IV Российская научная конференция школьников “Открытие”

 

Чернявская КсенияЯрославль

школа 4

11класс

Эпиграфом к данной работе служат слова Сервантеса де Сааведра “Платье и облачает и разоблачает”. Стиль одежды играет значительную роль в нашей жизни. Существует выражение: “По одежке встречают, по уму провожают”, - в нем емко схвачена роль одежды в социальном представлении человека. Сделать определенные, а, главное, правильные выводы о внутреннем мире человека в результате кратковременного общения мы не можем, приходится судить о людях по внешнему виду. Следовательно, исследование факторов, влияющих на выбор стиля одежды – важная и актуальная проблема. Узнав, какие именно особенности внутреннего мира влияют на выбор стиля, мы сможем и по внешнему виду определить эти особенности.

Данная работа посвящена исследованию возникновения различных эффектов при восприятии и понимании людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Она основана на наиболее важных положениях теории С.Л. Рубинштейна о психологии внутреннего мира.

Объект исследования: влияние внутреннего мира на стиль одежды в период ранней юности.

Предмет исследования: определенные особенности внутреннего мира. Цель работы: выявить основные компоненты внутреннего мира, влияющие на выбор стиля.

Задачи :

Гипотеза: определенные особенности внутреннего мира влияют на выбор стиля одежды.

На настоящий момент по данной теме написано ограниченное количество книг, что делает наше исследование более интересным и придает ему новизну. Новизну придает и то, что в работе использовались не только отечественные, но и зарубежные источники информации. После перевода, выполненного нами, было проведено их сравнение.

За основу была взята возрастная периодизация А.В. Петровского. Возраст между 14-15 и 17 годами он определяет как раннюю юность. В рамках нашего исследования рассматривался возраст 15-17 лет.

В первой главе проведен теоретический анализ влияния внутреннего мира на выбор стиля одежды. Мы анализировали сведения отдельно о внутреннем мире (С.Л. Рубинштейн), характере (Р.М. Грановская, Р.С. Немов и др.), возрастных особенностях (И.С. Кон, М.В. Гамезо, Encyclopedia of Social Psychology), индивидуальности (А.Г. Асмолов, Н.Bee, S.Mitchell и др.), конформности (Г.М. Андреева, Д.Майерс, ) и стилях одежды (М.В. Орлова, П. Чисхольм, М. Шепель, Vogue). В работе также затрагивается ряд других вопросов.

Нами были выбраны и охарактеризованы такие рабочие понятия как: “внутренний мир” - совокупность внутренних условий; “индивидуальность” - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость; “конформность” - податливость человека реальному и воображаемому давлению группы; “стиль” (в работе стиль означает стиль одежды) – одна из составных частей моды.

Во второй главе использовались сведения из книг А.В. Батаршева, Е.Ю. Артемьевой, В.Ф. Петренко, Borg’а, Gall’а и других. Исследование состояло из двух частей. При его проведении использовались: I часть - (1) метод прямого, дискретного, невключенного наблюдения; (2) метод опроса (анкетирование) - шесть вопросов анкеты были: о фактах сознания и поведения; открытыми, прямыми, основными; (3) тест ХОЛ, являющийся адаптированным вариантом опросника Р. Кеттелла для подростков, состоящий из 142 вопросов.

II часть – (1) метод совмещения анкетного опроса и интервьюирования; (2) метод семантического дифференциала - экспериментальным материалом служили 8 карточек с контурными изображениями, представляющими собой произвольно деформированный круг и пятнадцать биполярных шкал, составленных на основе анализа теоретического материала по типу шкал Ч. Осгуда; (3) авторская методика “Куклы”, основанная на процедуре игры в бумажные куклы.

Схема наблюдения, обе анкеты, содержание личностного дифференциала разрабатывались нами самостоятельно. Была создана методика “Куклы”, для выявления особенностей стиля испытуемых. Выбор методик соответствует цели исследования. Они обладают достаточной надежностью и валидностью, а инструкции гарантируют точное соблюдение порядка исследования

I часть исследования проводилась в январе-феврале 2000 года. Испытуемыми стали учащиеся 10-11 классов, возраст 15-16 лет, соотношение полов равное. После подробной инструкции анкета и тест ХОЛ, одновременно давались на руки, срок возвращения обговаривался. Были получены количественные, качественные и порядковые сырые данные.

Основываясь на результатах наблюдения, которые фиксировались на шкале с тремя делениями (“выше среднего”, “среднее”, “ниже среднего”), была выдвинута рабочая гипотеза - всех испытуемых можно поделить на три группы с: “высоким стилем” (16 человек), “умеренным стилем” (8 человек), “массовым стилем” (16 человек). Для проверки данной гипотезы были обработаны результаты анкетирования с использованием разработанных нами 4 критериев.

Результаты “умеренной группы” в дальнейшем не учитывались. Придерживаясь цели исследования, мы проанализировали влияние внутреннего мира и черт характера на “высокую” и “массовую” группы, то есть был использован метод “крайних групп”.

В соответствии с разработанными критериями, были получены разнообразные результаты, подробно описываемые в работе. Гипотеза подтвердилась, ошибок при распределении по группам допущено не было. Между ними выявились значительные различия. Было замечено интересное явление: люди, принадлежащие к “массовой группе” чаще других говорили об индивидуальности и утверждали, что они “никому не подражают”, не причисляя себя в данном аспекте к группе.

Для перевода качественных результатов в количественные и в порядковые, мы разместили испытуемых на шкале с 9 делениями от “крайне массового” до “крайне высокого”. Каждое деление означало определенный балл, следовательно, они были размещены в определенном порядке (1-4 балла – “массовые”; 5 – нейтральные; 6-9 – “высокие”). Впоследствии данные баллы сравнивались с результатами теста ХОЛ.

