Изучение личностных особенностей
"социально активных аутсайдеров" и
"высокомерных звезд на базе компьюторной социологии"

ученицы 10 педагогического класса школы # 43 Лебедевой Татьяны.
Научный руководитель: психолог школы # 43 Огородова Татьяна Вячеславовна.

     Становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором она живет, от системы отношений, в которые включается. В межличностных отношениях прояаляются индивидуальные качества личности: эмоциональные, волевые свойства, интеллектуальные возможности; также усвоенные человеком ценности и нормы общества.
     Социализация - это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, т.е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоения социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.
     Важнейшим источником социализации является классный коллектив. Класс оказывает огромное влияние на каждого учащегося этого коллектива, а каждый ученик в свою очередь на класс. Поэтому очень важно целенаправлено формировать классный коллектив. Для этого нужно иметь знание о классе, методы исследования и воздействия на коллектив.
     Одним из наиболее изученных и оправдавших себя методов является метод социометрии, созданный Джорджем Морело.
     Сейчас появилась новая версия социометрии - компьютерная. Эта версия целиком и полностью базируется на предпосылках классической социометрии.
     В школе этод метод используется уже более трех лети уже стал неотемлимой частью работы школьного психолога. При минимальных временных затратах он позволяет получить достоверную прогностичную информацию как об уровне и динамике развития классного коллектива, так и о каждом учащемся.
     Данные, которые мы получаем с помощью социометрии, настолько обширны и интересны, что открываются богатые возможности для исследований, которые в свою очередь будут использоваться в практической работе психолога.
     С помощью компьютерной социометрии на гистограммах мы получаем столбиковые пары, которые дают нам инфрмацию, характеризующую каждого члена коллектива по двум показателям: I - его реальный статус, т.е. оценка, данная ему классом (социальное признание) и II - индивидуальнаю оценка социальной среды ( социальная активность).
     Задачей исследования является определение личностных характеристик "высокомерных звезд" (социальная ктивность значительно ниже социального призвания) и "социально активных аутсайдеров" (низкий уровень социального признания и высокая социальная активность).
     Гипотеза исследования. Противоречия в социальной активности и социальном признании зависят от самооценки этих людей, от уровня развития классаи от направленности реакции человека во фристрирующих ситуациях.
    По результатам социометрического съема, проведенного в пятых, девятых классах, были отобраны 60 человек с противоречивыми показателями социальной активности и социального признания, т.е. "высокомерные звезды" и "социально активные аутсайдеры".
     С каждым из них были проведены методики Розенцвейга и "Q-сортировка.
     Розенцвейга рисуночной фрустрации методика предназначена для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.
     "Q-сортировка" (или ваше мнение о себе самом) используется для изучения представлений испытуемого о самом себе. Изучается две тенденции поведения человека в группе: зависимость и независимость.
     Гипотза о том , что противоречия в социальной активности и социальном признании зависят от самооценки и направленности реакций человекаво фрустрирующих ситуациях подтвердилась. Испольхуя методику "Q-сортировки" я выяснила, что "высокомерные звезды" в большинстве случаев не зависят от общества и не стремятся к лидерству, а "социально активные аутсайдеры" либо зависят от класса, либо тянутся к лидерству. Это доказывает , что у первых нормальная самооценка, а у вторых либо завышена, либо занижена. Используя тест Розенцвейга я доказала, что "высокомерные звезды" во фрустрирующих ситуациях никого не обвиняют, на втором месте - обвинение себя. Может быть, именно поэтому они пользуются популярностью в классе.
     "Социально активные аутсайдеры" во фрустрирующих ситуациях проявляют агрессивность, то есть реакция направлена вовне.
     У "высокомерных звезд" фиксация чаще всего на сомозащиту или препятствие. У "социально активных аутсайдеров" же - на удовлеоворение потребностей. Вцелом, гипотеза подтвердилась.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998