Методическая система О.Г.Левиной . Поддержка исследовательской деятельности школьников средствами информационных технологий

 

Цели  методической системы

С момента принятия Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в 2002 г. администрации и педагогам Провинциального колледжа пришло осознание, что они находятся на правильном пути, ведь и основан колледж был как школ старшей ступени с углубленным изучением отдельных предметов. К 2002 г. в школе работало 3 профильных направления: гуманитарное, экономическое и физико-техническое. Теперь законодательно появились новые возможности дифференциации содержания обучения, индивидуализации образовательного процесса, создание специальных условий социализации обучающихся. Соответственно учителя информатики классов разных профилей начали разрабатывать соответствующие специальные  программы обучения.

С первых лет работы в классах с углубленным изучение гуманитарных предметов О.Г.Левина ставила целями курса информатики и информационных технологий – привитие информационной культуры будущим выпускникам и развитие у них компетентностей, позволяющих эффективно работать с информацией, находить оптимальные решения на основе ИКТ.

Программа курса «Информационные технологии для 10 гуманитарного класса»
Программа курса «Информационные технологии для 11 гуманитарного класса»

За последние годы программа курса постоянно обновляется в связи с появлением новых технологий, нового оборудования. С выходом стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ О.Г.Левина разработала собственную авторскую программу на основе  образовательного стандарта и определила специфическое содержание предмета курса информационных технологий (ИТ).

Основными задачами курса ИТ в 10-х и 11-х классах является:

-        обеспечить информационную и техническую поддержку процесса обучения в школе и самостоятельной исследовательской деятельности учащегося;

-        создать условия для межпредметных связей;

-       адаптировать обучающихся в образовательной среде школы;

-        дать учащимся необходимый объем знаний и умений по практической работе на персональном компьютере, по овладению основными операционными навыками;

-        cформировать навыки рационального использования ПК в процессе их обучения в школе;

-        привить умения применять, анализировать и преобразовывать информационные модели реальных объектов, планировать  действия,  необходимые для достижения заданной  цели  при  помощи  ИКТ;

-        cформировать навыки организации хранения и поиска информации,  необходимой для решения поставленной задачи;

-        привить умения четко и однозначно формулировать цель своих действий в терминах изученных компьютерных технологий;

-        сформировать навыки операционного мышления, развить творческие способности учащихся;

-        научить оценивать и прогнозировать возможность решения задач любой сферы собственной деятельности с помощью информационных технологий;

-        научить правильно организовать информационный процесс и планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;

-        дать учащимся возможность освоить принципы структурирования, формализации информации и моделирования, строить информационные модели для описания объектов и систем;

-        научить грамотно пользоваться источниками информации, целенаправленно организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

-        сформировать умения оценить информационную безопасность;

-        воспитать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Поскольку в Провинциальном колледже выполнение курсовой работы является частью учебного плана, первая из поставленных задач является действительно приоритетной. Поэтому курс ИТ можно рассматривать как методическую, информационную, технологическую и техническую основу организации исследовательской деятельности учащихся.

 

Содержание. Методы и средства. Организационные формы системы

В настоящее время особую ценность приобретает та педагогическая система, в которой содержание и процесс представляет собой единое целое, т.е. цели, программа, методы, формы и средства обучения. Между ними есть еще один связующий компонент, как правило, это – учебник. В силу специфики курса ИТ для 10-11 гуманитарных классов для обучение требуется частичное использование учебника (например: Семакин И. Г., Хеннер Е. К.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10–11 классов или Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов), а также особых дополнительных изданий, которые Ольга Германовна разработала для обеспечения процесса обучения.

В курсе информатики и ИКТ основной общеобразовательной школы учащиеся получили общие представления об операционной системе. В программе 10 класса раздел "Операционная система WINDOWS" призван формировать более системное представление о компьютере и закреплять навыки практической работы. Грамотно оперировать основными терминами и понятиями, разбираться в стандартах операционной системы, понимать и применять основные технологические принципы на практике помогает «Путеводитель по Windows».

Предмет «Информационные технологии» очень сильно ориентирован на практику, точнее на реальную практику учащихся колледжа. Специфика состоит в том, что кроме текущих краткосрочных учебных задач у ученика-колледжанина стоит и долгосрочная глобальная задача: провести исследование - курсовую работу, оформить ее надлежащим образом и защитить. Это – очень трудная задача, с которой не всегда справляются даже студенты вузов. 10-классники далеко не всегда готовы к реализации такой задачи. Чтобы процесс адаптации проходил менее остро, чтобы заинтересовать ученика в применении компьютерных технологий для решения задачи, увеличить мотивацию на обучение в целом раздел "Операционная система WINDOWS" на уроках ИТ органически наслаивается на творческую эмоциональную, в основном, практическую деятельность, отраженную в программе как "Технология компьютерных презентаций". Темы этих разделов изучаются параллельно, взаимно дополняя и логически подкрепляя друг друга. Учащиеся получают знания и умения по подготовке компьютерных презентаций и основным принципам работы с текстовой, графической и звуковой информацией, по стандартам графических редакторов и по компьютерной анимации. Данная тема прививает учащимся навыки использования компьютера при подготовке публичных выступлений и применяется ими в конце пути работы над курсовой, а именно при защите своего научного проекта.

