СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

     ВВЕДЕНИЕ...................................................3.

     ГЛАВА 1.Взаимосвязь между ценностными ориентациями
     детей и родителей и детско-родительскими отношениями.......4.
     1.1.Значимость фактора отношений между детьми и
     родителями.................................................4.
     1.2.Основные причины психологических барьеров
     между детьми и родителями..................................5.
     1.3.Группы семей,типы отношений родителей и детей..........7.

     ГЛАВА 2.Разработка программы исследования..................9.
     2.1.Методика...............................................9.
     2.2.Процедура эксперимента.................................9.
     2.3.Текст инструкции......................................10.
     2.3.Выборка...............................................10.

     ГЛАВА 3.Анализ и обсуждение результатов исследования......11.
     3.1.Методы анализа данных.................................11.
     3.2.Доминирующие ценности списка А испытуемых
     первой группы.............................................11.
     3.3.Доминирующие ценности списка А второй группы
     испытуемых................................................12.
     3.4.Доминирующие ценности списка Б первой группы
     испытуемых................................................14.
     3.5.Доминирующие ценности списка Б испытуемых
     второй группы.............................................15.
     3.6.Взаимосвязь между ценностными ориентациями
     родителей и детей-старшеклассников........................16.

     ВЫВОДЫ....................................................17.

     ЛИТЕРАТУРА................................................19.

     ПРИЛОЖЕНИЯ................................................20.

В В Е Д Е Н И Е

"Наша молодежь  любит роскошь,она дурно
воспитана,она насмехается над началь-
ством и нисколько не уважает стариков.
Наши нынешние дети стали тиранами,они
не встают когда в комнату входит пожи-
лой человек,перечат своим родителям.
Попросту говоря,они очень плохие."
      Сократ,470-399 г.г.до н.э.
        Эти слова Сократа,произнесенные столько веков назад,могут  от-
носиться и  к молодому поколению нашей эпохи.За столько сотен лет про-
тиворечия не исчезли,спор "отцов" и "детей" не закончен до сих пор.
        Основной причиной разногласий между взрослыми и детьми являет-
ся разница в возрасте.Возраст определяет и свойственные каждому из по-
колений характерные особенности:  вкусы,жизненные цели,ценности,склон-
ности ,тенденции в чертах характера.Например,старшее поколение  обычно
консервативно,практично,младшее же,напротив,настроено   радикально   и
склонно к мечтательности,романтизму.Все это  заложено  в  особенностях
возраста.
        Как мне кажется,отношения старшеклассника с родителями являют-
ся наиболее  важными в системе взаимоотношений старшеклассника с миром
взрослых.
        Цель моего исследования установить каким образом взаимосвязаны
ценностные ориентации родителей и их детей - старшеклассников.
        Задачи:
        1.Выявить доминирующие системы ценностей у родителей  и  у де-
          тей юношеского возраста.
        2.Определить степень взаимосвязанности между ценностными  ори-
          ентациями родителей и детей-старшеклассников.
        Моя личная заинтересованность в исследовании заключается в сле-
дующем.Меня всегда  интересовало,как  сильно каждый человек зависит от
людей,его окружающих,рядом с которыми он живет?  Способен ли он самос-
тоятельно изменить любую из особенностей своей психики?  Насколько его
личность определяется генами,насколько им самим  и  насколько  нормами
общества? Кто  он?  Пешка  в руках общества,состоящего из таких же пе-
шек,как он,но определяющего  собственно,всю  его  жизнь?  Или  сущест-
во,способное свободно принимать решения,контролировать и менять себя в
соответствии только с собственными убеждениями?
Надеюсь,что мое  исследование хоть немного приподнимет завесу,скрываю-
щую ответы на все эти вопросы.

          љГлава 1.


       ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ДЕТЕЙ И
          РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ.


         љ1.1 ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ.

