СЕКЦИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Художественное наследие купцов Журавлевых в коллекции Рыбинского музея

   

Введение

    В просторном музейном зале, посвященном рыбинскому купечеству, меня привлек овальный портрет, на котором изображена молодая женщина с двумя маленькими детьми. Кто же эта прекрасная незнакомка? Как выяснилось, это первая жена самого богатого человека города Рыбинска - Михаила Николаевича Журавлева - миллионера, владельца одного из самых крупных промышленных центров Ярославской губернии, да и России - Абакумово.

    Поскольку меня интересует история развития рыбинской экономики, я не могла не заинтересоваться Журавлевыми и, в частности, произведениями искусства, поступившими в Рыбинский музей из собрания этой семьи.

    Предки рыбинских Журавлевых были рыбными ловцами, которые еще в 1710 году были переселены с берегов Дона в Государеву слободу ( прежнее название Рыбной слободы ) как искусные ловцы, им было поручено научить местное население правильной постановке рыбного промысла. Фамилия им тогда была Журавка. В дальнейшем их род был тесно связан с хлеботорговлей, ей начал заниматься Михаил Иванович Журавлев ( 1777 - 1834 ), оставшийся после своей смерти капитал в 3 млн. рублей двум своим сыновьям Николаю и Павлу. В 40-50 годах начинается промышленная деятельность купцов Журавлевых: в 1845 году покупают крупяной завод в городе Чистополе Казанской губернии, в 1845 году - мукомольную мельницу в Царско-Сельском уезде, в 1859 году строят в Абакумово прядильно-канатную фабрику, ставшую впоследствии самой крупной в Европе, в 1863 году строят чугунолитейный, механический и судостроительный заводы в Абакумово, строят кирпичный и конный заводы.

    Николай Михайлович Журавлев не только дал трем своим детям прекрасное домашнее образование, но и отправил двух своих сыновей Ивана и Михаила в Англию для получения дальнейшего образования. Там Михаил Николаевич Журавлев ( 1840 - 1917 ) закончил Королевский химический институт и университет в Лондоне, там же он знакомится и с банковским делом. А в 1860 году братья совершают поездку в Америку, посетили Нью-Йорк. В 1886 году они основывают торговый дом " Николая Журавлева сыновья", правда он просуществовал всего 8 лет, потом их пути разошлись. Занимался Михаил Николаевич и общественной деятельностью: 1872 - 1905 - председатель Рыбинского биржевого комитета; избирался членом различных комиссий, например, " о благоутройстве Санкт-Петербургского порта"; назначался членом-корреспондентом по различным делам. Занимался кроме того благотворительной деятельностью: на его деньги была открыта больница для судорабочих, здание коммерческого училища. Присвоены ему были многие чины и звания: колежный советник, статский советник, действительный статский советник. Имел награды: Ордена святого Станислава и Святой Анны второй степени, ордена святого Владимира четвертой и третей степени. В 1905 году он подавал прошение о присвоении ему дворянского звания, но получил отказ.

    После его смерти 21. 06. 1917 г. все наследство перешло к его сыновьям Александру и Григорию.

    После революции заводы были национализированы, а вследствие строительства Рыбинского моря, Абакумово и вовсе оказалось под водой.

   

Коллекция Журавлевых в собрании Рыбинского музея

    Безусловно, университетское образование, знакомство с европейской и американской культурой, эрудиция способствовали формированию определенных художественных вкусов у младшего поколения Журавлевых.

    Из затопленного Абакумово удалось вывести совсем немного. Их имущество было разграблено, так вдове М.Н.Журавлева не позволили забрать даже личные вещи. Поэтому произведений искусства, которые были в богатом имении сохранилось совсем немного. Некоторые из них попали в Рыбинский музей. Они не представляют собой единую коллекцию- среди них и живописные произведения, и предметы декоративно прикладного искусства. Заманчиво было найти изображения самого Журавлева, но это, к сожалению, не удалось.

