Античные образы в лирике О. Э. Мандельштама.
Агаркова Анастасия
ученица 11 класса средней школы ѕ 43 г. Ярославля.
Научный руководительБолдырева Е. М., преподаватель
кафедры литературы ЯГПУ.
Творчество Мандельштама является лучшим подтверждением того, что изучение
литературы не может быть изолировано от жизни той или иной эпохи.
Сердцевину его поэзии составляет теория "эллинистичности" русского
языка, которую он подробно излагает в своей статье "О природе слова".
Мысль поэта восходит от первоистоков к различным фазам мирового
развития. Своеобразными проводниками из прошлого в настоящее стали
античные образы, несущие роль криптограммы сложных витиеватых мыслей и
чувств автора. Мандельштам не только использует их традиционную
трактовку, но и сообщает им новую, ощутимо субъективную окраску, что
превращает стихотворение в "шараду" с загаданным словом-ключом. Широко
известно его сильное пристрастие ко всему античному, и в связи с этим
весьма интересен тот факт из его биографии, что он не закончил
университета по причине провала экзамена по греческой литературе.
Подобные нонсенсы жизни Мандельштама провоцируют более пристальное
внимание к античному аспекту его лирики.
В советское время о Мандельштаме писали очень мало, давая преимущественно
негативные оценки его творчеству. В последнее время изучение этого
поэта пополнилось рядом монографий и научных статей. Но в
литературоведении и критике пока отсутствуют работы, посвященные
непосредственно роли античных образов в его творчестве. В основном это
статьи об особенностях его стиховой техники и тематики. Оценка
античных образов идет в русле этих контекстов и носит весьма
хаотический характер (И.А. Гурвич, Г.П.Струве). Она встречается и в
статьях, посвященных анализу смысловых перипетий отдельных
стихотворений Мандельштама (М.Л. Гаспаров, М.Г. Ваняшова). Все
вышесказанное делает наше исследование актуальным.
Основная цель доклада: проанализировать значение и роль античных образов в лирике
поэта и составить их условную классификацию.
Непосредственными источниками изучения данной темы явились сами стихи Мандельштама и
античные мифы.
Сопоставляя традиционные интерпретации античных образов в мифологии и "личные"
мандельштамовские, мы пришли к следующим выводам, постулирующим
основные функции античных образов в лирике Мандельштама:
трансформированные образы образы, полученные на основе нетрадиционной трактовки поэтом
традиционных античных сюжетов, порой, Мандельштам координально
изменяет поляризацию мифа на почве субъективно-филосовского восприятия
современности, он видит окружающий мир в негативе: отрицательные
становятся героическими и, наоборот, положительные образы
занимают место отрицательных;
- обобщенные образы - образы, созданные воображением самого поэта путем
синтеза нескольких мифологических реалий. Собирательные образы
Мандельштама не имеют четких составляющих и отличаются разнообразием
трактовок и определений;
- полярные образы - образы, созданные путем соединения несовместимых
противоположностей, в них используются стилистический и смысловой
парадоксы, не несущие классически-разрушительной роли, а, напротив,
концентрирующие восприятие лирического произведения;
- тематические образы - проводники творческих лейтмотивов поэта, часто
представляющие собой античные образы, по которым в классической
литературе уже сложилась определенная ассоциативная нить, приводящая к
фабуле стихотворения;
- параллельные образы - воплощение Мандельштамом античной техники стиха,
ставящей стиховой размер метрономом природоописания и связывающей
воедино понятия жизни, античности и природы;
- бытовые образы - рассыпанные повсюду крупицы ярких культурно-исторических
формулировок античные реалии, ставшие родным, обжитым для
Мандельштама пространством застывшие исторические факты и формулы,
превращенные в живой быт эпохи;
- географические образы - образы, рожденные пристрастием поэта к античным
географическим реалиям, явившимся укрощением безудержного пространства
и времени, преображением мира в "дом" и "храм";
- каталитические образы - активизаторы лирических эмоций автора, порой сами
служащие поводом для стихотворения;
- эмоциональные образы - образы, усиливающие лирические эмоции, в
результате смещения акцентов в мифе и утраты логического смысла стиха,
и раскрывающее теорию "чистой поэзии" Бремона: "то, что остается
после отсеивания и музыки, и образности, и смысла, но без чего грош
им цена";
- вспомогательные образы - образы, явившиеся иллюстративным параллельным
предметным рядом в стихотворени, возникшим в результате усложнения
условного плана стиха новыми ассоциациями;
- перефрастичные образы, как персонифицированные знаки психологических
состояний людей. Поэт постоянно испытывал трепет и эктаз чужих
страстей, никогда не своих, но всегда отраженных.
Давно уже так высоко не залетала поэтическая чернильница, как у Мандельштама.
Его Олимп с успехом мог бы сойти за полный каталог греческой фантазии.
Искусно-утонченное использование античных образов проявляется в их
многозначности и многофункциональности в лирике поэта. В стихах
тематически отнесенных к отдаленным эпохам открывается всеединство
духовной культуры человечества.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998