        Девочки и мальчики,вырастая в юношей и девушек,перестают  под-
чиняться родителям только потому,что "родители всегда правы".Они видят
и анализируют недостатки своих родителей,которых не лишены даже  самые
лучшие из  них,и поэтому не воспринимают больше родительский авторитет
так же некритично,как в детстве.Таким образом,юношам и девушкам требу-
ется больше  оснований,чтобы  признать жизненные позиции,принципы,цен-
ности своих родителей достойными принятия и воспроизведения.
А все  это  во  многом связано с тем,как строится жизнь в семье,каковы
отношения родителей между собой,каково отношение родителей  к  детям,а
детей к  родителям  хотя бы потому,что именно через эти сферы семейной
жизни ребенок начинает узнавать,понимать  и,возможно,воспринимать  ка-
чества своих  родителей.Кроме  того  влияние  семьи ребенок испытывает
прежде всего,с самого момента рождения,когда он наиболее восприимчив.
        Семейные условия,которые  складываются  из социального положе-
ния,рода занятий,достатка,уровня образования родителей,в  значительной
мере предопределяют  жизненный путь ребенка.Но кроме сознательного,це-
ленаправленного воспитания,которое ему дают родители,на  ребенка  воз-
действует вся внутрисемейная атмосфера,причем эффект этого воздействия
гораздо превышает все остальное.Ведь оно  начинается  с  младенческого
возраста,когда ребенка еще не воспитывают серьезно,когда он еще не мо-
жет осознавать ни свое социальное  положение,ни  материальный  уровень
своей семьи,но  когда  он  уже может воспринимать и ласку,и нежность,и
заботу,и теплые слова своих родителей.Фактор отношений между детьми и
родителями имеет длительный характер,поэтому он является одним из важ-
нейших по степени влияния на ребенка,а в частности на его жизненые
ценности.
        По мнению  И.С.Кона:"В  основе эмоциональной привязанности ре-
бенка к родителям  первоначально лежит зависимость от них.По мере рос-
та самостоятельности,особенно в переходном возрасте,эта зависимость на-
чинает тяготить ребенка.Положение "маменькиного  сынка"  начинает  его
раздражать не только потому,что вызывает насмешки сверстников,но и по-
тому,что пробуждает в нем чувство зависимости от других людей,с  кото-
рым каждый  старшеклассник  особенно  борется."Проигрыш  в этой борьбе
порождает устойчивую потребность ребенка в опеке,зависимость,как черту
характера"(5,с.111).

        љ1.2.ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
            љИ РОДИТЕЛЯМИ.

        Порой ребенок-старшеклассник так стремится к  самостоятельнос-
ти,что это приводит к конфликтам с родителями.Требования ребенка часто
превышают пределы возможностей родителей обеспечить ему ту полную  не-
зависимость,к которой он стремится.Она,впрочем,часто невозможна в юно-
шеском возрасте и по более объективным причинам.
              Кроме того ,очень часто  родители  ограничиваются  в
общении с  детьми разговорами о школе,поведении,дневнике и прочих фор-
мальных сторонах их жизни.Дети,видя,что родители не проявляют должного
интереса к "нужным",на их взгляд,вещам,к тому что их больше всего вол-
нует,в свою очередь перестают доверяться взрослым.В результате,общение
между двумя  поколениями в семье сводится к формальным,бытовым,взаимо-
отношения становятся сухими равнодушными.
        Следующая причина  неблагополучия  в  отношениях  родителей  и
их,почти взрослых,детей - разные точки зрения на многие  вопросы  пов-
седневной жизни.Так  старшеклассники  часто  расходятся с родителями в
мнениях о том,кто из сверстников достоин их дружбы,как следует  прово-
дить свободное время,какую профессию выбрать,хороша ли современная му-
зыка,элегантна ли молодежная мода,прически и т.д.
        Рассуждая абстрактно  и  отстраненно,родители и их дети должны
быть очень похожи друг на друга (гены,наследственность и пр.).Так  оно
и есть.Они, действительно,кое в чем ,а иногда и во многом похожи.Похо-
жи,но не одинаковы!Поэтому все же у детей и родителей возникают  боль-
шие или маленькие расхождения во взглядах на жизнь.О вкусах же и гово-
рить не приходится .Очень редко встречаются люди,у которых они  совпа-
дали бы.А  среди  "отцов"  и "детей" еще реже.Поэтому сетования многих
родителей на то,что дети не разделяют их пристрастий,скажем к  класси-
ческой музыке,по  меньшей мере несправедливы.Как можно всерьез ожидать
от шестнадцатилетнего человека  тех же интересов,к которым пришел  со-
рокалетний .Такие   совпадения  случаются  крайне  редко.Конечно,
каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке маленького  себя,
но все  же  взрослый должен суметь разглядеть в нем нового,похожего
только на себя самого человека,личность.Именно вследствии неумения это-
го сделать,же часто возникают разногласия между родителями и их детьми.
        И последняя причина непонимания детьми родителей,а  родителями
детей,о которой нельзя не упомянуть - это разные системы ценностей.Что
обусловлено в значительной степени большим возрастным промежутком.
Два разных  поколения  не  могут одинаково мыслить.Старшеклассникам не
хватает советов родителей по важным для них - юношей и девушек -  воп-
росам,а родители  без конца твердят им о том,что считают жизненно важ-
ным,но что для самих старшеклассников совершенно несущественно.
Вот мнение  одного  старшеклассника  по  этому  поводу,с которым,я ду-
маю,согласятся многие:" Со взрослыми мы идем по двум параллельным  до-
рогам (хорошо  бы,если в одну сторону).Нас волнуют вопросы,которые уже
не волнуют взрослых,и наоборот".
        Юношам и девушкам необходимо чтобы их вопросы и эмоции воспри-
нимались и оценивались родителями по значимости которую они имеют  для
самих -юношей и девушек,а вовсе не по мере их актуальности с точки
зрения родителей.Родителям же,вероятно,хочется упростить жизнь детям,и
поэтому они  часто пытаются доказать им,что подобные проблемы несуще-
ственны,и не стоит им уделять такого чрезмерного внимания.Но на самом
деле подобными заявлениями родители лишь ухудшают ситуацию,т.к. дети
начинают считать,что взрослые либо не  разбираются  и  боятся  в  этом
признаться,либо просто не хотят пытаться разобраться в вопросе,волную-
щем ребенка-старшеклассника.
        И.С Кон  обоснованно  утверждает:"Спешка,неумение  и нежелание
выслушать,понять то,что происходит в сложном юношеском мире,постарать-
ся взглянуть на проблему глазами сына или дочери,самодовольная уверен-
ность в непогрешимости своего жизненного опыта -вот,что в первую  оче-
редь  создает  психологический  барьер между родителями и их растущими
детьми"(5,с.114)
  Чаще всего,если  старшеклассник  не  нашел понимания и поддержки до-
ма,он идет искать это в своей  компании,у  друзей-свестников.Но  какой
совет  может дать человек,который прожил так же мало,как ты?Вот почему
при всей их тяге к самостоятельности,юноши и девушки остро нуждаются в
опыте  и  помощи  старших.Но к чужому,постороннему взрослому со своими
переживаниями старшекласснику идти нелегко-"не так поймет,не то  поду-
мает".А  родители  ,в  некоторой степени даже обязаны выслушать своего
ребенка,поговорить с ним,успокоить,дать нужный совет.Поэтому не  стоит
считать,что у старшеклассников пропадает потребность в общении с роди-
телями,или,что эта  потребность  может  компенсироваться  общением  со
сверстниками.Старшеклассники  в  равной мере нуждаются,как в понимании
родителей,так и в понимании друзей-ровесников.