    Вернемся к портрету молодой дамы. В собрании Рыбинского музея хранится единственный портрет, на котором изображены Журавлевы - это портрет первой жены М.Н.Журавлева Софии, она рано умерла, родив ему четверых детей. На портрете мадам изображена с дочерью и маленьким сыном. Ее портрет датируется второй половиной XIX века, судя по датам рождения детей и дате женитьбы - это конец 80-х годов пошлого столетия, правда ,к сожалению, художник неизвестен.

    Молодая женщина, одетая по моде того времени темно-синее декольтированное бархатное платье с белой кружевной оторочкой по лифу, ее темно-коричневые, почти черные, волосы уложены ровными локонами вокруг красивого овального лица с немного грустными темно-серыми глазами. Черты ее лица правильны и красивы: высокий лоб, крупные глаза, прямой нос небольшие пухлые губы и аккуратный подбородок. Рядом с матерью изображен маленький мальчик с большими темно-серыми глазами, одетый в белое с розовой отделкой кружевное атласное платье с букетиком декоративных цветов, приколотым к поясу. София придерживает левой рукой своего сына. А с правой стороны, прижавшись к матери и устремив на нее взгляд своих карих глаз, сидит девочка, она старше своего брата, ей лет шесть. Одета в нарядное светло-розовое атласное платьице с небольшой кружевной перелиной, в ушах у нее золотые сережки, а в правой руке она держит букетик фиалок. Девочка очень коротко стрижена, вероятно, это следствие недавно перенесенной тяжелой болезни. Вся семья сидит на диване красного дерева, такая мебель была в моде во второй половине XIX века. Они изображены на темном нейтральном фоне.

    Колорит этой картины спокойный, сдержанный. Темно - синий цвет платья Софии и темный фон дополняются теплым, розово-золотистыми тонами живых лиц и одежды детей. Это еще больше подчеркивает мягкий блеск золота ( золотые украшения Софии: колье виде ракушки два витых браслета на левой руке и сережки девочки ), светло-русый цвет волос детей и мягкие переливы волос их матери.

    Портрет написан, скорее всего, петербургским художником, вероятно, кем-то из последователей Брюллова. В этой картине, как мне кажется, соединяются черты парадного портрета и жанровой картины, известной со времен Боровиковского. Несомненен и реалистический подход в написании картины: четкая выписанность каждой детали, гладкое письмо.

    Такие портреты украшали гостиные, кабинеты столичных особняков.

    Кроме этого Журавлеву принадлежала картина кисти Харламова - любимого художника Тургенева, очень знаменитого в то время. Алексей Алексеевич Харламов ( 1842 - 1922 ) - живописец преимущественно портретист, родился в 1842 году в Саратове. С 12 лет начал посещать классы Императорской Академии художеств, где числился учеником профессора Маркова. За исполнение картины на заданную конкурсную тему "Возвращение блудного сына в родительский дом" ( музей А.Х.) был в 1868 г. удостоен большой золотой медали, и в 1869 отправлен в чужие края как пенсионер Академии. Посетив Берлин работал в Париже под руководством Л.Бонна, оттуда совершил экскурсию в Бельгию и Голландию, где в Гааге написал по заказу Санкт-Петербургской АХ превосходную копию с картины Рембранта "Урок анатомии", за что в 1874 году получил звание академика. С 1872 г. состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок, в которых почти ежегодно появлялись его новые произведения. Специальность Харламова - портреты, грациозные детские и женские головки и несложные сцены из детской жизни. Характером своей живописи, колоритной и сочной, он несколько походил на своего парижского учителя Бонна. Наиболее известными его работами являются: портрет И.С.Тургенева (Гос. Русск. музей, Санкт-Петербург), портрет Е.А.Третьякова (Третьяковская галерея).

    В Рыбинском музее находятся две картины Харламова : "Натюрморт" и "Подруги", причем "Подруги" достались нам от Журавлева.

   

Харламов "Подруги" 1892 г.

