Ритм поэтической речи В. Высоцкого
Цель: Проанализировать ритм речи Высоцкого в плане использования
словесных ударений и дополнительных речевых средств в связи с
некоторыми особенностями его творческой манеры.
- Высоцкий-поэт неординарный, необычный. Поэтическое и песенное
наследие Высоцкого огромно.
- В.Высоцкий-мастер диалога, во всех песнях Высоцкого такое
раскованное и одновременно точное обращение со словом,
непринужденное владение разговорными интонациями, которых
добиться очень трудно, а Высоцкий добивался.
- У Высоцкого - обширнейший метрический репертуар. Набор
размеров, которыми он оперирует, так же разнообразен, как круг
его тем и сюжетов.
- Связь размера с содержанием стиха и его эмоциональным
наполнением.
- Основные размеры у Высоцкого - трехсложники (дактиль,
амфибрахий, анапест)
Если такие размеры не освоить интонационно - они будут звучать
громоздко или помпезно, и во всех ситуациях Высоцкий успешно
сопротивляется с "сопротивлением материала".
- Понятие "свободной стопы".
- Дополнительные способы ритмизации стихотворных строк (переход
от одного размера к другому, использование дольника)
- Понятие побочного ударения. Побочное ударение у Высоцкого
(использование сложных слов, побочного ударение на предлоге, на
частице, на союзе.)
- Перенос ударения на нужный слог.
- Роль пауз (упорядочивают ритмическую структуру стиха и не
дают отступления от размера).
- Стяжение звуков (создается регулярность стиха).
- Удлинение согласных при нехватке слога ("л", "р", "м", "н")
- Значение и перспективы подобных исследований.
(Помогают глубже понять творчество автора,проникнуть внутрь его
творческой лаборатории и оценить все его произведения с научной
точки зрения).
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998