Изучение личностных особенностей
"социально активных аутсайдеров" и
"высокомерных звезд на базе компьюторной социологии"
ученицы
10 педагогического класса школы # 43 Лебедевой Татьяны.
Научный руководитель:
психолог школы # 43 Огородова Татьяна Вячеславовна.
Становление личности не может рассматриваться в отрыве от
общества, в котором она живет, от системы отношений, в которые включается. В межличностных отношениях прояаляются индивидуальные качества личности: эмоциональные, волевые свойства, интеллектуальные возможности; также усвоенные человеком ценности и нормы общества.
Социализация - это процесс и результат присвоения ребенком
социального опыта по мере его психологического интеллектуального и
личностного развития, т.е. преобразование под влиянием обучения и
воспитания его психических функций, присвоения социально-нравственных
ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.
Важнейшим источником социализации является классный коллектив.
Класс оказывает огромное влияние на каждого учащегося этого коллектива, а каждый ученик в свою очередь на класс. Поэтому очень важно целенаправлено формировать классный коллектив. Для этого нужно иметь знание о классе, методы исследования и воздействия на коллектив.
Одним из наиболее изученных и оправдавших себя методов является
метод социометрии, созданный Джорджем Морело.
Сейчас появилась новая версия социометрии - компьютерная. Эта
версия целиком и полностью базируется на предпосылках классической
социометрии.
В школе этод метод используется уже более трех лети уже стал неотемлимой частью работы школьного психолога. При минимальных временных
затратах он позволяет получить достоверную прогностичную информацию
как об уровне и динамике развития классного коллектива, так и о
каждом учащемся.
Данные, которые мы получаем с помощью социометрии, настолько обширны и интересны, что открываются богатые возможности для исследований, которые в свою очередь будут использоваться в практической работе психолога.
С помощью компьютерной социометрии на гистограммах мы получаем
столбиковые пары, которые дают нам инфрмацию, характеризующую каждого
члена коллектива по двум показателям: I - его реальный статус, т.е.
оценка, данная ему классом (социальное признание) и II - индивидуальнаю оценка социальной среды ( социальная активность).
Задачей исследования является определение личностных характеристик "высокомерных звезд" (социальная ктивность значительно ниже социального призвания) и "социально активных аутсайдеров" (низкий уровень
социального признания и высокая социальная активность).
Гипотеза исследования. Противоречия в социальной активности и
социальном признании зависят от самооценки этих людей, от уровня развития классаи от направленности реакции человека во фристрирующих ситуациях.
По результатам социометрического съема, проведенного в пятых,
девятых классах, были отобраны 60 человек с противоречивыми
показателями социальной активности и социального признания, т.е. "высокомерные звезды" и "социально активные аутсайдеры".
С каждым из них были проведены методики Розенцвейга и "Q-сортировка.
Розенцвейга рисуночной фрустрации методика предназначена для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением
трудностей, помех, препятствующих достижению цели.
"Q-сортировка" (или ваше мнение о себе самом) используется для
изучения представлений испытуемого о самом себе. Изучается две тенденции поведения человека в группе: зависимость и независимость.
Гипотза о том , что противоречия в социальной активности и социальном признании зависят от самооценки и направленности реакций человекаво фрустрирующих ситуациях подтвердилась. Испольхуя методику
"Q-сортировки" я выяснила, что "высокомерные звезды" в большинстве
случаев не зависят от общества и не стремятся к лидерству, а "социально активные аутсайдеры" либо зависят от класса, либо тянутся к лидерству. Это доказывает , что у первых нормальная самооценка, а у
вторых либо завышена, либо занижена. Используя тест Розенцвейга я доказала, что "высокомерные звезды" во фрустрирующих ситуациях никого
не обвиняют, на втором месте - обвинение себя. Может быть, именно поэтому они пользуются популярностью в классе.
"Социально активные аутсайдеры" во фрустрирующих ситуациях проявляют агрессивность, то есть реакция направлена вовне.
У "высокомерных звезд" фиксация чаще всего на сомозащиту или
препятствие. У "социально активных аутсайдеров" же - на удовлеоворение потребностей. Вцелом, гипотеза подтвердилась.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998