IV Российская научная конференция школьников “Открытие”

 

Исследовательская работа

ОБЩНОСТЬ РАННИХ ЕГИПЕТСКИХ КУЛЬТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

Зелеева Мария

Лицей 33 при КГУ, 11 класс, г. Казань

 

Работа выполнена на базе Лицея 33 при КГУ

 

Научный руководитель:

Учитель-методист Лазарев Ю.Ю.

 

 

 

Ярославль-2001


Оглавление:

1.

Введение.

 

1.1.Постановка вопроса.

 

1.1.1. Основная цель.

 

1.1.2. Второстепенные цели

2.

Теоретическая часть: основные культы Древнего Египта.

 

2.1. Источники информации о Египте.

 

2.2. Мифология древнего Египта.

 

2.2.1. Возникновение мифологии в Древнем Египте.

 

2.2.2. Древнейшие культы.

 

2.2.3. Истоки единобожия

2.2.6. Мирное сосуществование различных культов.

3.

Методы и пути решения поставленной задачи.

 

3.1. Переселение египтян.

 

3.2.Систематизация религиозных представлений древних египтян.

 

3.2.1.Понятие “мифологическая реальность”.

 

3.2.2.Значение слова “боги” в египетских мифах

 

3.3.Методы.

4.

Заключение.

 

4.1.Переселение египтян.

 

          4.1.1.Появление в долине Нила (миф и реальность)

         4.1.2.Египтяне – смешанная нация.

 

4.2.Классификация богов Древнего Египта.

 

          4.2.1.Классификация по наличию родственных связей

 

4.2.2.Классификация по исполняемым функциям и близости к египтянам в мифах

 

4.3.Вопросы, требующие доработки.

5.

Предварительные выводы.

Литература.

 

Приложения

 

          Приложение 1

 

          Приложение 2

 

          Приложение 3

 

          Приложение 4

 

           Приложение 5

 

          Приложение 6

 

          Приложение 7

 

          Приложение 8

 

          Приложение 9

 

          Приложение 10

  1. Введение

1.1.Постановка вопроса

Культура Древнего Египта интересовала меня с самого детства. Так сложилось, что со временем мои взгляды на древнеегипетскую культуру стали несколько отличаться от общепринятых. Поэтому я решила попытаться доказать хотя бы некоторые из своих утверждений, основываясь на том колоссальном опыте, который уже накопила египтология к этому времени.

В ходе работы я пыталась найти новый подход к методам изучения мифологического материала, основанный на отношении народа-создателя к своим мифам. Последовательность обработки материала:

  1. Выбор темы исследования и постановка основных целей;

  2. Подбор литературных источников по данной теме и их анализ;

  3. Поиск собственного подхода к изучаемому вопросу;

  4. Обработка материала в соответствии с новым подходом;

  5. Обсуждение результатов;

  6. Выводы;

  7. Применение некоторых теоретически возможных методов на практике (в данном случае – создание комплексного мифа в соответствии с предложенным методом).

Египетская цивилизация сыграла немаловажную роль в развитии мировой культуры. Та-Кемет (егип. Черная Земля, самоназвание египтян) было единственным из древневосточных государств, которое просуществовало, сравнительно мало изменяясь, больше трех тысяч лет и создало особенно высокую и утонченную культуру. “В его искусстве сконцентрировались все характерные черты стиля деспотий с их “гигантоманией”, но оно преодолело грубую тяжеловесность и выработало художественные формы несравненного благородства и чистоты. Религия и культура этого государства питали собой религию и культуру Ассирии, Финикии, Иудеи и, наконец, Греции.”[8]

Несмотря на современные достижения египтологов, культура Та-Кемет все еще таит в себе немало загадок. Одной из них является внезапность появления египетской культуры в долине Нила. Мы застаем египтян уже обладающих довольно высокой культурой и точнейшим в мире того времени календарем. Это дает повод дилетантам для всяких досужих домыслов вроде пришествия инопланетян или людей из будущего. Эти теории довольно наивны и не заслуживают внимания историка. Такому факту несложно найти более реальное объяснение, например, приход египтян в долину Нила в додинастическую эпоху из местности, где их культура первоначально достигла развития.

Другая интересная черта египетской культуры – сложная структура религии Та-Кемет. Религия Та-Кемет была по сути монотеистичной и большинство египетских культов, зафиксированных в более поздние эпохи, возможно, сводились к одному исходному, принесенному пришельцами. Кроме того, немалую путаницу в представления о Та-Кемет создает попытка исследователей описать одновременно многие культы различных эпох египетской истории, мало говоря о последовательности их появления и связях между собой. В данной работе я ограничиваюсь рассмотрением ранних культов.

1.1.1.Основная цель

Основная цель данной работы – пересмотр взглядов на раннюю культуру Древнего Египта в связи с анализом египетских мифов и исторических фактов. Актуальность данной работы - соответствие ее интересу современных людей к древним культурам, как основе современной мировой цивилизации. К тому же я пытаюсь пролить свет на древнюю историю человечества, интерес к которой актуализируется на стыке эпох.

1.1.2.Второстепенные цели

  1. Найти хотя бы косвенные доказательства прихода носителей культуры Та-Кемет в долину Нила до возникновения там первых династий.