На первом этапе обработки данных тестирования баллы были переведены в стены. Шкала лжи в дальнейшем не учитывалась. Для характеристики распределения использовалась мода. Значения моды близки к среднему, что доказывает нормальность распределения, они колеблются, поскольку каждая шкала характеризует различные особенности личности. Планировалось построить несколько кривых для шкал, по которым будет выявлена статистически значимая корреляция. Были высчитаны средние значения.

Мы использовали выведенный К. Пирсоном коэффициент корреляции произведения моментов. Коэффициент не только учитывает положение результатов индивида в группе, но и степень их отклонения от группового среднего значения. Количественные результаты анкеты “высокой” группы сравнивались с результатами теста (в стенах), затем та же операция проводилась с “массовой” группой.

II часть исследования проводилась в июле 2000 – январе 2001 года. В анкетировании (1 серия) приняло участие 50 человек, соотношение полов равное, возраст испытуемых – 15-17 лет. После подробной инструкции анкета давалась на руки, срок возвращения обговаривался. Основная выборка (2 серия) состояла из 20 юношей и 20 девушек того же возраста. Исследование проводилось в форме интервью. Работа с каждым испытуемым занимала от 25 минут до полутора часов. Были получены разнообразные качественные результаты.

По результатам ответов на 1,2 вопросы анкеты была составлена общая классификация стилей одежды (кластерная схема- Приложение 7 работы), выявлены наиболее часто упоминаемые стили, соответствующие им особенности имиджа. Из ответов испытуемых видно, что в большинстве случаев они называли не стиль одежды как таковой, а скорее группу, к которой он принадлежит. Можно утверждать, что это является следствием категоризации - психического процесса отнесения единичного объекта к определенному классу.

При обработке авторской методики “Куклы” нами были разработаны следующие критерии: (1) экспертная комиссия – 15 человек, не участвовавших в исследовании, 16-17 лет, в задачу которых входило распределить предлагаемые предметы одежды на 3 категории и дать им оценку по 9 балльной шкале. (2) Качественный анализ критериев, по которым испытуемые выбирали те или иные сочетания, а также (3) описания испытуемыми различных сочетаний. Предположения, выдвинутые во II главе работы, подтвердились; полученные результаты служат подтверждением данных I серии исследования.

Используя метод личностного семантического дифференциала, мы получили 3 типа качественных результатов: (1) Описание испытуемыми 8 изображений. (2) Описание ими изображения, с которым они отождествляют себя. (3) Описание испытуемыми себя, их самооценку. Используя методы описательной статистики, мы выявили общие тенденции восприятия и оценки молодыми людьми мира и себя.

Проведя анализ первого типа данных, мы обозначили предпочитаемые критерии восприятия и оценки испытуемыми окружающего мира. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей молодых людей. Выявить общую картину не представляется возможным. Была замечена интересная тенденция: по некоторым шкалам отношение испытуемых к себе и миру противоположно – выбраны разные полюса. Можно предположить, что представители “высокой” группы склонны выделять себя из окружающего мира – показатель различий выше, чем у “массовой” группы - они не стараются соответствовать общим рамкам, что говорит о выраженной индивидуальности. Описание испытуемыми себя и изображения, с которым они себя отождествляют также противоположно. Мы можем говорить о неадекватности их СО, при чем различие СО представителей “высокой” группы больше, что служит подтверждением нашей рабочей гипотезы.

Нами был использован один из непараметрических методов индуктивной статистики – метод c 2 . Для каждой из 15 шкал была составлена 4-польная матрица, в которой по горизонтали располагались полюса (+/-), а по вертикали принадлежность к “высокой” или “массовой” группе. Мы доказали существование статистически значимой связи между определенными чертами личности по 4 шкалам.

Все полученные результаты были объяснены с использованием качественного анализа. Достижение поставленной цели дает последующую возможность применить результаты на практике. Достаточно прямого, невключенного, дискретного наблюдения, чтобы определить групповую принадлежность человека. Существуют ограничения: наблюдать за человеком нужно в нейтральной обстановке, результаты пригодны только по отношению к 15-17 летним.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ по работе

  1. Во внутреннем мире человека выделяют различные сферы или области черт, характеризующие его разные стороны; все они смыкаются в реальном единстве личности.
  2. Психические свойства личности в ее поведении одновременно проявляются и формируются (стиль одежды – внешняя сторона поведения).
  3. Выбор методик соответствует цели исследования, они обладают достаточной надежностью и валидностью.
  4. Нами были разработаны: анкета(I), анкета (II), схема наблюдения, личностный семантический дифференциал; создана методика “Куклы”, для выявления особенностей стиля испытуемых.
  5. Полученные результаты на первом этапе были обработаны с использованием качественного анализа, в дальнейшем использовались методы математической статистики.
  6. Особенности внутреннего мира влияют на выбор стиля одежды в 15-16 лет (период ранней юности).

Такие особенности, как наличие женского типа характера (a = 1 0 % ), внутренней самостоятельности ( a = 5 % ), и таких характеристик как “небрежное” (a = 5 % ), “яркое” (a = 5 % ), “умное” (a = 5 % ),“непредсказуемое” (a = 1 % ), влияют на выбор “высокого” стиля.

На выбор “массового” стиля влияют: низкий уровень самосознания (a = 1 0 % ), и наличие характеристик: “опрятное” (a = 5 % ), “неброское” (a = 5 % ), “ожидаемое” (a = 1 % ).

 

 

Выход