    На этой картине изображена жанровая сценка : старшая подруга угощает младшую яблоками в знак примирения. Девочки изображены на переднем плане, одна, стоящая в полуоборота, обиженно смотрит на зрителя, держа в обеих руках по яблоку. Другая, обнимая подругу, с улыбкой предлагает ей сочный плод. Обе девочки - темноволосы и темноглазы, одеты очень просто, по-домашнему, на первой - светло-серое, вероятно, льняное платье, на второй - светлая блузка, бежево-коричневая в крупную клетку безрукавая кофточка и красная юбка, в ее волосах мы видим красный бантик. Девочки сидят на темно-коричневых стульях. На заднем плане изображена стена с висящей на ней картиной, а также стол с красивым фаянсовым кувшином и прозрачным фужером.

    Картина написана в теплых светлых тонах. Харламов прекрасно передает фактуру материала, из которого сделаны все вещи. Задний план написан несколько размыто в бежево-коричневых тонах. Художник цветом выделяет девочек, особенно их лица. Фигуры же подруг написаны в теплых телесных тонах.

    Однако при этом картина кажется несколько нарочитой по сюжету - девочки словно специально позируют для сцены примирения.

    Эта картина - типична для салонной живописи, а именно таким художником и был Харламов. Подобные картины Были модными среди светской аристократии в конце 19 века.

    Журавлеву принадлежала и еще одна картина зарубежного мастера А.Книффа, находящаяся ныне в фондах музея - "Вечер на болоте. Утиный перелет".

    Альфед де Книфф ( 1819 - 1885 ) - представитель бельгийской школы, пейзажист. Родился в Антверпене. Учился в Брюссельской Академии художеств, а затем совершенствовался у Александра Коалла (1810 - 1864 ). В 1857, 1859 и 1861 годах выставлял свои работы в Парижском Салоне. Удостоен первой медали третьего класса. Писал пейзажи Фонтенбло, Булони, Шампани близкие по стилю к работам барбизонцев.

   

Книфф "Вечер на болоте. Утиный перелет"

    Датируется XIX веком.

    Она, в отличии от других картин, написана не на холсте, а на ясеневой или дубовой доске, точнее мне установить не удалось, французского происхождения, судя по надписи на обороте.

    На ней изображено болото, поросшее тростником, на нем стоят пологие холмы, покрытые травой, одинокое дерево; и утки: часть из них уже опустилось на болото, часть еще кружит в воздухе. Очень низкий горизонт, небо занимает примерно 2/3 картины. Сумерки. Последние лучи заходящего солнца окрашивают некоторые облачка в ярко-розовый цвет, они довольно резко выделяются на общем фоне неба, написанного в сглаженных голубо - серых, серо - темно - синих, светло - серых, темно - серых тонах, причем один цвет как - бы перетекает в другой. На небе видны легкие перистые облака; чувствуется зыбкая неровность воздуха. Холм и болото медленно укрывают сумерки, они написаны коричневых, коричнево - серых, бежево - коричневых. В картине практически отсутствует контрастность.В ней нет четкой выписанности отдельных деталей, все изображено, словно в дымке. От пейзажа веет тишиной, покоем и мягкой прелестью умирающего дня.

    Еще одним произведением салонной живописи из собрания Журавлевых является картина Малышева.

   

Малышев "Продавщица роз".

    Эта картина в музее датируется второй половиной XIX века

    На ней изображена молодая девушка с корзиной крупных роз на коленях. Она сидит на узкой каменной скамье на фоне серой стены здания, потому ее сама смотрится букетом цветов. Девушка одета в светлую кофту и темную юбку с ярким расшитым передником, изящную шейку украшает нитка бус. Сама картина написана в довольно темных тонах, на ней звучным, ярким пятном выделяются розы, они светло - розовые, желто - розовые и даже желтые. В этой картине уже проявляются элементы импрессионизма: нет четкого прописывания деталей, она написана крупными, размашистыми мазками. Художнику было важно показать один момент из жизни этой девушки, он запечатлел ее готовой к движению, через мгновение она встанет. Малышевым была запечатлена "подсмотренная" из жизни большого города сцена. Здесь ясно прослеживается отход от Академической школы. Это, как и у Харламова, салонная картина конца XIX века.

    Николай Тарасович Малышев - малоизвестный столичный художник. Его картины по манере письма чем-то напоминают ранние работы Э.Мане. Возможно, они написаны в подражание великому мастеру.