  2. Систематизировать религиозные представления древних египтян, выделить культ, принесенный пришельцами, а также его особенность, заключающуюся в сочетании монотеизма и культа стихий природы.

     

    2.Теоретическая часть: основные культы Древнего Египта

    2.1.Источники информации о Египте

    При изучении религии древнего Египта перед исследователями встает множество проблем. Прежде всего, египетские источники отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Поэтому характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе более поздних текстов, в основном древнегреческих. Основными же египетскими памятниками являются плохо сохранившиеся папирусы разного назначения (в основном поздних династий) и более ранние надписи в храмах и гробницах. Наиболее значительные из них – “Тексты пирамид” – древнейшие тексты царских заупокойных ритуалов (вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов 5-ой и 6-ой династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.)), “Книга мертвых”, составляющая (начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта) сборники заупокойных текстов. Значительный материал дают записи драматических мистерий, исполнявшихся на религиозных праздниках, а также некоторые другие письменные источники, такие как “Книга Коровы”, “Книга часов бдений”, “Книги о том, что в загробном мире”, “Книга дыхания”, “Амдуат” и т.д. [16].

    2.2.Мифология Древнего Египта

    2.2.1.Возникновение мифологии в Древнем Египте

    По-видимому, египетская мифология начала формироваться в 6 – 4-м тыс. до н. э. задолго до возникновения классового общества в долине Нила [16]. В каждой из областей под влиянием тех или иных исторических событий складывались различные культы и пантеоны богов и свой покровитель. Позднее местные божества обычно группировались в триады: бог-Творец, его жена богиня-Мать и их сын. Характерной была космология: каждый из богов, участвовавших в творении, имел свой характер (хотя полностью не подчиняющийся логике современного человека-европейца). Другие же духи Земли (Та) менее характерно выражены, хотя без сомнения были для египтян вполне реальными и активно заботились о земле. В отличие от греческих богов, чей характер мало отличается от человеческого, египетские боги слиты со своими стихиями и защищают их интересы. По мнению У.Баджа, египетская мифология ранних эпох явилась синтезом мифологии коренных жителей долины Нила и пришельцев из Азии [3].

    2.2.2.Древнейшие культы

    Двумя последовательнейшими и древнейшими из культов были культы Восьмерки (Хемену) и Девятки. Миф о Девятке (подробно представленный лишь в двух поздних экземплярах – под названием “истории сотворения А и Б”) во многом раскрывает мировоззрение древних египтян. Он был создан в городе Гелиополе (Иуну). В городе Гермополе (Хемену) был другой вариант творения, хотя, возможно, в будущем откроется больше схожих их черт.

    2.2.3.Истоки единобожия

    Были в истории религии Та-Кемет уникальные случаи, например, когда фараон-реформатор, известный под именем Эхнатон, ввел по всему Египту единобожие. Яркие черты единобожия ощущаются и в мифе о Девятке, упомянутом ранее.

    2.2.6.Мирное сосуществование различных культов

    Иногда даже в пределах одного города мирно уживались две различных мифологических версии. В Гермополе (Хемену), помимо мифа о Восьмерке, существовала еще история создания мира птицей по имени “Великий Гоготун”, а в Гелиополе, месте почитания Девятки, существует миф о рождении Солнца из огромного цветка лотоса. Помимо множества солнечных культов, в Та-Кемет почитались звезды. Один из подобных культов был напрямую связан с почитанием Исиды и Осириса.

     

  3. Методы и ход решения поставленной задачи

3.1.Переселение египтян

Для решения первой из поставленных задач необходимо рассмотреть высказывания исследователей миграций древних народов Африки по этому поводу, а также египетские источники, по времени своего создания восходящие к тому времени (если таковые имеются).

Говорить о ранних периодах египетского государства сложно, практически невозможно. Египетскую историю восстанавливают по поздним, в основном, греческим и римским источникам. В египетских, особенно ранних источниках, вся власть фараонов окутана тайной и переплетается с мифами.

Существует явное противоречие, которое сейчас неразрешимо. Исследователи считают, что египтяне переселились в долину Нила в период незадолго до конца второй додинастической эпохи. По большинству версий – откуда-то со стороны Азии. Например, У.Бадж считает, что египтяне-носители культуры пришли в страну из Азии через Красное море или Аравийский полуостров. [3; с.22] Он говорит о возможном смешении (сознательном со стороны пришельцев) принесенной культуры с той, которая уже существовала в долине Нила к тому времени. С одной стороны, к началу правления первых фараонов-людей исследователи наблюдают уже довольно развитую культуру, предположительно принесенную, без признаков развития (это может говорить также об обучении исконного народа кем-то, например, Осирисом по греческому мифу). С другой стороны, в египетских мифах нет ни одного определенного упоминания о переселении египтян. Это странно, поскольку до событий, прошедших во времена Осириса и его потомков, было еще правление богов, которое не укладывается в хронологические рамки присутствия египтян в долине Нила. Это прямое противоречие говорит о недостатке данных у современных ученых, возможно и об искажении древних мифов впоследствии. Можно попытаться доказать, что египтяне называли города в долине Нила названиями, которыми были названы их города, где они жили с момента сотворения (по мифологической хронологии) и которые они принесли с собой. Но это достаточно сложно и требует более основательных фактов по раннему времени египетской цивилизации.

