СЕКЦИЯ ЭКОНОМИКИ

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

    В настоящее время Россия находится в переходном состоянии так и хозяйственного строительства. Многие экономические механизмы работают иначе, чем при устойчивом типе развития. Это можно увидеть, в частности, на государственной экономической политике. Макроэкономические условия в России в настоящее время мало способствуют инвестиционным процессам. Накопления предприятий и населения, представляющие собой инвестиционные ресурсы, с отпуском цен, обесценились.

    Одним из основных вопросов государственной инвестиционной политики является вопрос о приоритетах - куда направить государственные и негосударственные инвестиционные ресурсы. Кроме того, стоят такие вопросы

    - где взять и как привлечь ресурсы. Ответы на эти вопросы возможны при условии наличия не только обоснований методики выбора инвестиционного рынка и инвестиционных ресурсов.

    Инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли (превышающей общую начальную величину инвестиций) в будущем. Главный аспект этого вложения - преобразование финансовых ресурсов (т.е. собственных и заемных средств инвестора) в производительные активы, представляемые инвестициями в основной капитал и чистым оборотным капиталом.

    Действия любого государства в конечном итоге направлены на стимулирование экономического роста, обеспечивающего рост благосостояния населения.

    Но способы достижения этого роста существенно отличаются. На каждой стадии экономического развития государство избирает различные методы развития и регулирования экономики, что принято называть государственным экономическим курсом или государственной экономической политикой. Методы регулирования экономики могут быть разные. На рис.1 показаны место и содержание инвестиционной политики государства в общей системе государственного регулирования экономики. Как видим, инвестиции выступают средством достижения главной цели экономической политики государства, а методы их стимулирования являются проявлением государственного регулирования экономики. Исходя из этого, государственная инвестиционная политика, отвечающая на два основных вопроса: на что направить и как привлечь инвестиционные ресурсы, может рассматриваться и как основная часть общей экономической политики, и как средство ее реализации.

    Ставится задача дать анализ инвестиционной деятельности в экономике Ярославской области. Для этого необходимо выделить основные определяющие условия формирования государственной региональной инвестиционной политики, к которой можно отнести:

    - оценку параметров экономического потенциала области, в первую очередь, влияющих на ее инвестиционную привлекательность и на структурное содержание ее инвестиционной политики;

    - наличие общей экономической концепции развития региона;

    - оценку достаточности инфраструктуры для экономической и инвестиционной активности;

    - оценку готовности региона к приему инвестиций.

    В таблице 1 приведена структура производственного национального дохода Ярославской области в 1997 г. в сравнении с Центральным регионом и России. Как видно из таблицы 1, структуру экономики области определяют пять отраслей промышленности: машиностроение, химическая, нефтехимическая, транспорт, энергетика, пищевая промышленность. Если наложить эту структуру на структуру инвестиционных предпочтений инвесторов, ясно, что экономика области имеет средние шансы на привлечение внебюджетных инвестиций, так как инвесторы предпочитают такие отрасли, как: нефтехимия, связь, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс.

    Из таблицы 2 видно, что доля этих отраслей в общем объеме производства региона составляет около 50%. Экономика области сильно депрессирована, сокращается производство, отмечается сильный дефицит капиталовложений. Общая доля федеральных ресурсов в экономике области колеблется от 7 до 9%. Население области составляет 1,5 млн. человек, приблизительно 1% от населения всей России. Валовой региональный продукт составляет чуть больше 1% от ВВП страны и превысил на 6% среднероссийский уровень в расчете на душу населения.

    Несмотря на наблюдаемый спад, Ярославская область обладает значительным экспортным потенциалом. Экспорт Ярославской области превышает импорт в 3,3 раза. Исторически сложившаяся структура экспорта обусловила преимущественно кредитную форму поступления зарубежных инвестиций в регион, т.к. нет широкой основы для создания совместных производств. Доля экспорта в страны дальнего зарубежья составляет чуть более 50% в общем объеме экспорта региона. В экспорте преобладает продукция топливно-энергетического комплекса - более 50%, следовательно, капитал из этих стран может пойти в регион преимущественно в виде кредитов, что и подтверждается статистическими данными: доля иностранных инвестиций, вносимых в качестве вклада в совместные производства составляет около 3% от общей суммы поступивших в экономику области инвестиций, доля иностранных инвестиций, поступивших в виде кредитов - 15%.