    Еще одна картина из собрания Журавлевых - произведение работы неизвестного автора XIX века. Единственное, что мы можем сказать с уверенностью об этом произведении - что это - копия с западно-европейского образца XVII - XVIII века. "Молящийся пустынник", так же как и картина Книффа, хранится в фонде музея.

   

"Молящийся пустынник"

    На этой картине изображен пожилой человек в молитве. Он написан практически по пояс. Старик изображен в профиль, в левой руке держит распятие, а в правой - череп или камень. Он изображен на темном нейтральном фоне, светом выделяется его голова, обнаженная грудь и распятие. За его спиной мы видим довольно странное красноватое пятно света. Возможно, это - вход в пещеру. Молящийся - мускулистый человек с крепкими жилистыми руками. Его лицо с большими карими глазами, высоким лбом и прямым носом выражает отрешенность от внешнего мира ("взгляд в себя"). У него - густые всклокоченные волосы и недлинная, но столь же густая и всклоченная борода. Его фигура написана телесными цветами, распятье - темно-коричневыми, драпировка - красным (однако ее складки плохо прописаны).

    Как считают работники музея, сохранилась лишь часть картины.

    Помимо живописи в музее хранятся несколько произведений декоративно-прикладного искусства, ранее принадлежавших Журавлевым. Рассмотрим их в хронологическом порядке. Это посуда.

    Наиболее старой, а значит и одной из наиболее ценных вещей, является салатник, датируемый серединой XVIII века. Это майолика, эмаль, он расписан. Майолика - изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственна массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Основателем первого в России крупного майоликового производства был купец Афанасий Гребенщиков, открывший завод посуды, трубок и изразцов в Москве за Таганскими воротами. Гребенщиков ставил себе целью вытеснить с русского рынка привозную европейскую майолику. С его фабрики еще в середине XVIII века секреты изготовления проникли в подмосковный гончарный район Гжель.Вскоре это производство приобрело самобытный характер и достигла больших размеров, постепенно вытеснив и продукцию самого Гребенщикова. Его завод просуществовал недолго. Тем более ценен для нас соусник, произведенный на этом заводе. Всего в собрании Рыбинского музея два изделия Гребенщикого. Более двух столетий отделяют нас от даты изготовления этого сосника, они не прошли для него бесследно. Мы видим трещины по борту и туловищу, скрепленные металическими скобами; потертости росписи. Был ли он приобретен Михаилом Ивановичем или даже его отцом в середине XVIII века, или был приобретен впоследствии как коллекционное изделие, мне не известно.

    Кроме того в собрании Рыбинского музея довольно много фарфоровых изделий, принадлежавших когда - то Журавлевым.

    Из Абакумово поступила в музей английская десертная тарелка, датируемая 1837 - 1847 годами. А для западно - европейского фарфора XIX век характеризуется, несмотря на улучшение технологического процесса, снижением художественного качества. Представленная тарелка происходит из Стоук - он Трента ( Стаффордшира ), она была изготовлена на керамическом заводе Споуда ( период Коупиэнд&Гаррет ). Вероятно, она была куплена М.Н.Журавлевым во время его учебы в Лондоне, хотя нельзя исключать возможность покупки ее в России, т. к. Англия и Россия имели тесные торговые отношения. Это довольно большая фарфоровая тарелка ( d = 22.7 см ) с переводной печатью подглазурная, монохромная с последующей раскраской цветными эмалями. Тарелка находится в довольно хорошем состоянии,т.к. имеются лишь незначительные потертости росписи.

    Кроме английского фарфора представлен, разумеется, и русский. Он в то время пользовался у себя на родине довольно большим спросом, по всей России открываются многочисленные фарфоровые заводы ( в Рыбинске: завод "Товарищества Кузнецова", ныне "Первомайский фарфоровый завод ). Для продукции петербургских фарфоровых заводов начала века, особенно после 1812 года, характерен ампир, а с 1830 годов они выпускали продукцию в эклетическом стиле. Здесь представлены две, явно, парные вазы, датируемые 1830-ми годами; обе они были произведены в Санкт - Петербурге,к сожалению точнее установить не удалось. Эти вазы одинаковой высоты ( 40 см ), но сохранились они по - разному: первая - незначительная потертость позолоты, вторая - реставрирована, завитки обиты и позолота потерта.