Можно также предположить, что египтяне пришли в долину Нила не с востока, как утверждают многие исследователи, а с запада. По египетским мифам, Аменти, страна предков, располагалась на западе. Там жили и правили боги. Сопоставляя это с ранними мифами, можно сделать вывод, что египтяне пришли в Та-Кемет с Запада – “земли предков”. Как известно, Сахара в то время (5-7 тысяч лет до н.э.) представляла собой просторные луга, что очень схоже с описанием “лугов Четырех Небес” [2; с.86-87].

3.2.Систематизация религиозных представлений древних египтян

Для решения этой задачи требуется изучение мифов и легенд древних египтян, примерной датировки появления одних мифов относительно других и создания либо генеалогического древа ранних богов, либо схемы связей между различными божествами.

К сожалению, большинство современных книг по истории вообще и по египтологии в частности сильно страдают от сознательного или невольного искажения дат авторами, которые, приспосабливая историю под свои идеи, искажали факты или придавали им различную окраску. Особенно отличаются этим книги по египтологии советского периода (идеи марксизма-ленинизма, угнетение пролетарского класса и т. д.). С другой стороны, существуют книги, описывающие Та-Кемет, как идиллию, продлившуюся около пяти тысячелетий - это тоже неверно. Многие исследователи совершают ошибку, поскольку при попытке описать египетское мировоззрение опираются на свое современное европейское мировосприятие, не пытаясь понять основы египетского мышления.

Этнограф и социолог К. Леви-Стросс пишет, что одним из методов антропологии, как изучения мировоззрения различных народов, является метод познания “через себя”: “Для того чтобы человек снова увидел свой собственный образ, отраженный в других людях – это и составляет единственную задачу антропологии при изучении человека, - ему необходимо сначала отрешиться от своего собственного представления о самом себе.”[13; с.22]. В том числе это относится и к переносу европейского типа мышления на древних египтян.

3.2.1.Понятие “мифологическая реальность”

В то легендарное время, “когда боги правили Египтом”, исторические события тесно сплетались с мифологическими. В связи с этим я хочу ввести термин “мифологическая реальность” для обозначения реальности, описываемой мифами. В сущности, это есть дополнение исторических фактов материалом мифов, где предпочтение отдается мифам, особенно ранним. Этот термин я использую, например, для принятия того факта, что в начале времен египтянами правили боги. В таком случае я не отметаю этот факт, как заведомо неправильный, а вношу его в последовательность событий, поскольку в мифологической реальности (т.е. в картине мира египтянина) он присутствует.

В своих исследованиях я хочу позволить египетским мифам говорить самим за себя, а также допустить некоторую возможность сопоставлять все эти мифы и создавать из них комплексные. Возможность создания комплексных мифов позволяет описывать мифологическую реальность с разных ее сторон, в то время как отдельные мифы раскрывают ее только с какой-либо одной стороны. Доказательством такой возможности может служить то, что в Египте одновременно существовало множество древнейших мифологических версий, не противоречащих, а дополняющих друг друга. Необходимо принять во внимание отношение самих египтян к событиям, описываемым в мифах.

3.2.2.Значение слова “боги” в египетских мифах

У. Бадж, анализируя мифы египтян, пришел к следующим выводам: “Египтяне верили в существование Бога, Творца и Хранителя всего сущего, но они считали, что все, что касается этого мира, было передано Им в управление ряду второстепенных духов или сущностей, называющихся “богами”, которые, как они полагали, были в значительной степени подвержены влиянию магических заклинаний и ритуалов. Владыка был существом настолько отдаленным, и такого высокого положения, что напрасно было ожидать, что он снизойдет до вмешательства в дела смертных, или что Он изменит какое-либо повеление или закон, установленный им ранее. С другой стороны, сущность духов, или “богов” была не настолько отдалена от человека и считалась поддающейся прошениям и лести, мольбам и просьбам.”[2; с.17]. Этот отрывок навел меня на мысль, что слово “боги” в работах египтологов имеет далеко не одно значение: оно либо переводится однозначно, либо имело более широкий смысл и не нуждалось для египтян в пояснении (выделенные мной значения я привожу в приложениях).

Не должен увеличивать реальное число богов тот факт, что подчас совершенно разные боги имеют одинаковые имена или один бог – много имен, пересекающихся с именами совершенно других богов (возможно, это особенность египетского менталитета).

Исследователи часто делят богов Египта на богов Неба, Земли и Преисподней, но мне кажется, что эта типология взята из мифов Междуречья, так как этот народ выделял данные понятия. Поэтому для лучшего понимания структуры религиозных культов древнего Египта необходимо, прежде всего, разделить египетских богов по двум принципам:

Территориальное разграничение не имеет практически никакого значения, поскольку египетские боги могут находиться в различных точках земного пространства, причем часто одновременно (подробнее - в разделе “результаты”).

3.3.Методы

Объект исследования – мифы - требуют совершенно иного подхода, чем реальные события. Этапы, связанные с разработкой нового подхода, можно свести к следующим:

  1. Обработка литературы, научной и художественной (египетские мифы и современные романы о Египте).

  2. Метод построения предположений, находясь не в исторической, а в мифологической реальности.