    В этой связи можно предположить, что среди различных форм инвестиций, преимущественной формой для региона в период переходной экономики будут кредиты. Организация совместного производства или акционирование - здесь пока не предусматриваются в большом масштабе, т.к. они предполагают получение высоких дивидендов и гарантированный экспорт произведенной продукции, что затруднено.

    Инвестиционный потенциал региона - это комплексный показатель, отражающий в том числе и состояние инвестиционных ресурсов, как реально используемых, так и потенциальных. Ярославская область испытывает недостаток в инвестициях и относится к недоинвестированным регионам.

    В подушевном исчислении капиталовложения в области на 50% ниже среднероссийского уровня. Это подтверждается сравнением показателя доли предприятий области в общем их количестве по России (0,8%), с долей инвестиций, поступивших в область в общей сумме инвестиций в Россию (0,54%). Причем, последний показатель имеет тенденцию к снижению: 0,77 в 1995 г., 0,54 в 1997 г.

    Основные задачи региональной инвестиционной политики должны быть ориентированы на использование местных финансовых ресурсов региона и привлечение внешнего по отношению к региону частного капитала (как отечественного, так и иностранного).

    Емкость инвестиционного рынка по Ярославской области составляет 24,5 млрд. рублей. В том числе для реализации утвержденных и разрабатываемых администрацией области социальных программ на 1998-1999 годы требуется 6,5 млрд. рублей, для реализации инвестиционных проектов предприятий - более 18 млрд. рублей. Если рассматривать только приоритетные проекты и программы, утвержденные администрацией в составе региональной инвестиционной программы, то их инвестиционная емкость составляет 3,5 млрд. рублей, т.е. это тот минимум, который необходим для развития территории.

    Оценка инвестиционной привлекательности региона имеет определенные сложности для лиц, принявших решение по инвестированию. Несмотря на то, что в Ярославской области сосредоточен высокий промышленный и научный потенциал, но он не дает, к сожалению, быстрой отдачи от вложенного капитала. По комплексной оценке областей России Ярославская область занимает 36 место из 89, а если не учитывать в оценке ресурсную составляющую, то рейтинг значительно выше (18-25 место). Таким образом, стартовые условия Ярославской области для привлечения инвестиций можно считать относительно благоприятными.

    Следует рассматривать региональную инвестиционную политику с двух сторон: как элемент государственной социально-экономической политики - с одной стороны, а, с другой - как основу реализации долгосрочной программы выхода из кризиса и развития региона.

    Представляют интерес те направления развития Ярославской области, которые имеют высокую эффективность рабочего места (инновационные проекты, развитие транспортных систем, развитие малой энергетики).

    Это значит, что инвестируя эти направления, мы быстро сможем наполнить бюджет, но медленнее будем решать проблему занятости.

    С другой стороны, есть направления, которые имеют сравнительно невысокую эффективность рабочего места (развитие предприятий дизелестроения, развитие малого предпринимательства), инвестируя в которые можно быстрее снять социальную напряженность, но не решить бюджетные проблемы. Наиболее доходными отраслями Ярославской области выступают топливная промышленность, машиностроение, пищевая промышленность, транспорт.

    Руководителям региона необходимо определить, какая проблема острее в данный момент: наполняемость бюджета или занятость и социальная напряженность.

    При рассмотрении инвестиционных проектов, поступающих в региональный банк данных, осуществляется оценка, которая носит комплексный характер по таким показателям, как бюджетная нагрузка, создание и сохранение рабочих мест, отнесение предприятия-заявителя проекта к градосодержащему, экологическая нагрузка.