     љ1.3.ГРУППЫ СЕМЕЙ,ТИПЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

        А.В.Мудрик в своей книге "Время поисков и решений,или старшек-
лассникам о них самих" попытался "усереднить" отношения старшеклассни-
ков  с  родителями  и  разделить их по принципу разных взаимоотношений
семьи на несколько групп.Вот какой классификации  он  придерживался  в
своей книге.
        Первая группа - семьи,в которых существуют очень  близкие,дру-
жеские  отношения между родителями и детьми.Их атмосфера наиболее бла-
гоприятна для старшеклассника,т.к. родители имеют возможность не
только быть в курсе его дел,многих мыслей и переживаний,но и  помогать
ему  и делом,и советом.Как пишет А.В.Мудрик:"Именно в подобных семьях
проявляется любопытная тенденция,когда сын или дочь играют  роль  сво-
еобразных лидеров по вопросам моды,современной музыки и т.д.,к которым
с уважением прислушиваются родители.Но и сами старшеклассники в  таком
случае весьма внимательно прислушиваются к мнениям родителей по другим
не менее существенным вопросам"(7,с.99).
        Юноши и  девушки,воспитывающиеся  в таких семьях,обычно друже-
любны,активны,независимы.Между ними и их родителями постоянно идет об-
мен мнениями и опытом.
        Довольно часто встречаются и  другие  благополучные  семьи.Для
них  характерна  атмосфера доброжелательности и со стороны родителей,и
со стороны детей.Родители следят за  развитием  детей,интересуются  их
жизнью,проблемами,переживаниями,выслушивают  их мнения.Конфликты в по-
добных семьях имеют открытый характер,решаются исчерпывающе,не  остав-
ляя  недомолвок,которые накопившись могут повлечь за собой новый конф-
ликт.Эти семьи отличаются тем,что в них имеется определенная дистанция
(порой значительная) между старшим и младшим поколениями.
        Юноши и девушки в таких семьях обычно растут послушными,вежли-
выми,приветливыми  и  уступчивыми.Такие  качества,как уважение к стар-
шим,преклонение перед их жизненным опытом и авторитетом  особенно  це-
нятся.