  3. Создание комплексных мифов, как возможность реконструирования целого по его частям оно включает в себя:

  1. Сохранение восприятия мифологической реальности благодаря попытке придерживаться мировосприятия египтян ранних династий (реконструируемого по мифам)

  2. Рассмотрение иерархии раннего египетского общества, чтобы понять, почему мифология пришельцев вскоре заняла главенствующее положение.

 

4. Заключение

4.1.Переселение египтян

4.1.1.Появление в долине Нила (миф и реальность)

Несложно доказать, что факт переселения египтян в долину Нила имел место в истории. Прежде всего, об этом говорят многие ученые, изучавшие ранние периоды в истории Египта. Они обосновывают этот факт результатами раскопок, доказывающими то, что египетская раса как таковая и многие элементы культуры, характерные для египтян, вообще появились лишь незадолго до первых династий в Египте, причем элементы культуры появились уже в сформированном виде, мало меняясь впоследствии [6; с.356-357].

В своих мифах египтяне ничего не говорят о переселении. Многие из древнейших по содержанию мифов сохранились на папирусах Нового царства. Скорее всего, в эти мифы вносились более поздние поправки. Некоторые части и понятия могли вообще теряться. Кроме того, известно, что многие правители-захватчики искажали мифы, приспосабливая их для пропаганды своих идей и утверждения своей власти. Для того чтобы объяснить отсутствие рассказа или упоминания о переселении, необходимы более тщательные исследования, включающие поиск и перевод многих древнейших мифов (что пока для меня недоступно). Приведенное мной ранее предположение об Аменти у исследователей не встречается.

4.1.2.Египтяне – смешанная нация

Египтяне представляли собой смешанную нацию, которую на данный момент лучше расклассифицировать в мифологической реальности, так как фактов исследователям этого вопроса недостает [3; с.24-27]. Поскольку пришельцы были более культурно и технически развиты, они заняли верхушку образовавшегося общества. Кроме того, известно, что коренные жители находились на стадии соседской земельной общины с элементами родового строя [10; с.143], государства у них до прихода египтян не было. Кроме того, нам сейчас легче судить о том, как воспринимали ситуацию сами египтяне (по мифам и легендам, а также по морфологии людей, изображаемых на фресках). То, что по моему мнению представляет египетская нация, я постаралась отразить в приложении.

4.2.Классификация богов Древнего Египта

При попытке расклассифицировать богов Египта, на данном этапе работы я выделила два критерия:

4.2.1.Классификация по наличию родственных связей

  1. Единый-Вселенная (он сотворил все и является всем миром).

  2. Представители основного генеалогического древа богов (Девятка + ответвления).

  3. Земные стихии и боги-покровители, что не имеют родственных связей.

  4. “Триады” по родству. Смысла рассматривать их в контексте ранней религии нет, так как они появлялись, как правило, в период Нового царства, и составлялись искусственно из третьей категории.

  5. Различные духи, которые, кстати, египтянами в понятие богов не включались: демоны Себау, духи Аху и т. д. Поэтому рассматривать их тоже не стоит.

4.2.2.Классификация по исполняемым функциям и близости

к египтянам в мифах

  1. Единый-Вселенная (Неб-ер-Чер).

    1а. Боги Восьмерки, “правившие” до начала Света.

  2. Единый-Творец (Хепри, Ра, Атум)

  3. Пары мировых стихий

    3а. Старшая (Шу – Тефнут)

    3б. Младшая (Геб – Нут)

  4. Боги основные “действующие лица” мифов (Осирис, Сет, Исида, Нефтида, Гор, Хатор, Тот)

  5. Боги земных стихий (Рененутет, Шаи, Хапи и т.д.)

  6. Боги сил и понятий (Маат, Сиа, Ху и т.д.)

4.3.Вопросы, требующие доработки

Для данной работы необходима постановка четких временных рамок. Я в своей работе ограничилась ранними мифами (некоторые из них взяты из поздних источников, что оговаривается отдельно), поскольку они напрямую относятся к решению поставленной задачи. При продолжении работы над данной проблемой необходимо более пристальное внимание уделить вопросу хронологии, как наименее изученному в данном контексте.

Другим из малоизученных вопросов в связи с переселением является топонимика названий древнейших египетских городов, которая могла бы указать особенности географии, природы и других черт Аменти.

Наконец, известный библейский миф о троице: Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святой, возможно, являются искаженной версией распространенной египетской триады (Бог-Отец, Богиня-Мать и Бог-Сын). Подтверждение своей мысли я недавно обнаружила у Д. Андреева в его известной книге “Роза Мира”.

Таким образом, данная работа требует дальнейшей разработки и увеличения количества обрабатываемого материала.

5. Предварительные выводы

  1. Факт переселения египтян в долину Нила имел место в истории.

  2. Египтяне могли переселиться в долину Нила не с востока, а с запада.

  3. В своих мифах египтяне ничего не говорят о переселении. Для того чтобы объяснить это, необходимы более тщательные исследования.

  4. Египтяне представляли собой смешанную нацию, которую на данный момент лучше расклассифицировать в мифологической реальности, так как фактов исследователям этого вопроса недостает.

