К.Бальмонт как наследник поэтических традиций А.Фета.
Кожеванова Екатерина, ученица 11 кл. ср. школы ѕ 42 г.Ярославля.
Научный руководитель - Кучина Т.Г., кандидат филологических наук,
старший преподаватель ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.
- Русская поэзия двух последних десятилетий 19 века
представляет собой переходный этап, когда накопившиеся
различные тенденции подготавливают качественные взрывы, когда
идут упорные поиски новых путей, когда возникают новые
направления и течения...
Процесс внутреннего развития поэзии переходной эпохи представлял
сложное переплетение различных тенденций и течений.
- Господствующее положение заняло лирическое
стихотворение, касающееся пейзажной и интимной лирики.
До предела был отточен "механизм стиха". В основу расцвета
поэзии легла стихотворная речь, полностью использовавшая
возможности силлабо-тонического стихотворения, которое стало
органичным для поэтов. Преобладала напевная интонация при
некотором развитии ораторской и разговорной. Сформировалась и
была отчетливо выражена мысль о поэзии как самодавлеющей
ценности, о поэте как боговдохновенном творце.
- Основные черты символизма: принцип двоемирия, понятие
символа, музыкальность поэзии, представление о творчестве.
По словам крупнейшего среди символистов теоретика В.Иванова,
поэзия есть "тайнопись неизреченного". От художника требуется
не только сверхрациональная чуткость, но и тончайшее владение
искусством намека; ценностью стихотворной речи считались
"недосказанность", "утаенность смысла".
Согласно взглядам поэтов-символистов, символ - сосредоточение
абсолютного в единичном; он в сжатом виде отражает постижение
единства жизни.
Категория музыки - вторая по значимости (после символа) в эстетике
и поэтической практике символизма. Это понятие использовалось
символистами в двух разных аспектах - общемировоззренческом и
техническом. В первом, общефилосовском значении, "музыка" -
высшая форма творчества, потому что она дает максимальную
свободу самовыражения творцу и, соответственно, максимальную
раскрепощенность восприятия слущателю. Во втором, техническом
аспекте, "музыка" - это предельное использование музыкальных
композиционных принципов поэзии.
- Биографические характеристики поэтов; личная жизнь
Фета, повлиявшая на его творчество, и творчество Бальмонта,
отразившееся на его жизненных принципах.
- Сходство и различие мировоззренческих принципов Фета и
Бальмонта.
В уже зрелом возрасте Фет находился под сильным влиянием
философии Шопенгауэра. Эта философия пессимизма, эгоизма,
цельности и бессмысленности жизни. Все это, особенно
иррационализм, недоверие разуму, моменты фатализма, было очень
близко Фету.
Он последовательно переносил свое понимание мира на
искусство слова, любил повторять, что поэзия и действительность
не имеют между собой ничего общего. Он любил парадоксы.
"Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не
существует", - утверждал он.
Бальмонтовскому "я" было тесно в рамках сегодняшнего дня. Поэт постоянно
расширяет свой поэтический кругозор, пытаясь все обратить в
поэзию, "стать целым миром, раствориться, разлиться в нем".
Мимолетность возведена Бальмонтом в философский принцип. Миг - это
символ вечности, намек на то, что есть вечность.
Сравнивая обоих поэтов, В.Брюсов писал: "Различаясь в
мировоззрении, различаясь в самом "мироощущении", Бальмонт и
Фет совпадают в способности всецело исчезать в данном
мгновении, забывая, что было что-то до него и что-то будет
после. У Фета, более, чем у других, учился Бальмонт в технике
своего искусства".
- Лирический герой каждого из поэтов.
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь
в запредельном мире дает ему возможность пережить состояние
абсолютной свободы.
Фетовский герой настолько поглощен созерцанием небесной красоты,
что уже в обычных, земных явлениях видит что-то необычное,
сверхъестественное.
Лирический герой Бальмонта - это дерзкий гений, рвущийся за пределы
допустимого, вечно юный, вечно вольный, которому позволено все.
Он поклоняется вечным природным стихиям, творит свой собственнй
мир, уподобляясь в этом Богу.
- Господство интуитивного начала ("поэт как медиум") у
Бальмонта и импровизационный характер творчества Фета.
- Импрессионистическая стихия поэзии Фета и Бальмонта.
Философия возникшего и безвозвратно ушедшего мгновения, в котором
выразилось душевное состояние художника, - основа поэтики
Фета и Бальмонта.
- Музыкальное начало в поэзии Бальмонта и Фета,
эстетические и "технические" особенности поэзии.
- На примере сопоставительного анализа творчества А.Фета
и К.Бальмонта, ясно можно увидеть, что традиции русской поэзии
19 века во многом предопределили становление символизма.
Культура рубежа веков находилась на "перепутье", делая выбор
между верностью традициям и стремлением к новаторству; и самое
сложное было пойти не по одному пути, а двигаться как бы
пораллельно в обоих направлениях, что и пытались осуществить
символисты. Совместив открытия представителей "чистой лирики"
со своим новаторством, они во многом обоготили и приукрасили
русскую поэзию, которая в период Модернизма вышла на передний
план, оттеснив прозу. Это произошло впервые с пушкинского
периода.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998