                                - 8 -

        В последнее время появилось немало семей,в которых между роди-
телями и детьми складываются "партнерские" отношения.  Родители не на-
вязывают детям свой опыт,свои оценки их поступков,но  стараются  приу-
чать  юношей и девушек решать свои проблемы без посторонней помощи,са-
мим принимать важные решения.
        Дети в  таких семьях обычно вырастают самостоятельными и целе-
устремленными.
        Особую группу  (и  довольно многочисленную) составляют семьи,в
которых родители уделяют достаточное,а порой даже чрезмерное  внимание
учебе  ребят,их быту,но тем и ограничиваются.Основная цель таких роди-
телей - чтобы у ребенка все было "не хуже,чем у других"(дорогая модная
одежда и т.д.) и чтобы он "вышел в люди",т.е.,например,получил "выгод-
ную" профессию.Но уделяя излишнее внимание внешним,совсем  не  стоящим
того,вещам,родители  часто забывают интересоваться проблемами старшек-
лассников,которые не исчезают,даже если купить дорогую мебель,красивую
и  модную одежду или суперсовременную аппаратуру.Кроме того,материаль-
ное обеспечение семьи не всегда  удовлетворяет  запросам  избалованных
старшеклассников,  многие из которых родители просто не считают дос-
тойными внимания.
        Таким образом,взрослые  в  этих  семьях пренебрегают не только
интересами и увлечениями детей,но и их правом  самостоятельно  опреде-
лять свой стиль жизни,что создает между детьми и родителями определен-
ный барьер.Кроме того,взрослые постоянно и чересчур усердно  контроли-
руют  поведение  и суждения своих детей в соответствии со своим предс-
тавлением о "пристойном" для них.
        И последнюю  группу составляют семьи,в которых отношения между
родителями и детьми просто плохие.Это  и  неуважение  друг  к  другу,и
слежка за детьми,и недоверие,и скандалы.В таких семьях рано или поздно
назревает конфликт между взрослыми родителями и  повзрослевшими  деть-
ми,конфликт открытый или скрытый,периодически превращающийся в ссоры и
вырывающийся наружу.У юношей и девушек из таких семей могут  сформиро-
ваться  стойкая  враждебность  к родителям,недоверие к взрослым вооб-
ще,трудности и непонимание в общении со сверстниками.Подобная  атмос-
фера в семье - причина многих преступлений среди молодежи.
        Итак,обзор литературы  показывает,что
        1.К юношескому возрасту отношения между детьми и родителями
          претерпевают изменения.
        2.Причинами конфликтов между детьми и родителями могут служить:
          -стремление ребенка  к  независимости  и  самостоятельности,
          -излишнее внимание родителей к формальным сторонам жизни
           детей и  равнодушное отношение к их проблемам в других сфе-
           рах жизни,
          -расхождение детей и родителей во взглядах на жизнь - разные
           системы ценностей.
        3.А.В.Мудрик выделяет  пять  групп семей.В зависимости от типа
          детско-родительских отношений в детях формируются определен-
          ные черты характера.
        4.Ценностные ориентации родителей и  атмосфера  внутрисемейных
          детско-родительских  отношений  могут влиять на формирование
          ценностных ориентаций юношей и девушек.

        љГлава 2.


        љРАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.


        љ2.1.МЕТОДИКА.

        Система ценностных ориентаций во многом определяет  направлен-
ность  личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру ,к
другим людям,к себе самой,основу мировоззрения,жизненных  принципов  и
"философию жизни".
        Наиболее распостраненной в наше время является методика изуче-
ния ценностных ориентаций М.Рокича,основанная на  прямом  ранжировании
списка  ценностей.  Эта  методика и легла в основу моего исследования.
М.Рокич различает два класса ценностей:
        1.ТЕРМИНАЛЬНЫЕ -  убеждения  в  том,что какая-то конечная цель
индивидуального существования стоит того,чтобы к ней стремиться.  Тер-
минальные ценности составляют в список "А" стимульного материала.
        2.ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ - убеждения в том,что какой-то образ дейст-
вий  или  свойство  личности является предпочтительным в любой ситуа-
ции.Инструментальные ценности представлены в списке Б.
    Деление М.Рокича  соответствует традиционному делению ценностей на
ценности-цели и ценности-средства.

        љ2.2.ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА.

        Процедура эксперимента заключалась  в  следующем:  Респонденту
предъявлялся  бланк ответов (см.Приложение 1) с двумя списками ценнос-
тей (по 18 пунктов в каждом списке).  В списках испытуемый  присваивал
каждой  ценности  ранговый номер.  Непосредственно перед экспериментом
испытуемые были ознакомлены с инструкцией.

        љ2.3.ТЕКСТ ИНСТРУКЦИИ.

Текст инструкции:"Перед Вами лист с двумя списками ценностей (А и Б).
Ваша задача: проранжировать отдельно ценности каждого списка в порядке
их значимости для Вас,как принципов,которыми Вы руководствуетесь в Ва-
шей жизни.  Внимательно изучите весь список и,выбрав ту ценность,кото-
рая  для  Вас наиболее значима,поместите ее на первое место (поставьте
цифру "1" напротив названия ценности).Наименее важная ценность  займет
последнее восемнадцатое место. Если в процессе работы Вы измените свое
мнение,то можете исправить ответы.Конечный результат должен  отражать
Вашу  истинную  позицию.  Не забудьте заполнить анкету в левом верхнем
углу бланка ответов."