  5. Культы Египта представляют собой различные части одной цельной религии с поправкой на “божества номов”, которые являются местными богами, не принесенными пришельцами, и несут на себе отпечатки образа родовых духов, почитаемых коренным населением долины Нила.

  6. Боги Египта поддаются классификации, более того, для полноценного описания культа требуется несколько критериев классификации, например:

    7. Затронутая в работе проблема требует дальнейшей разработки.

 

Литература:

  1. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М:. Прометей, 1991. – 288 с.
  2. Бадж Э. Легенды о египетских богах. – М.: “Рефл-бук”, 1993. – 297 с. – илл.
  3. Бадж Э. Путешествие души в Царстве мертвых: Египетская Книга Мертвых. –М.: Ассоциация Духовного единения “Золотой Век”, 1997. – 447 с., илл.
  4. Блаватская Е.П. Теософский словарь. – М.: Издательство “Сфера” Российского теософского Общества, 1994. – 637с.
  5. Брантон П. Путешествие в сакральный Египет. – М.: “Сфера”, 1997. - 425 с., илл.
  6. Брюсов В.Я. Учители Учителей.// Собрание сочинений, М., 1975; т. 7.
  7. Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. – М.: “Вече”, 1998. – 360 с., илл.
  8. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: “Детская литература”, 1986. – 206 с., илл.
  9. Жак К. Египет великих фараонов. – М.: “Наука”, 1992. – 330 с., илл.
  10. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова / - главная редакция восточной литературы, 1989. – 470 с., илл
  11. История искусства зарубежных стран. \ под ред. М.В. Доброклонского \ - М.: “Изобразительное искусство”, 1981. – 407с., илл.
  12. Керам К. Боги, гробницы, ученые. – СПб.: “КЕМ”, 1994. – 364с., илл.
  13. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: “Республика”, 1994. – 382с.
  14. Луркер М. Богове и символи в Древния Египет София: И.К. “Гуторанов”, 1995. – 235 с., илл.
  15. Луркер М. Египетский символизм. –М.: Ассоциация Духовного Единения “Золотой Век”, 1998. –184 с., илл.
  16. Мифы народов мира./Энциклопедия в 2-х томах/ гл. ред. С.А. Токарев. –М.: “Советская Энциклопедия”, 1991.- илл.
  17. Монтэ П. Египет Рамсесов. – М.: “Наука”, 1989. – 372 с., илл.
  18. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства просвещения РСФСР, 1955. – 390 с., илл.
  19. Прус Б. Фараон. – М.: “Правда”, 1984. – 734с.
  20. Рак И. Легенды и мифы Древнего Египта. – СП б.: Журнал “Нева”, ИТД “Летний Сад”, 1999. –192 с., илл.
  21. Сказки Древнего Египта / под ред. Г.А. Беловой / - М.: “Алетейа”, 1998. – 346 с., илл.
  22. Эберс Г. Уарда. –М.: “Правда”, 1987. – 430 с.

 

Приложения:

Приложение №1

Пример комплексного мифа

В данном примере я попыталась доказать, что ранние мифологические версии творения в древнем Египте не противоречат друг другу. Я соединила две древнейшие мифологические версии городов Гелиополя (Иуну) и Гермополя (Хемену), создав из этого цельный миф и сделав упор на идею монотеизма.

Творение

В начале был Он, Единый. Народ Египта звал его Тем – Вселенная, Неб-ер-чер – Владыка до крайнего предела и, в поздние времена, Амон – Сокрытый [22], [2]. Он был – все. Материя и Время, Изначальная субстанция и зародыши вещей. А еще были Восемь, что творили с Ним. Рехиу Та-Кемет представляли их, как четыре супружеские пары Извечных начал, что были в Нуне. Они были равновеликими и равносильными и пребывали невоплощенными в изначальном мире до Творения. Египтяне представляли их: мужчин – в виде людей с головой лягушки, а женских духов – с головой змеи. Они не были ни мужчинами, ни женщинами – силы Хаоса, без дум и желаний, состоящие лишь из любви Мира к самому себе. На древнеегипетском они звались: Нун и его супруга Наунет, символизирующие сущность воды, Хух и Хаухет – символ вечности Пространства, Кук и Каукет – Тьма, Амон и Амаунет – сокрытое. Тогда еще не было воды, ибо не порождена была Тефнут. Но, вода тем и почитается египтянами, что ближе всех веществ стоит к истинной сущности Нуна. Именно в Нун и находились зародыши вещей, что вызвал к жизни Творец.

Он, Творец Мира, явился в образе Хепри. Он был один, ибо они еще не были рождены. Он произнес устами своими имя свое, как слово власти, и тотчас же появился на свет в обличье бога Хепри и вещей сущих. Он тогда создал все вещи, в виде которых проявился, при помощи божественной души, что вызвал он тогда из Нуна из состояния бездеятельности. Вот, как он рек о себе:

“Я не нашел там никакого места, на котором встать, я творил силой заклинаний сердца Моего, Я заложил основу для вещей предо мною, по желанию сердца моего. Все, что было создано, создал Я”. Творения Хепри, “что были с любовью созданы, были разнообразны, и их потомство появилось на свет из вещей, что они породили”.

