Стратегия автора и стратегия читателя в рассказах В.Набокова "Signs and symbols".
ФЕДОТОВ Вячеслав ученик 11 класса ср.школы 44
Кучина Т.Г,, преподаватель ЯГПУ
Играть с читателем - одно из любимейших занятий Владимира Владимировича, которое проявлялось как в
период сиринских произведений, так и непосредственно набоковских, в том числе написанных на английском языке.
- Система отношений автор - текст- читатель в рас-
сказе В. Набокова.
- Стратегия автора - строить сюжет таким образом,
чтобы запутывать читателя. С другой стороны - Набоков
нашпиговывает произведения всякого рода деталями ("просвечивающимися предметами") помогающих читателю предугадать развязку.
- Формирование горизонта читательских ожиданий: автор ориентируется на читателя, воспитанного на
классической литературе. Читатель ищет в тексте знаки и символы,
помогающие ему понять замысел автора. Найдя эти детали,
он логически проводит между ними параллели, объединяет
их, систематизирует и, благодаря этому, предвосхищает
развязку ( Логика повествования - по привычной
канонической схеме). Но в каверзного Набокова читатель,
отыскивающий знаки и символы, попадает в ловушку,
приготовленную ему автором, запутывается, и идет совершенно ложным путем.
- Цель научной работы - смоделировать стратегию
повествования, характерную для Набокова, и соотнести ее со
стратегией чтения на примере рассказа, ранее никогда не
переводившимся на русский язык.
- Сюжетная схема: референтная мания - диагноз главного героя - попытка самоубийства - открытый финал.
- Предметная детализация - мы отбираем те знаки и
символы из текста рассказа, которые, по мнению читателя,
помогут разгадать замысел автора. Перечислю несколько
предметов (в хронологическом порядке):
- все цифры в рассказе - четные
- сломанное метро
- полумертвый птенчик, валяющийся в луже (автореминисценция рассказа "Катастрофа")
- девушка, плачущая на плече старой женщины
- зеркала
- туз пик
- телефонный звонок в внеурочный час.
Семантика детелей в повествовании - моделирование восприятия читателем предметного мира рассказа.
- Мы соотносим мир вещей (ключей, помещенных Набоковым в текст) и симптомы референтной мании (расстройство
психики, которым страдает главный герой).
- Две стратегии чтения: стратегия "просвещенного"
читателя и читателя "дилетанта". Просвещенный читатель -
читатель, специально ищущий знаки и символы, позволяю-
щие предугадать финал. Читатель дилетант - читатель, не
обращающий особого внимания на предметную детализацию
рассказа.
- Рассматриваем проблему читатель - герой.
Просвещенный читатель в процессе поиска деталей как бы заболевает референтной манией (просвещенный читатель = герой),
а читатель дилетант, пропустивший все коварные знаки и
символы, может рассчитывать на своего рода "happy end".
- Автор прогнозирует читательскую стратегию:
выстраивает текст таким образом , чтобы позиция читателя
( отождествление себя с героем, стремление к "символическому" прочтению текста ) была опровергнута.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998