно скандальной чайной).

    После объявления войны в 1914 году И.Н. Кацауров говорил союзникам: "Теперь вся Россия - Союз русского народа, нам, союзникам, не следует выделяться, нужно принять участие в общей работе для нужд войны. Каждый - где и что может". Сам он и члены С.Р.Н. занялись общественно-полезной работой: кто в комитетах о раненых, кто - о семьях запасных, кто - о беженцах, потом об увечьях. Молодежь отправлялась на войну (добровольцами, по призыву, санитарами). 14 декабря 1914 года Кацауров скончался. Совет союза решил до окончания войны не выбирать председателя, а продолжить работу в общих организациях. Существование С.Р.Н. в Ярославле фактически прекратилось. 6 марта 1917 года союз закончил свое существование юридически.

    9 марта 1917 года союзную хоругвь - знамя и икону св. Георгия-победоносца, находившуюся в Спасском монастыре, архив С.Р.Н. и прочие предметы М.Д.љКацаурова сдала в ярославскую центральную архивную комиссию и в собственность Спасского монастыря.

   

Заключение

    Имел ли Союз русского народа большое значение в политической жизни Ярославля? Постольку, поскольку губернатор мог пользоваться аппаратом С.Р.Н. для своих целей, конечно, известное значение у союза русского народа было, хотя найти грани между дисциплиной чиновничьей и дисциплиной партийной здесь невероятно трудно. Однако, отрицать роль, если не самого С.Р.Н., то тех людей, которые направляли его деятельность, было бы совершенно неправильно. Самостоятельная политическая активность С.Р.Н. в конечном счете была безусловно слаба. Деятельность ярославского отделения С.Р.Н. условно можно разделить на два этапа:

    I период - 1905-1909 годы. Основное содержание первого периода: подавление революционных выступлений в Ярославской губернии, утверждение монархической идеологии, борьба против распространения либерально-демократических взглядов.

    II период - 1909-1914 годы. Основное содержание второго периода: окончательное оформление позиций ярославского отдела С.Р.Н. и отказ от сотрудничества с Союзом Михаила-Архангела и с дубровинским союзом, потеря авторитета среди ярославской общественности, увлечение религиозно-нравственным просвещением.

    Ярославский союз не распался после раскола С.Р.Н. в 1911 году, а нашел себе место в общественной жизни Ярославля. Не последнюю роль сыграл лидер ярославского отдела И.Н.љКацауров, сумевший сохранить ядро союза. С его смертью деятельность отдела прекратилась, таким образом, можно сделать вывод о том, что движущей силой ярославского отдела была семья Кацауровых.

    На примере деятельности С.Р.Н. в Ярославле в 1905-1914 годы в работе показано, что национализм черной сотни (крайне правых монархических партий) в России являлся средством подавления революции силами самого народа. Разжигание национализма, иногда грубыми и примитивными фальсификациями, было выгодно царскому правительству для подавления нежелательных политических процессов в России в 1905-1914 году.

    Не желая признавать необходимость реформ, монархическое дворянство пошло по пути кровавых провокаций, активно манипулируя сознанием малообразованных слоев общества в своих целях.

    В конце XX века Россия пришла к подобному явлению. Оно отлично по условиям возникновения и целям, но суть его та же: национализм служит методом завоевания популярности и последующего завоевания власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Газета "Русский народ". 1906-1909 г.г.
  2. "Союз русского народа" (по материалам чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 года). /Сост. А. Черновский. Москва-Ленинград, 1929 г.
  3. А. Панкратова. Первая русская революция 1905-1907 г. Политиздат при ЦКљВКПБ, 1940.
  4. Первая русская революция. Сборник статей /Под ред. А. Панкратовой. М.,љ1955.
  5. С.А. Степанов. Черная сотня в России. М., 1993.
  6. История политических партий России. /
  7. Под ред. А.И. Зевелева. М., "Высшая школа", 1994.
  8. Г.В. Клокова. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 1995.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999