Из единственного Бога Он стал тремя Богами. При помощи Сердца, Воли и слов власти порождены Им были Шу – воздух, сухость и Тефнут – влага. Они вышли из него, восстали в радости из Нуна, где пребывали. По происшествии двух периодов Хен, Шу и Тефнут принесли Хепри его первое Око – Солнце. И тучи, подобные растениям скрыли его на множество периодов Хен. Тогда Хепри создал второе Око – луну, и животных, и растения Мира, посредством потомков Богов, и второе Око воистину правило среди них. Его живительная сила пала на растения и животных, и оно установило среди них порядок.

Слезы Хепри, павшие на Землю, пробудили к жизни мужчин и женщин, среди которых были египтяне. Другие же народы произошли после, от вещей им ранее сотворенных. Во время творения первого Ока Шу и Тефнут породили Геба и Нут. Те же породили, в свою очередь, Осириса и Гор-хент-ан-маа, и Сета, и Исиду, и Нефтиду; и, взгляните, – они дали потомство и произвели множество детей на этой земле, посредством созданий, что появились на свет от существ, ими сотворенных. Они взывают к Его имени и одолевают своих врагов, и они слагают слова власти для свержения Тьмы в лице Апопа.

(Пересказ мифов о Восьмерке и Девятке – дословный.)

Приложение №2

Список египетских богов, упоминаемых в тексте

Амон

 

Амаунет

Амамат

Анубис

Апис,

Апоп

Атум

Бастет

Бата

Бухис

Восьмерка

Геб

Гор

Гор-хент-ан-маа

Девятка

Исида

Кук

Каукет

Маат

Меритсегер

Мневис

Неб-ер-чер

Нефтида

Нун

Наунет

Нут

Осирис

Ра

Рененутет

Себау

Себек

Сетх

Сехмет

 

Сиа

Таурт

Тефнут

Тот

Уаджет

Унут

Упуат

Уто

Хапи

Хатор

Хен

Хепри

Хнум

Ху

Хух

Хаухет

Шаи,

Шу

 

 

  • прабог, один из богов, входящих в состав Восьмерки. Позднее, великий бог города Фивы, единый бог. Его имя означает “Сокрытый”.

  • Супруга Амона, одна из древних прабогинь.

  • Страшная богиня – поглотительница грешников.

  • Бог мертвых, “Хозяин священной страны”, проводник в страну мертвых, охранник живых и мертвых.

  • Бог Нила и плодородия, почитаемый в форме быка.

  • Демон и древнейший бог тьмы, изображаемый в виде гигантского змея.

  • Древнейший бог Гелиополя, прародитель богов Девятки, почитаемый, как бог Творец под этим именем на закате.

  • Богиня радости и веселья, танца. Почиталась в виде кошки или женщины с головой кошки.

  • Бог города Кинополя, почитаемый в виде быка.

  • Бог в виде черного быка, почитаемый в городе Гермонт. Его матерью считалась небесная корова, породившая солнце.

  • Персонифицированные прасилы хаоса, боги города Гермополя.

  • Бог, олицетворяющий стихию Земли. Почитался в образе змеи, заботился о растениях и животных, которых носил на себе.

  • Сын Исиды и Осириса, сражавшийся с Сетхом за трон.

  • “Слепой Гор”, “Гор-воитель”, сын Нут и Геба, защитник солнечной ладьи.

  • Боги города Гелиополя, участвовавшие в сотворении мира.

  • Сестра и супруга Осириса, одна из богинь Девятки.

  • Один из прабогов Восьмерки, вместе с супругой олицетворяет тьму.

  • Супруга Кука.

  • Богиня справедливости и мирового порядка. Символ – страусиное перо.

  • Богиня-охранительница кладбищ.

  • Божество в виде черного быка, центр культа – Гелиополь.

  • “Владыка до крайнего предела”, персонифицированная вселенная.

  • Сестра Исиды и Осириса, супруга Сетха.

  • Один из богов Восьмерки, вместе с супругой символизировал сущность Первоокеана.

  • Супруга Нуна.

  • Богиня, олицетворяющая небесный свод, одна из богинь Девятки.

  • Бог мертвых, один из богов Девятки, супруг Исиды, убитый Сетхом.

  • Бог солнца, имя бога-Творца Девятки в полдень.

  • Богиня – охранительница урожая.

  • Темные демоны, помощники Сетха.

  • Бог воды и разливов Нила, почитаемый в облике крокодила.

  • Бог темных сил, жары и засухи, брат Осириса и Исиды, убийца Осириса. Один из богов Девятки.

  • Богиня войны и палящего солнца, одна из ипостасей Тефнут, почиталась в облике львицы. Богиня–убийца и богиня-целительница.

  • Богиня познания и мудрости.

  • Богиня-покровительница женщин и детей, помогает при родах.

  • Богиня влаги в воздухе, супруга Шу, входит в Девятку.

  • Бог мудрости, счета и письма.

  • “Зеленая”, богиня, заботящаяся о росте и созревании урожая. Одно из имен Уто.

  • Богиня в облике зайца, покровительница своей области.

  • Бог-проводник мертвых, часто это имя употребляется, как ипостась Анубиса-проводника, “открывающий пути”.

  • Покровительница Нижнего Египта, охранительница Ра и фараона.

  • Бог Нила.

  • Богиня неба, дочь Ра, богиня веселья, музыки, пляски.