    На основе анализа данных построен график зависимости между стоимостью проекта и его доходностью (рис. 2), который представляет конкурентные зоны инвестиционных проектов в зависимости от величины банковской ставки и внутренней нормы доходности проекта. Как видно из рис. 3 конкурентная зона определяется границами, обозначенными кривой независимости доходности (RR) и величины проекта и прямой средней ставки по депозиту. Выбор проекта, как известно, происходит, когда его внутренняя доходность выше банковской ставки. То есть, банковская ставка определяет минимально доступную доходность для инвестора. Для банковской ставки 40% - это зона 1 графика, для ставки 10% - это зона 2, для ставки ниже 10% - это зона 3. Используя данные зависимости, можно видеть, во-первых, проекты такого размера будут пользоваться наибольшим спросом у инвестора (зона 1), какие проекты рассматриваются как непривлекательные (зона 3), какие проекты потенциально привлекательны (зона 2). Эти оценки можно учитывать при принятии решения о включении проекта в региональную инвестиционную программу. В частности, проекты, входящие в программу Ярославской области, находятся в зонах 1 и 2.

    Во-вторых, можно видеть, что величина банковской ставки влияет на активность инвестиционного процесса: чем она выше, тем диапазон выбора меньше, тем меньше количество проектов будет выбрано и профинансировано.

    Таким образом, в процессе выполнения перечисленных функций формируется пакет областных инвестиционных программ, представляющих собой коммерческую часть Государственной инвестиционной программы Ярославской области.

    Инвестиционную программу Ярославской области предложено формировать не только из проектов предприятий, но и из социальных программ. В Ярославской области используется нетрадиционная концепция формирования инвестиционной программы. Схематично она показана на рис. 3.

    Экономическая предпосылка инвестиционной программы сводится к следующему: доходы в бюджет от реализации коммерческой части инвестиционной программы являются источником финансирования социальных частей инвестиционной программы; в свою очередь, сумма доходов от коммерческой части программы определяется суммой инвестиций, поступивших под гарантии областной администрации, что определяется ликвидной стоимостью ее залогового фонда.

    Таким образом, снижается риск срыва финансирования и роста бюджетного дефицита. Так, для Ярославской области сумма доходов от коммерческой части ГИП в 1997 году составила 55,6 млн. рублей (деноминированных), а финансирование социальной части ГИП 63,7 млн. рублей.

    В таблице 2 показана бюджетная эффективность отдельных направлений программы, доходность проектов и темпы роста инвестиции по этим направлениям. Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы.

    Наблюдается явное несоответствие доходности инвестиционных проектов и бюджетной эффективности направлений инвестиционной программы. Это означает, что эти два критерия отражают интересы разных групп.

    Первый - в большей степени отражает интересы частного инвестора, второй - интересы государства.

    Учитывая переходное состояние экономики и увеличение доли негосударственных инвестиционных ресурсов, можно сделать предположение, что в последующие периоды будет значение критерия доходности инвестиций. Структура инвестиций и их динамика по Ярославской области доказывает этот вывод.


Таблица
Структура произведенного национального дохода Ярославской области в 1997 г. в сравнении с Центральным регионом и Россией, %
Отрасли экономики       Ярославская область  Центральный регион  Россия  
Все отрасли экономики        100,0                  100,0        100,0   
Энергетика                    10,4                   13,6         13,5    
Транспорт и связь              7,0                    6,3          6,1     
Топливная индустрия           14,3                    3,2         13,4    
Черная металлургия             0,2                    2,7          9,1     
Цветная металлургия            0,1                    1,5          6,5     
Химическая и нефтехимическая 
промышленность                10,5                    3,7          2,5     
Машиностроение                19,9                   20,2         10,6    
Легкая промышленность          3,9                    6,6          2,5     
Пищевая промышленность         8,7                   13,1         11,1    
Торговля и общественное питание 14,0                 15,3         15,0    
Сельское хозяйство             7,0                    8,0          6,2     
Прочие отрасли                 4,0                    5,8          3,5     

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999