       љ2.4.ВЫБОРКА.

       Данная методика была проведена на двух группах испытуемых. Пер-
вая  группа  - ученики десятых классов гимназии N 3 и школы N 37.  Она
включала в себя 10 юношей в возрасте от 15 до 16 лет и  23  девушки  в
возрасте от 15 до 17 лет. Вторую группу испытуемых составляли их роди-
тели.В нее вошли 28 матерей в возрасте от 36 до 50 лет  и  5  отцов  в
возрасте от 41 до 49 лет. Таким образом в каждой группе было по 33 ис-
пытуемых,причем каждому испытуемому-ребенку из первой группы соответс-
твовал испытуемый-родитель из второй группы. Обе группы испытуемых бы-
ли опрошены по методике "Ценностные ориентации" М.Рокича.  Таблицы сы-
рых данных,составленные по ответам испытуемых,приведены в Приложениях:
2 (группа 1,список А),  3 (группа 2,список А), 4 (группа 1, список Б),
5 (группа 2,список Б) В таблице указаны результаты ранжирования каждо-
го испытуемого,среднее  арифметическое  для  каждой  ценности  каждого
списка  отдельно для первой и второй групп,а также результаты ранжиро-
вания средних арифметических.

        љГлава 3.


        љАНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.


        љ3.1 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ.

        Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее
арифметическое для  каждой  ценности  списка А и списка Б отдельно для
первой и второй групп  испытуемых,а  затем  проранжированы  полученные
средние арифметические.
Для того,чтобы оценить связь между ценностными ориентациями детей и
родителей,использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Вот к каким результатам я пришла.

        љ3.2 ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА А ИСПЫТУЕМЫХ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

        1.Здоровье (физическое и психическое): ср.ар.=4,24.
   Предпочтение этой  ценности  остальным свидетельствует о достаточно
зрелой оценке,что,на мой взгляд,объясняется приобретенным к 16-ти  го-
дам (средний возраст испытуемых) определенного личного опыта.
        2.Наличие друзей: ср.ар.=5,91.
   Как пишет И.С.Кон:"Одна из главных тенденций переходного возраста -
переориентация общения с родителей,учителей и вообще старших на ровес-
ников,более или  менее  равных по положению."(5,с.128).Таким образом у
юношей и девушек возникает  потребность  довериться  друзьям-сверстни-
кам,которым должны  быть  ближе переживания юности ,которые никогда не
откажутся выслушать,понять,поддержать.
        3.Счастливая семейная жизнь: ср.ар.=6,45.
   Не смотря на характерное для юношеского возраста стремление  к  са-
мостоятельности,старшеклассники все  же  нуждаются  в понимании и под-
держке родителей.Ведь многие проблемы они вообще не могут обсуждать со
сверстниками,т.к. мешает  самолюбие.Семья  должна  оставаться тем мес-
том,где независимо от посторонних  неудач,ребенок  сможет  чувствовать
себя спокойно  и  уверенно.Для  любого  ребенка в той или иной степени
важно,чтобы семейные отношения были бесконфликтными (при чем не только
по линии ребенок-родители,но и по линиям: отец-мать,брат-сестра и т.д.)
         4.Активная,деятельная жизнь: ср.ар.=7,6.
   Юношеский возраст  нередко  называют "буйным".Старшеклассники торо-
пятся все  успеть,все  попробовать,везде  поучаствовать.Они хотят жить
полнокровно,использовать все возможности,все привилегии своего возрас-
та.Причем обычно жизнь юношей и девушек прежде  всего  активная,а  уже
потом,может быть,деятельная.
         5.Любовь: ср.ар.=7,82.
   Переходный возраст  - время первой или уже не первой любви.Активное
или пассивное,осознанно или бессознательно,но юношей и девушек начина-
ет тянуть  друг к другу.Любовь"отстает"в этом списке от дружбы,вероят-
но,потому,что юноши и девушки  представляют  себе  дружбу,как  явление
постоянное и длительное,а любовь - кратковременное и непостоянное.
         6.Уверенность в себе: ср.ар.=7,97.
   Уверенность в себе играет не последнюю роль в жизни человека.От нее
зависит умение убеждать,отстаивать свое мнение и  другие  составляющие
поведения человека.Старшеклассники  осознают это,чем и обусловлено  ее
высокое положение среди других ценностей.
   Здесь и  далее  в качестве доминирующих ценностей я буду рассматри-
вать первые шесть,имеющие самые высокие ранги.
   Остальные ценности распределяются следующим образом:
          7.Свобода: ср.ар.=8,76.
          8.Материально обеспеченная жизнь: ср.ар.=8,85.
          9.Интересная работа: ср.ар.=9,0.
         10.Развитие: ср.ар.=9,73.
         11.Продуктивная жизнь: ср.ар.=10,3.
         12.Счастье других: ср.ар.=10,33.
         13.Жизненная мудрость: ср.ар.=10,48.
         14.Познание: ср.ар.=10,58.
         15.Развлечения: ср.ар.=12,3.
         16.Красота природы: ср.ар.=13,03.
         17.Общественное признание: ср.ар.=13,15.
         18.Творчество: ср.ар.=15,09.
Любопытно отметить,что в начале итогового рангового  списка  А  первой
группы наблюдаются  существенные  скачки среднего арифметического ран-
гов.Далее же различия между соседними значениями  невелики,что  свиде-
тельствует о  том,что их значимость для старшеклассников примерно оди-
накова.