  • Персонифицированное понятие “добро”, “изначальное благо”, связанное с древнейшим гармоничным порядком вещей.

  • Бог солнца на рассвете, одно из имен Творца в Девятке.

  • Бараноголовый бог плодородия.

  • Божественное слово в облике бога.

  • Один из богов Восьмерки, вместе со своей супругой воплощающий сущность пространства.

  • Супруга Хуха.

  • Бог виноградной лозы.

  • Бог воздуха, один из богов Девятки, супруг Тефнут.

Приложение №3

.Обожествление животных в египетской мифологии

Одной из характерных черт египетской мифологии явилось обожествление животных. Многие животные считались воплощениями какого-либо бога или богини. Эти божества провозглашали законы, способствовавшие охране священных животных. Кроме того, человеческие жертвоприношения, бытовавшие в эпоху первобытности у исконных жителей долины Нила, были запрещены, а животные жертвоприношения сделались редкими (цены на жертвенных животных были столь высоки, что большая часть населения могла себе позволить принести в жертву лишь раскрашенный хлебец, выполненный в форме того или иного животного). Одним из самых почитаемых священных животных был бык (корова). Бык считался воплощением множества богов (Апис, Мневис, Бухис, Бата), а корова – богинь (Хатор, Исида). Также, священными животными были: баран (Амон и Хнум), змея (Геб, Уто, Уаджет, и т.д.), крокодил (Себек), кошка (Бастет), лев (вернее, львица; Тефнут, Сехмет, Хатор и т.д.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот), лягушка, гиппопотам (как воплощение богини Таурт; в остальном, это животное считается воплощением темных демонов Себау, как и крокодил) [2] и т.д. В изображениях богов зооморфные черты самым причудливым образом сплетаются с антропоморфными. На этот счет у исследователей бытуют самые различные мнения, начиная с того, что со временем антропоморфные черты все больше вытесняли зооморфные в облике богов [16; с. 421]. Шваллер де Любич, например, считает, что египтяне сознательно изображали в символах то, что невозможно выразить человеческим языком – непознаваемую сущность богов и явлений [2; 199-268]. Б. Прус считает, что египтяне, обожествляя животных, заботились, таким образом, об их охране [19]. Итак, вернемся к факту обожествления животных. Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову [16; 1т., с.421]. Культ быка был тесно связан с культом фараона: в ранних текстах последний назывался “тельцом”, а на праздник тридцатилетия “Хеб-сед” к одежде фараона сзади привязывался бычий хвост. Черный бык с белыми отметинами был воплощением Аписа. Змея могла олицетворять и темные, и светлые силы. Змей Апоп был воплощением Тьмы, появившейся еще до рождения богов. В тоже время в образе змеи почиталась богиня плодородия Рененутет, богиня – хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида – защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего, богиня Уто – покровительница Нижнего Египта, охранительница Ра и фараона, и др.

 

Приложение №4

Древнейшие мифы Египта

Миф о Восьмерке

“Согласно учению о богах города Гермополя (Хемену), перед возникновением мира правили восемь богов; это персонифицированные прасилы хаоса: Нун и его супруга Наунет, символизирующие сущность воды, Хух и Хаухет – вечность пространства, Кук и Каукет - тьму, Амон и Амаунет – мир невидимый”[2]. Их имена известны из “Текстов саркофагов”. Однако, по книге “Мифы народов мира” Амон и Амаунет заменили Ниау и Ниаут (“отрицание, ничто”).

Миф о Девятке

Сначала был Единый, который породил сам себя из великого океана Нун, называемого также Неб-ер-чер (Владыка до последнего предела). По неуказанным причинам у этой сущности-пространства появилось желание сотворить мир. Тогда он воплотился в бога Хепри и породил две первые стихии Шу (Воздух, атмосфера) и Тефнут (Влага в воздухе). Они, в свою очередь, породили Геба (Земля) и Нут (Небо), от которых произошло пятеро их детей – богов: Осирис (Усер – “сильный”), Исида (Исет –“трон, место”), Гор-хент-ан-маа (Слепой Гор; другие мифы говорят о нем, как о сыне Ра (Хепри)), Сетх, Нефтида (Небетхет – Владычица дома, титул знатных египетских женщин). Египтяне появились из слез Солнечного Ока, и поэтому считаются детьми Хепри, но никак не других богов. Другие же люди появились позже из потомства Пятерых

Приложение №5

Генеалогическое древо богов Девятки и некоторых их близких родственников


 

Единый-Вселенная

 

 

Апоп

Маат

 

 

Единый-Творец

 

Тот

Солнечное Око

 

 

 

 

 

Второе (лунное) Око

 

Хатор

 

 

 

Шу - Тефнут

 

 

 

 

 

Геб - Нут

 

 

Осирис

Гор-хент-ан-маа

Сетх

Исида

Нефтида

 

 

 

 

Гор

 

 

 

?

