Мифологические основы сознания граждан Единого Государства в романе Е. Замятина "Мы".
МЕСЕЧКО Андрей
ученик 11 кл. Провинциального колледжа г. Ярославля
Научный руководитель - Нянковский М.А., преподаватель Провинциального колледжа
В романе "Мы" Е. Замятин обращается к особенностям тоталитарного сознания,
исследует его устойчивые закономерности. Цель данной работы - рассмотреть
этот тип сознания с точки зрения его мифологической и религиозной основ.
В работе были рассмотрены следующие аспекты:
- Переосмысление заповедей и важнейших идей христианства:
- самым важным нарушением христианских идей является обожествление
Благодетеля. Таким образом подрывается основа религии. Христианство
искажается: центр верования смещается с высшего божества на реального,
земного человека, утверждается вера не в Бога-творца, а во всесильное
государство, Благодетеля.
- Бог дал Моисею "скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые написал
для научения". Единое Государство тоже дает людям закон - Часовую Скрижаль.
Но вместо морально-этических наставлений, коими является Скрижаль Моисея,
Часовая Скрижаль Единого Государства лишает человека свободы, превращая
"нумера" "в стальных шестиколесных героев".
- Своеобразно трактуется в Едином государстве заповедь о любви к
ближнему. Традиционный гуманизм с идеей любви к человеку, творению божьему,
трансформируется в Едином Государстве в идею любви к государству, творению
Благодетеля.
- Высшей ценностью в Едином Государстве становится само государство как
творение Благодетеля. И если христианство утверждало высшую ценность
человека как творения Бога, и все в христианстве для человека, то в Едином
Государстве все для государства, личность же превращается в средство
достижения высшей цели.
- В романе происходит реализация утопической идеи Рая. Традиционно
рассматриваемый как цель земного бытия, для "нумеров" он становится
реальность, тем самым люди лишаются цели жизни, им не к чему стремиться,
незачем развиваться духовно.
- Божественное и дьявольское меняется в Едином Государстве местами. В
романе появляется идея дьявольского происхождения всего человеческого:
свободы, счастья, желания любить и иметь детей - и божественной несвободы.
- Интересно соотношение традиционного христианства и христианства
переосмысленного в романе. Новая религия остается, по сути, прежним
христианством, и лишь меняется в ней "начало отсчета", т.е. смещается центр
верования, и как следствие, все последующие переосмысления происходят в
строгом соответствии с этим изменением.
-
Своеобразие интерпретации библейских мифов:
- Миф об искушении Адама и Евы своеобразно трактуется в Едином
Государстве: есть запретный плод - свобода, Адам - Д-503 и Ева - I-330, но
нет, казалось бы, "змия искусителя". Но при внимательном прочтении
оказывается, что невидимо для читателя сатана присутствует в романе:
воплощением "искусителя" в произведении является женщина: I-330.
- Новый смысл приобретает и образ Ангелов-Хранителей. Хранители - это те,
кто предостерегают от совершения преступления против Единого Государства.
- История об Аврааме и Исааке является примером того, как миф, который не
может служить теоретической основой общественного уклада Единого
Государства, неугодный идеологии, жестоко осмеивается.
- Интерпретация мифа о распятии Христа является одним из самых ярких
примеров тоталитарного сознания, беспредельной жестокости, ведь Благодетель
пытается вызвать сочувствие не к казнимому Мессии, а к казнящему палачу.
- Интерпретация античных мифов:
- Одним из примеров новой трактовки античного сюжета является
древнегреческий миф о Прометее. Единое государство подвиг Прометея видит не
в том, в чем его традиционно видели древние греки. Традиционно гуманное
становится негуманным в Едином Государстве.
- Мифотворчество:
- Одним из мифов, созданных Единым Государством, является миф о
"божественной несвободе". Как счастье христианина - в подчинении Богу, так
счастье "нумера" - в подчинению Благодетелю. Но подчинение человеку, как
Богу, есть несвобода.
- Миф о "человеке-машине" - воплощение идеала каждого нумера. Замятин с
гуманистических позиций утверждает, что идеи эти бесчеловечны. Единое
Государство - остров тотальной рационализации всей человеческой
жизнедеятельности, начиная с производства и кончая интимно-личной сферой.
- Жизнь "нумеров" полностью механизирована. Поэтому неслучайно, что язык
жителей Единого Государства также схематичен, прост и ясен. Если обратить
внимание на официальный язык государства, то с первых же страниц бросается в
глаза обилие оксюморонов: "дикое состояние свободы" и т.д.
В результате рассмотрения тоталитарного сознания с точки зрения его
мифологической и религиозной основ мы пришли к следующим выводам:
В понимании христианства ярко проявляются особенности сознание жителей
Единого Государства. Тоталитарное сознание, мифологизированное и
религиозное, основано на абсолютной вере в обожествленного реального
человека. Этот переворот в сознании приводит к переосмыслению всех остальных
мифов и религиозных идей, к дегуманизации сознания. Переосмысливаются все
общечеловеческие ценности: все человеческое становится дьявольским, а идеи
чуждые людям, традиционному гуманизму приобретают статус божественных. В
свою очередь, подчинение религиозного сознания воле государства делает людей
легко управляемыми, зависимыми, несвободными физически и духовно.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998