         љ3.3.ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА А ВТОРОЙ ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ.

         1.Здоровье: ср.ар.=4,12.
   Взрослые также выделяют здоровье,т.к.  с высоты своего своего  жиз-
ненного опыта  они имеют возможность почувствовать его огромную значи-
мость.
         2.Счастливая семейная жизнь:ср.ар.=4,39.
   Как мне кажется,для многих взрослых их  семейная  жизнь  -  главная
сфера жизни.Многие  родители  (особенно матери,а именно они составляют
большую часть испытуемых) посвящают себя детям,семейному  быту.Поэтому
счастливая семейная жизнь имеет такое большое значение.
         3.Интересная работа: ср.ар.=6,88.
   Не последнее  место в жизни взрослых занимает работа.Именно ей,если
не семье,часто посвящают себя взрослые  люди.Кроме  того,она  забирает
много времени.Неинтересная,скучная работа (т.е. та,которая не нравится
ее обладателю) и большой отрезок жизни потерян зря.
         4.Наличие друзей: ср.ар.=7,15.
   Еще одна сфера взрослой жизни -  общение  с  друзьями.Это,в  основ-
ном,единственные советчики  взрослых,т.к.  родителей неудобно огорчать
своими проблемами,а детей считают еще не способными понять  и  оценить
их.Кроме того,общение  с ровестниками,людьми одного уровня не может не
доставлять удовольствия взрослым.
         5.Материально обеспеченная жизнь: ср.ар.=7,88.
   Выделение этой ценности свидетельствует о свойственном  большинству
взрослых практицизму.Деньги  помогают добиваться в жизни успеха,от них
зависят и уверенность в себе,и престиж,и общественное признание,и  со-
циальный статус,и многое другое.
         6.Любовь: ср.ар.=8,09.
   Высокое значение  придаваемое  любви  взрослыми,как я думаю,отчасти
объясняется тем,что именно от нее зависит счастливая семейная жизнь.
Недаром многие  считают,что  человек  счастливый в любви - счастливей-
ший человек.
         7.Жизненная мудрость: ср.ар.=8,67.
         8.Уверенность в себе: ср.ар.=8,94.
         9.Счастье других: ср.ар.=9,06.
        10.Свобода: ср.ар.=9,12.
        11.Активная деятельная жизнь: ср.ар.=9,67.
        12.Познание: ср.ар.=10,64.
        13.Продуктивная жизнь: ср.ар.=10,79.
        14.Общественное признание: ср.ар.=11,24.
        15.Развитие: ср.ар.=12,1.
        16.Красота природы: ср.ар.=12,76.
        17.Творчество: ср.ар.=14,73.
        18.Развлечения: ср.ар.=15,33.
    Так же,как  и у детей,у родителей большие различия между соседними
значениями наблюдаются только в начале и в  конце  рангового  списка,в
середине списка находятся очень близкие по величине значения.

         љ3.4. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА Б ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ.