Для усвоения текущего материала и активизации полученных зна­ний предлагается выполнение практических работ, тесно связанных с другими учебными дисциплинами, с внеклассной деятельностью учащихся и стимулирующих их творческую деятельность. В предлагаемых проектных работах заложен дифференцированный подход с учетом различного уровня подготовки учащихся (в Провинциальном колледже учатся дети, до 10 класса обучавшиеся в разных школах города).

Одна из задач программы — сформировать у учащихся умение проанализировать, выбрать и воспользоваться самыми эффективными и оптимальными компьютерными технологиями для решения конкретных задач. Раздел "Технология Обработки текстовой информации. Издательская система MS Word" является благодатной почвой для достижения этой цели и  дает возможность учащимся сформировать навыки работы с текстовыми редакторами, освоить издательские возможности Windows, научиться рабо­тать с документами и справочной информацией на компьютере. Данный раздел занимает в программе значительное место по количеству отведенного на его изучение времени, это обусловлено необходимостью не только освоить технологию создания и редактирования текстов, но и изучить структуру, специфику форматирования, особенности и стандарты оформления научной работы, статьи, тезисов и т.п.

Дидактической поддержкой этого раздела служит подготовленное О.Г.Левиной методическое пособие для учащихся «Организация научно-исследовательской деятельности».

Для проведения исследовательской работы чрезвычайно необходимо умение и навыки эффективного поиска информации, работы с разными видами источников данных, обработки полученной информации, и, кончено же, работы с  глобальной компьютерной сетью Интернет.

Раздел "Сетевые технологии" занимает особое место в курсе ИТ.  рамках данного раздела учащиеся получают знания о средствах дистанционной передачи информации, о возможностях компьютерных коммуникаций, знакомятся с локальными сетевыми технологиями и разнообразием информационных услуг глобальных компьютерных сетей, изучают их классификацию.

При обучении старшеклассников данным темам О.Г.Левина рассматривает данный процесс не только, как освоение технологий, а как  социальное явление: взаимодействие ребенка с глобальным информационным богатством человечества. Поэтому она уделяет особое внимание этическим и правовым нормам информационной деятельности человека, вопросам защиты информации и безопасности, культуре и этике сетевого общения.

Для получения хорошей практики сетевой работы учащиеся осваивают методы обмена информации в локальной сети Windows, реализуют интересные коллективные проекты, проходят через тренинги сетевых игр. Содержательной стороной сетевых игр является привитие навыков работы с текстом, конспектирования, умения извлекать главные идеи из больших объемов информации. Приобретение таких навыков является наиболее ценным для повышения эффективности процесса обучения и подготовки к самостоятельной исследовательской работе.

Важнейшим этапом выполнения курсовой работы является ее экспериментальная часть, которая требует выбора специальных методик и иногда – специального инструментария. Постановка эксперимента, наблюдения или сбор статистики может потребовать, например,  фото- и видеосъемки или  математической обработки данных. Грамотное проведение последнего требует владения аппаратом электронных таблиц и баз данных, что реализует раздел курса ИТ "Деловые применения компьютеров". Главная цель – сформировать целостное представление о спектре задач, которые решаются при помощи систем баз данных и электронных таблиц. Именно в этом блоке учащиеся мотивируются на активную работу по решению практических задач на собственном материале.

Особенно значимой является тема «Моделирование», поскольку моделирование – один из важнейших Общенаучный методов исследования. Формирование навыков моделирования на основе компьютерных технологий является одной из самых перспективных целей курса информационных технологий и отвечает уровню требований, предъявляемых современному образованию. Умение построения информационных моделей означает сформированные навыки: а) выделять в окружающей действительности отдельные объекты, видеть отношения между объектами, б) определять существенные признаки объектов, классифицировать их и объединять в множества, в) строить схемы и “видеть” внутреннюю структуру объекта, представлять одни объекты посредством других с целью их изучения, представления, изготовления или  использования, г) использовать преимущества компьютерного моделирования.

Во всех разделах данной программы большое внимание отводится проектной деятельности учащихся. Такой вид организации учебного процесса позволяет вывести учащихся на качественно новый уровень мотивации самообразования. Особенно ценным является реализация коллективных проектов. Это формирует навыки ведения самостоятельной работы, решает задачу воспитания ответственности за собственное дело. В качестве зачетных работ учащимся предлагаются проекты для малых групп (2-3 человека) и даже для всего класса.

Таким образом, курс "Информационные технологии" органично вписывается в учебный процесс Провинциального колледжа и его практическая часть построена на интеграции с учебной программой. Содержание курса расширяет их кругозор, стимулирует познавательную деятельность и творческую активность, прочно закрепляет операционно-мыслительные навыки и создает условия для самореализации.

На схеме отражается роль и место предмета «Информационные технологии» в системе организации исследовательской работы учащихся МОУ "Провинциальный колледж":