    Кроме этих двух ваз, есть также фарфоровое блюдо, датируемое 1861 -1884 годами; оно было изготовлено тоже в Санкт - Петербурге на фабрике братьев Корниловых. Это большое блюдо ( d = 27.7 см ), деколь с докраской. Оно прекрасно сохранилось, т.к. видимых дефектов нет.

    Конечно же в этой работе описано, да и вообще сохранилось, крайне малая часть того, что когда - то принадлежало Журавлевым. Но я надеюсь, что и на основании этого можно сделать вывод о вкусах богача - промышленника.

    Все вещи представленные здесь либо заграничные ( Английский фарфор, пейзаж Книффа ), либо сделаны в столице ( остальные ). Он покупает изделия модные в то время: "Молящийся пустынник" - копия с западно - европейского образца XVII - XVIII века, а копии с работ европейских мастеров того времени были в моде у светской публики XIX века; Книфф - сентементальный пейзаж, они как раз входили в моду в конце XIX столетия. Журавлев покупает картину Харламова, в то время этот художник очень моден и любим светской публикой как салонный живописец; картина стоила недешево, а Журавлев, о чем свидетельствует нам его дневник, деньги считать умел, поэтому покупку этой картины нельзя назвать случайной. В его коллекции было, возможно, очень много произведений салонной живописи, но мне к сожалению ничего об этом не известно, в моей работе представлена еще лишь одна явно салонная картина - это Малышев "Продавщица роз".

    Немало бо этой семье может рассказать нам и портрет его первой супруги Софии. Если б мне не было известно то, что она была женой купца, я бы приняла ее за состоятельную дворянку, светскую даму XIX века. В отличие от типичных жен купцов, одетых в длинные юбки, вышитые по зарукавью и горловине кофты, душегреи собольи, если позволяли средства, или оттороченные мехом, с платками на голове; на шее и руках представлены почти все драгоценности, имеющиеся в доме. Полная противоположность им - это изображение Журавлевой, она представлена в модном светском платье, со светской прической, из всех украшений на ней было лишь золотое колье в виде перламутровой раковины и два нешироких витых браслета. Таким образом, нет сомнений, что вкусы Журавлева - это уже вкусы человека вполне светского, не даром же он в 1905 году подавал прошение о присвоении ему дворянского титула.

   

Заключение

    К сожалению, в процессе работы,которая была для меня очень интересным, мне не удалось составить сколь - нибудь цельного впечатления о художественной коллекции семейства Журавлевых. Те несколько произведений живописи и декоративно - приклакладного искусства позволяют лишь догадываться о том, что могло украшать быт богатых рыбинских и абакумовских домов Журавлевых. Интерьеры дворянских и купеческих квартир во второй половине XIX века перегружены, перенасыщены вещами - такая была мода. И в эти эклектичные интарьеры оргачно вписывались портреты самих владельцев, исполненные столичными художниками, а также произведения салонных живописцев, например, Харламова и Малышева. Интеры украшала богатая дубового и орехового дарева мебель, фарфоровые безделушки и посуда работы русских и иностранных мастеров.

    К сожалению, результаты исследований не позволяют сделать вывод о меценатстве Журавлевых, серьезная увлеченность промышленным производством не оставляла места для занятий искусством, об этом свидетельствует его дневник: в записях, относящихся ко времени его прибывания в Англии, очень много места занимает описание работы банков и промышленных преприятий, и всего одной фразой упоминается о театрах и музеях: " Было очень интересно."

    Изученные мною вещи показывают общественный вкус в дворянской и купеческой среде конца XIX века.

    Если продолжать поиски художественой коллекции Журавлевых, то следы надо искать, видимо, в Санкт - Петербурге и его окрестностях.

   

Список литературы

    1. Статьи Петуховой, опубликованные в газете "Рыбинские известия" города Рыбинска

    2. Фондовые карточки музея города Рыбинска.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999