         1.Образованность (широта знаний,высокая общая культура):
           ср.ар.=6,39.
    Это можно объяснить тем,что именно на юношеский возраст приходится
процесс прфессионального самоопределения,который напрямую  зависит  от
уровня и широты знаний старшеклассника.
         2.Честность: ср.ар.=6,79.
    Прежде всего,как  мне  кажется,это  искренность в чувствах,которой
так не хватает порой нашему поколению.Кроме того,это честность с самим
собой и  с другими людьми.Отсутствие лжи важный показатель доверитель-
ного общения,к которому стремится практически каждый.
         3.Жизнерадостность: ср.ар.=7,12.
    В современной жизни,представляющей из себя почти сплошные  кризисы
и неудачи,становится необходимым оптимистический настрой и чувтво юмо-
ра.Иначе невозможно избежать депрессий,стрессовых состояний.
         4.Независимость: ср.ар.=7.67.
    Большинство юношей и девушек стремятся к самостоятельности  -  это
одна из  особенностей  переходного возраста.О ней подробно говорилось
в Главе 1.
         5.Воспитанность: ср.ар.=8,06.
    Высокий ранг этого качества отчасти можно объяснить тем,что юношам
и девушкам часто приходится сталкиваться с бескультурием. Их не может
не волновать  пренебрежительное отношение многих взрослых.Такие,каза-
лось бы мелочи,как ругань в транспорте,неуважительный тон продавца или
обращение "на ты" незнакомого  прохожего,могут  испортить  настроение.
Старшеклассники - не дети,а потому требуют,чтобы с ними обращались как
со взрослыми.
         6.Ответственность: ср.ар.=8,69.
    Очень большое значение для юношей и девушек имеет  умение  держать
данное слово  -  важный  критерий оценки человека,его личных и деловых
качеств.Насколько я могу судить,человек,принимающий и выполняющий воз-
ложенную на  него ответственность,заслуженно пользуется большим уваже-
нием.
         7.Широта взглядов: ср.ар.=8,76.
         8.Терпимость: ср.ар.=8,88.
         9.Аккуратность: ср.ар.=9,12.
        10.Рационализм: ср.ар.=9,21.
        11.Чуткость: ср.ар.=9,79.
        12.Твердая воля: ср.ар.=9,94.
        13.Смелость в отстаивании своего мнения,своих взглядов:
           ср.ар.=10,15.
        14.Самоконтроль: ср.ар.=10,18.
        15.Эффективность в делах: ср.ар.=10,5.
        16.Исполнительность: ср.ар.=11,12.
        17.Высокие запросы: ср.ар.=12,48.
        18.Нетерпимость к недостаткам в себе и других: ср.ар.=15,12.
    Если значения средних арифметических списка А начинались с 4,24,то
минимальное значение списка Б - 6,39,что свидетельствует о неоднознач-
ности ответов испытуемых.Кроме того,значения соседних величин в итого-
вом ранговом   списке  очень  близки,это,вероятно,объясняется  тем,что
старшеклассники не выделяют отдельные  ценности  в  качестве  наиболее
предпочтительных.

         љ3.5. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА Б ИСПЫТУЕМЫХ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

         1.Ответственность: ср.ар.=5,94.
    Ответственность очень важна в работе и в семье  -  главных  сферах
жизни взрослых.Поэтому  ей  и  отдается  предпочтение среди других ка-
честв,поэтому она так ценится взрослыми.
         2.Честность: ср.ар.=6,15.
    Не менее важным является и взаимодоверие,основывающееся на искрен-
ности.
         3.Рационализм: ср.ар.=7,82.
    Большинство взрослых людей склонны принимать рациональные,тщатель-
но обдуманные решения.Богатый жизненный опыт  не  позволяет  спонтанно
принимать решения,вступать в сумашедшие,рискованные затеи.Взрослые бо-
ятся ошибок,и поэтому стараются все тщательно взвесить,чтобы их не до-
пустить.В сравнении со взрослыми дети часто решаются на всякие глупос-
ти и сумасбродства, не задумываются долго прежде,чем сделать какой-то
решительный шаг,поэтому,наверное,и совершают так много ошибок.
         4.Образованность: ср.ар.=7,97.
    Культурные,образованые люди  очень ценятся среди взрослых.С интел-
лигентным человеком приятно и интересно общаться.Если  этот  прекрасно
образованный,высоко культурный  человек  -  ВЫ,то успех и великолепная
карьера скорее всего Вам обеспечена.Так считают,я  думаю,очень  многие
взрослые,которые отправляют своих детей учиться в дорогие частные шко-
лы и университеты.

                                - 16 -

         5.Аккуратность: ср.ар.=8,33.
    Умение содержать вещи в порядке и порядок в делах - важное условие
эффективной проффессиональной   деятельности.Аккуратность   -  качест-
во,имеющее не малое значение внутри определенного круга людей  как  на
работе так и в семье.
        6.Терпимость: ср.ар.=8,42.
    Это качество  позволяет  не слишком строго судить взгляды и мнения
других,прощать их ошибки и заблуждения.Оно  помогает  избежать  многих
несправедливых упреков,пустяковых   конфликтов.Именно  поэтому,я  счи-
таю,терпимость так ценится взрослыми.
        7.Жизнерадостность: ср.ар.=8,9.
        8.Твердая воля: ср.ар.=8,94.
        9.Чуткость: ср.ар.=8,97.
       10.Независимость: ср.ар.=9,0.
       11.Воспитанность: ср.ар.=9,12.
       12.Широта взглядов: ср.ар.=10,15.
       13.Исполнительность: ср.ар.=10,18.
       14.Смелость: ср.ар.=10,21.
       15.Эффективность в делах: ср.ар.=10,7.
       16.Самоконтроль: ср.ар.=10,97.
       17.Непримиримость к недостаткам: ср.ар.=13,9.
       18.Высокие запросы: ср.ар.=14,64.
    Очень интересно,что  у  детей  и у их родителей в шестерку главных
ценностей входят три одинаковые качества - это ответственность,образо-
ванность и честность.Вероятно,это некоторый признак общности ценностей
детей и родителей.
    Для итогового  рангового списка Б родителей также характерны высо-
кое значение меньшего из средних арифметических,что  показывает  неод-
нозначность ответов,а также близость значений соседних величин - приз-
нак трудности выделения явных ценностей лидеров среди других.

