К.Бальмонт как наследник поэтических традиций А.Фета.


Кожеванова Екатерина, ученица 11 кл. ср. школы ѕ 42 г.Ярославля.
Научный руководитель - Кучина Т.Г., кандидат филологических наук,
старший преподаватель ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.

  1. Русская поэзия двух последних десятилетий 19 века представляет собой переходный этап, когда накопившиеся различные тенденции подготавливают качественные взрывы, когда идут упорные поиски новых путей, когда возникают новые направления и течения...
         Процесс внутреннего развития поэзии переходной эпохи представлял сложное переплетение различных тенденций и течений.

  2. Господствующее положение заняло лирическое стихотворение, касающееся пейзажной и интимной лирики.
         До предела был отточен "механизм стиха". В основу расцвета поэзии легла стихотворная речь, полностью использовавшая возможности силлабо-тонического стихотворения, которое стало органичным для поэтов. Преобладала напевная интонация при некотором развитии ораторской и разговорной. Сформировалась и была отчетливо выражена мысль о поэзии как самодавлеющей ценности, о поэте как боговдохновенном творце.

  3. Основные черты символизма: принцип двоемирия, понятие символа, музыкальность поэзии, представление о творчестве.
         По словам крупнейшего среди символистов теоретика В.Иванова, поэзия есть "тайнопись неизреченного". От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но и тончайшее владение искусством намека; ценностью стихотворной речи считались "недосказанность", "утаенность смысла".
         Согласно взглядам поэтов-символистов, символ - сосредоточение абсолютного в единичном; он в сжатом виде отражает постижение единства жизни.
         Категория музыки - вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике символизма. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах - общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилосовском значении, "музыка" - высшая форма творчества, потому что она дает максимальную свободу самовыражения творцу и, соответственно, максимальную раскрепощенность восприятия слущателю. Во втором, техническом аспекте, "музыка" - это предельное использование музыкальных композиционных принципов поэзии.

  4. Биографические характеристики поэтов; личная жизнь Фета, повлиявшая на его творчество, и творчество Бальмонта, отразившееся на его жизненных принципах.

  5. Сходство и различие мировоззренческих принципов Фета и Бальмонта.
         В уже зрелом возрасте Фет находился под сильным влиянием философии Шопенгауэра. Эта философия пессимизма, эгоизма, цельности и бессмысленности жизни. Все это, особенно иррационализм, недоверие разуму, моменты фатализма, было очень близко Фету.

         Он последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова, любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего. Он любил парадоксы. "Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует", - утверждал он.
         Бальмонтовскому "я" было тесно в рамках сегодняшнего дня. Поэт постоянно расширяет свой поэтический кругозор, пытаясь все обратить в поэзию, "стать целым миром, раствориться, разлиться в нем".
         Мимолетность возведена Бальмонтом в философский принцип. Миг - это символ вечности, намек на то, что есть вечность.
         Сравнивая обоих поэтов, В.Брюсов писал: "Различаясь в мировоззрении, различаясь в самом "мироощущении", Бальмонт и Фет совпадают в способности всецело исчезать в данном мгновении, забывая, что было что-то до него и что-то будет после. У Фета, более, чем у других, учился Бальмонт в технике своего искусства".

  6. Лирический герой каждого из поэтов.
         Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном мире дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы.
         Фетовский герой настолько поглощен созерцанием небесной красоты, что уже в обычных, земных явлениях видит что-то необычное, сверхъестественное.
         Лирический герой Бальмонта - это дерзкий гений, рвущийся за пределы допустимого, вечно юный, вечно вольный, которому позволено все. Он поклоняется вечным природным стихиям, творит свой собственнй мир, уподобляясь в этом Богу.

  7. Господство интуитивного начала ("поэт как медиум") у Бальмонта и импровизационный характер творчества Фета.

  8. Импрессионистическая стихия поэзии Фета и Бальмонта.
         Философия возникшего и безвозвратно ушедшего мгновения, в котором выразилось душевное состояние художника, - основа поэтики Фета и Бальмонта.

  9. Музыкальное начало в поэзии Бальмонта и Фета, эстетические и "технические" особенности поэзии.

  10. На примере сопоставительного анализа творчества А.Фета и К.Бальмонта, ясно можно увидеть, что традиции русской поэзии 19 века во многом предопределили становление символизма. Культура рубежа веков находилась на "перепутье", делая выбор между верностью традициям и стремлением к новаторству; и самое сложное было пойти не по одному пути, а двигаться как бы пораллельно в обоих направлениях, что и пытались осуществить символисты. Совместив открытия представителей "чистой лирики" со своим новаторством, они во многом обоготили и приукрасили русскую поэзию, которая в период Модернизма вышла на передний план, оттеснив прозу. Это произошло впервые с пушкинского периода.
    © ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998