"TEKCT И ЧЕЛОВЕК"
(на материале рассказов Борхеса)
Цель работы:
Проанализировать один из аспектов художественного мира
Борхеса, а именно взаимоотношения текста и человека в его
рассказах, выявить специфику этих категорий и их соотнесенностей в
контексте культуры постмодернизма.
Для доклада мы использовали работы по теории текста,
исследования философов-теоретиков постмодернизма, а также
отдельные статьи, посвященные творчеству Борхеса.
- Борхес Х. Л. "Проза разных лет" - М. 1989г.
- Курицин В. "Постмодернизм: новая первобытная культура" //
"Новый мир" - 1992г. ѕ2//
- Якимович Я. "Утраченная Аркадия и разорванный Орфей" //
"Иностранная литература" - 1987г. ѕ12//
- Большая советская энциклопедия: тома 25 и 29 - 1987г.
- Литературный энциклопедический словарь - 1987г.
- Лотман Ю. М. "Структура художественного текста" М. 1970г.
- Руднев В. "Основание философии текста" // "Даугава" 1992г. ѕ1
Методологической основой работы явилось теория текста,
разработанная В. Рудневым, а также основные положения теории
постмодернизма.
Человек - высшая ступень живых организмов на земле, субъект
общественно-исторической деятельности и культуры. Текст - это
овеществленный язык во всей совокупности правил, канонов,
критериев, систем, структур и всевозможных нюансов. Именно в
тексте мы найдем ответы на все вопросы, которые только нужно
научиться задавать. Как правило, текстом занимаются многие люди,
но всем от него нужно разное. В текстологии текст - это
материальная выраженность произведения: задача этой науки
выявление каноничеcкого текста из совокупности вариантов. В
лингвистике текста изучается грамматическая, лингвистическая и
семантическая связь между элементами текста. Задача библиографов -
научно систематизировать по какому-либо признаку перечисление и
описание книг. Всех этих людей объединяет то, что они стараются
понять и расшифровать тексты, при этом еще создают новые. Текст
играет огромную роль в жизни человека. Он может потрясти, может
уволить с работы, может намного лучше человека объяснить чувства,
он может даже убить.
Настоящая работа посвящена взаимодействию человека и текста в
рассказах Борхеса. Сделана попытка показать, что эти два понятия,
человек и текст, являются составляющими реального мира и не могут
и не должны существовать в отрыве друг от друга.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- В произведениях Борхеса находит свое воплощение
постмодернисткая теория текста.
- Графически запечатлены основные мотивы произведений Борхеса,
которые проходят почти через все рассказы - это лабиринт, зеркало
и непонятная сеть. (Лабиринт у Борхеса - это одна из основных
категорий постмодернизма, которая имеет свою скрытую
идеологическую причину. Он олицетворяет схему сегодняшнего
мироздания, незащищенности человека перед непознанным миром.
Зеркала у Борхеса вторят лабиринту, так как если поставить их друг
против друга образуется бесконечный лабиринт. Сеть - это, скорее
bqecn, текстовая ткань как графически зафиксированная формула
постструктурализма.)
- Текст на глазах замещает мир, а реально от этой замены ничего
не происходит. ("Тлен. Укбар. Orbis Tertius." Этот рассказ
повествует о некоем выдуманном мире, который зафиксирован в
энциклопедии и претендует на право быть реальным.)
- Борхес рассматривает в своих рассказах несколько типов
взаимоотношений текста и реального мира. (1. Текст абсолютно
замещает мир, берет на себя право называться целой, как будто бы
существующей планетой. 2. Текст активно вмешивается в реальный
мир, изменяя сознание людей.)
- Существование нескольких временных пространств. ("Сад
расходящихся тропок", "Тлен. Укбар. Orbis Tertius." Вымышленные
временные пространства в художественной модели мира метафорически
имеют значения не пространственных отношений в построений моделей
реально существующих предметов, явлений, процессов. Временные
пространства представляют собой модели миров, данных Борхесом,
выраженными на языке его пространственных представлений.)
- Слово в тексте само является текстом. (Каждое слово описывает
текст, а текст описывает слово. Слово рассказывает не только о
тексте, но и о себе, например, "Сад расходящихся тропок". Эта
фраза и каждая ее составляющая повествует смысл рассказа.)
- Борхес моделирует взаимодействие неразделимых понятий, таких
как текст, язык, письмо, чтение и так далее. ("Тлен. Укбар. Orbis
Tertius.")
Тема взаимодействия текста и человека неисчерпаема, как и
окружающая среда, как жизнь. Наверное, текст можно назвать
совершенством, своего рода идеальной моделью мира.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998