Анубис

Приложение №6

Представления о Вселенной и загробном мире

Вселенная египтян состояла из неба, земли, воды, гор, дуат. Дуат – мир мертвых, преисподняя “совсем глубокая, совсем темная и бесконечная” [16; 1т., с.409]. К миру мертвых относились также поля “Иалу” (египетский рай) и Аменти (егип. “сокрытое место”), предположительно находившееся в горной местности. По египетским мифам Аменти располагалось на западе. Это была страна предков, в которой жили и правили боги. Представление о месте, исполняющем функции загробного мира, на протяжении египетской истории менялось. В отличие от представления о местности загробного мира, представления о том, что ждет там египтянина, были довольно устойчивыми. После смерти его забирал Анубис Упуат, который вел его к богам, если умерший знал соответствующие молитвы. В чертоге Осириса происходил Суд Богов, в течение которого умерший дважды перечислял грехи, которых не совершал, в присутствии всех богов. Это называлось “отрицательной исповедью”. После этого происходило взвешивание сердца умершего: для выяснения того, насколько правдивы его слова, на другую чашу весов клали статуэтку богини правды Маат или ее символ – страусиное перо. Если сердце перевешивало правду (по первому варианту мифа) или было равно ей (во втором случае), то египтянина объявляли “правогласным” и полностью оправдывали, а в противном случае его пожирало чудовище Амамат и от него не оставалось ни одной из его душ.

 

Приложение №7

Египтяне – смешанная нация

Египтяне представляли собой смешанную нацию, которую на данный момент лучше расклассифицировать в мифологической реальности, так как фактов исследователям этого вопроса недостает [3; с.24-27].

Поскольку пришельцы были более культурно и технически развиты, они заняли верхушку образовавшегося общества. Кроме того, известно, что коренные жители находились на стадии соседской земельной общины с элементами родового строя [10; с.143], государства у них до прихода египтян не было. Кроме того, нам сейчас легче судить о том, как воспринимали ситуацию сами египтяне (по мифам и легендам, а также по морфологии людей, изображаемых на фресках). Если точно следовать понятию мифологической реальности, то египетская нация представляет собой следующее:

  1. Фараон, в чьих жилах течет божественная кровь, полубог-полуегиптянин (внешность: волосы черные в синеву, кожа чаще светлая, оливково-загорелый цвет, лицо типично египтоидное - тонкие черты, миндалевидные не черные глаза, прямой нос, скулы, оттопыренные аккуратные уши, рост мумий невысокий, но изображались выше остальных)

  2. Жрецы, двор, часть ремесленников и малая часть крестьян – египтоидная раса, пришельцы (кожа как у 1., но волосы темно-каштановые (часто крашеные в черный цвет), рост изображался в зависимости от уважения, которое они вызывали (то же относится и к фараонам), но мумии низкого роста). Им впоследствии запрещали смешиваться с коренным населением [19].

  3. Крестьяне, основная масса, часть ремесленников – смесь коренного населения с пришельцами (лицо может иметь негроидные и азиатские черты, но египетские полностью не стирались, глаза часто черные или карие, кожа темнее в красный, рост выше). Низшим слоям общества смешиваться не запрещали [22].

Приложение №8

“Души” египтянина

Египтяне считали, что их сущность состоит из нескольких составляющих разного характера. Ка (двойник) – подобие любого существа, оно бывает даже у неодушевленных предметов и природных явлений. У высших существ – богов и демонов – может быть не один Ка. Современным довольно отдаленным синонимом этого понятия может быть астральное тело. Ка изображается иероглифом двух поднятых рук или рисунком силуэта. О том, что случается с Ка после смерти, существуют довольно противоречивые представления. “После смерти человека Двойник-Ка обитает в его гробнице. Ему приносят жертвы в заупокойную часовню. В то же самое время Ка живет на небесах и ни в земной, ни в потусторонней жизни с человеком не встречается” [20; с.110]. Ба – жизненная сила, “божественная искра”, приходящая при рождении от Единого (в поздних мифах – Амона). Ей обладают только живые существа. Изображают ее как сокола с человеческой головой. После смерти она возвращается к Единому. Сах – это тело, которое было для египтян священным. Тот, кто нанесет телу увечье, совершает грех. Имя – Рен – для египтян было важнее тела. Обычно оно давалось в честь какого-либо бога или говорило о качестве, которое должен был приобрести ребенок впоследствии. Знание имени давало власть над тем, кто его носит. Ах – это сияние, которое появляется у “правогласных” египтян после смерти. Шуит – “тень”. О двух последних душах египтян исследователям известно очень мало.

Приложение №9

Значение слова “боги” в египетских текстах

Приложение №10

Представление об окружающем мире

Своеобразным было представление египтян об окружающем их мире. Тайное жреческое учение Та-Кемет мыслило Вселенную единым разумным существом, способным породить из себя жизнь. Это следует из мифа о Творении [2; сс.81-84]. Боги для египтян были неотделимы от стихий, которыми они управляли. Например, небо они представляли в виде женщины, вставшей на пальцы рук и ног, в виде распростертых крыльев солнечного диска или в виде Небесного Нила. Солнце проглатывалось богиней Нут каждый вечер и снова рождалось ей же каждое утро, оно также путешествовало в барках по небесному Нилу и сражалось против Апопа, воплощающего силы Тьмы. По одной из мифических версий, люди (египтяне) появились из слез радости Солнечного Ока, в то время как остальные были созданы богами несколько позже, “…от вещей, которые родились от сотворенных вещей, которые зародились из того, что они породили” [2; с.81], по другой версии всех людей сотворил бог Хнум.

 

 

 

 

Выход