        љ3.6. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ
             љИ ДЕТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

        Коэффициент ранговой корреляции Спирмена  между  ранжированием
списка А  (терминальные ценности) детьми и родителями = 0,783,что сви-
детельствует о высоком уровне  значимости,т.к.коэффициент близок к 1.
Следовательно между  структурами терминальных ценностей детей и их ро-
дителей существует связь.
    Коэффициент ранговой   корреляции  Спирмена  между  ранжированием

                                - 17 -

списка Б (инструментальные ценности) детьми и  родителями  =  0,74,что
показывает высокий  уровень значимости,но меньший по сравнению с коэф-
фициентом списка А.Значит,структуры инструментальных ценностей детей и
родителей связаны.


                     љВЫВОДЫ.


          Прежде всего напомню:  терминальные ценности - конечные цели
жизни,к которым стремится человек,а инструментальные ценности - свойс-
тва личности,которые являются предпочтительными в любой ситуации.
     Для того, чтобы сделать выводы вспомним задачи исследования:
     1.Определить степень взаимосвязанности между ценностными ориента-
       циями родителей и детей-старшеклассников.
     2.Выявить доминирующие системы ценностей у родителей и детей юно-
       шеского возраста.
Перейдем к выводам.Для более детального анализа  я  рассматривала  от-
дельно терминальные и инструментальные ценности.
      1. Между соответствующими структурами ценностей детей и  родите-
лей высокий  коэффициент  корреляции: љ_љ2 0,783љ.љ0  между ранговыми списками
љинструментальныхљ0 ценностей иљ љ_0,74љ.љ0 между ранговыми списками  љтерминаль-
љныхљ0 ценностей.Коэффициенты  приближены  к љ1љ0,а это означает что системы
ценностей детей и родителей тесно взаимосвязаны.
       2. Доминирующими терминальными ценностями среди юношей и девушек
          15-16 лет являются:
         1- здоровье,ср.ар.=4,24
         2- наличие друзей,ср.ар.=5,91
         3- счастливая семейная жизнь,ср.ар.=6,45
         4- активная,деятельная жизнь,ср.ар.=7,6
         5- любовь,ср.ар.=7,82
         6- уверенность в себе,ср.ар.=7,97
      3. Доминирующими терминальными ценностями среди родителей
         (от 30 до 50) являются:
         1- здоровье,ср.ар.=4,12
         2- счастливая семейная жизнь,ср.ар.=4,39
         3- интересная работа,ср.ар.=6,88
         4- наличие друзей,ср.ар.=7,15
         5- материальное обеспечение,ср.ар.=7,88
         6- любовь,ср.ар.=8,09
      4. Доминирующими  инструментальными ценностями среди
         юношей и девушек являются:
         1- образованность,ср.ар.=6,39
         2- честность,ср.ар.=6,79
         3- жизнерадостность,ср.ар.=7,12
         4- независимость,ср.ар.=7,67
         5- воспитанность,ср.ар.=8,06
         6- ответственность,ср.ар.=8,69
      5. Доминирующими инструментальными ценностями среди
         родителей являются:
         1- ответственность,ср.ар.=5,94
         2- честность,ср.ар.=6,15
         3- рационализм,ср.ар.=7,82
         4- образованность,ср.ар.=7,97
         5- аккуратность,ср.ар.=8,33
         6- терпимость,ср.ар.=8,42
    В целом среди терминальных ценностей чаще выделяют   ценности лич-
ной жизни,а среди инструментальных - этические и ценности дела.


            љЛИТЕРАТУРА.


      1. Берн Э. Игры в которые играют люди. М.,1978.
      2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
      3. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая
                      статистика. М.,1977.
      4. Кон И.С. Вкус черешни. М.,1992.
      5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
      6. Лучшие психологические тесты для профотбора
         и профориентации. Петрозаводск,1992.
      7. Мудрик А.В. Время поисков и решений,или старшеклассникам
                     о них самих. М.,1990.
      8. Роджерс К. К науке о личности (в кн.: История зарубежной
                    психологии)Тексты. М.,1986.
      9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.,1990.
     10. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983.
     11. Фрейд З. Введение в психоанализ.Лекции. М.,1988.
     12. Фрейд З. Психология бессознательного. М.,1990.
     13. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.
     14. Шостром Э. Человек-манипулятор.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999