ВВЕДЕНИЕ...................................................3. ГЛАВА 1.Взаимосвязь между ценностными ориентациями детей и родителей и детско-родительскими отношениями.......4. 1.1.Значимость фактора отношений между детьми и родителями.................................................4. 1.2.Основные причины психологических барьеров между детьми и родителями..................................5. 1.3.Группы семей,типы отношений родителей и детей..........7. ГЛАВА 2.Разработка программы исследования..................9. 2.1.Методика...............................................9. 2.2.Процедура эксперимента.................................9. 2.3.Текст инструкции......................................10. 2.3.Выборка...............................................10. ГЛАВА 3.Анализ и обсуждение результатов исследования......11. 3.1.Методы анализа данных.................................11. 3.2.Доминирующие ценности списка А испытуемых первой группы.............................................11. 3.3.Доминирующие ценности списка А второй группы испытуемых................................................12. 3.4.Доминирующие ценности списка Б первой группы испытуемых................................................14. 3.5.Доминирующие ценности списка Б испытуемых второй группы.............................................15. 3.6.Взаимосвязь между ценностными ориентациями родителей и детей-старшеклассников........................16. ВЫВОДЫ....................................................17. ЛИТЕРАТУРА................................................19. ПРИЛОЖЕНИЯ................................................20.
"Наша молодежь любит роскошь,она дурно воспитана,она насмехается над началь- ством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами,они не встают когда в комнату входит пожи- лой человек,перечат своим родителям. Попросту говоря,они очень плохие." Сократ,470-399 г.г.до н.э.
Эти слова Сократа,произнесенные столько веков назад,могут от- носиться и к молодому поколению нашей эпохи.За столько сотен лет про- тиворечия не исчезли,спор "отцов" и "детей" не закончен до сих пор. Основной причиной разногласий между взрослыми и детьми являет- ся разница в возрасте.Возраст определяет и свойственные каждому из по- колений характерные особенности: вкусы,жизненные цели,ценности,склон- ности ,тенденции в чертах характера.Например,старшее поколение обычно консервативно,практично,младшее же,напротив,настроено радикально и склонно к мечтательности,романтизму.Все это заложено в особенностях возраста. Как мне кажется,отношения старшеклассника с родителями являют- ся наиболее важными в системе взаимоотношений старшеклассника с миром взрослых. Цель моего исследования установить каким образом взаимосвязаны ценностные ориентации родителей и их детей - старшеклассников. Задачи: 1.Выявить доминирующие системы ценностей у родителей и у де- тей юношеского возраста. 2.Определить степень взаимосвязанности между ценностными ори- ентациями родителей и детей-старшеклассников. Моя личная заинтересованность в исследовании заключается в сле- дующем.Меня всегда интересовало,как сильно каждый человек зависит от людей,его окружающих,рядом с которыми он живет? Способен ли он самос- тоятельно изменить любую из особенностей своей психики? Насколько его личность определяется генами,насколько им самим и насколько нормами общества? Кто он? Пешка в руках общества,состоящего из таких же пе- шек,как он,но определяющего собственно,всю его жизнь? Или сущест- во,способное свободно принимать решения,контролировать и менять себя в соответствии только с собственными убеждениями? Надеюсь,что мое исследование хоть немного приподнимет завесу,скрываю- щую ответы на все эти вопросы. љГлава 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ. љ1.1 ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. Девочки и мальчики,вырастая в юношей и девушек,перестают под- чиняться родителям только потому,что "родители всегда правы".Они видят и анализируют недостатки своих родителей,которых не лишены даже самые лучшие из них,и поэтому не воспринимают больше родительский авторитет так же некритично,как в детстве.Таким образом,юношам и девушкам требу- ется больше оснований,чтобы признать жизненные позиции,принципы,цен- ности своих родителей достойными принятия и воспроизведения. А все это во многом связано с тем,как строится жизнь в семье,каковы отношения родителей между собой,каково отношение родителей к детям,а детей к родителям хотя бы потому,что именно через эти сферы семейной жизни ребенок начинает узнавать,понимать и,возможно,воспринимать ка- чества своих родителей.Кроме того влияние семьи ребенок испытывает прежде всего,с самого момента рождения,когда он наиболее восприимчив. Семейные условия,которые складываются из социального положе- ния,рода занятий,достатка,уровня образования родителей,в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.Но кроме сознательного,це- ленаправленного воспитания,которое ему дают родители,на ребенка воз- действует вся внутрисемейная атмосфера,причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное.Ведь оно начинается с младенческого возраста,когда ребенка еще не воспитывают серьезно,когда он еще не мо- жет осознавать ни свое социальное положение,ни материальный уровень своей семьи,но когда он уже может воспринимать и ласку,и нежность,и заботу,и теплые слова своих родителей.Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер,поэтому он является одним из важ- нейших по степени влияния на ребенка,а в частности на его жизненые ценности. По мнению И.С.Кона:"В основе эмоциональной привязанности ре- бенка к родителям первоначально лежит зависимость от них.По мере рос- та самостоятельности,особенно в переходном возрасте,эта зависимость на- чинает тяготить ребенка.Положение "маменькиного сынка" начинает его раздражать не только потому,что вызывает насмешки сверстников,но и по- тому,что пробуждает в нем чувство зависимости от других людей,с кото- рым каждый старшеклассник особенно борется."Проигрыш в этой борьбе порождает устойчивую потребность ребенка в опеке,зависимость,как черту характера"(5,с.111). љ1.2.ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ љИ РОДИТЕЛЯМИ. Порой ребенок-старшеклассник так стремится к самостоятельнос- ти,что это приводит к конфликтам с родителями.Требования ребенка часто превышают пределы возможностей родителей обеспечить ему ту полную не- зависимость,к которой он стремится.Она,впрочем,часто невозможна в юно- шеском возрасте и по более объективным причинам. Кроме того ,очень часто родители ограничиваются в общении с детьми разговорами о школе,поведении,дневнике и прочих фор- мальных сторонах их жизни.Дети,видя,что родители не проявляют должного интереса к "нужным",на их взгляд,вещам,к тому что их больше всего вол- нует,в свою очередь перестают доверяться взрослым.В результате,общение между двумя поколениями в семье сводится к формальным,бытовым,взаимо- отношения становятся сухими равнодушными. Следующая причина неблагополучия в отношениях родителей и их,почти взрослых,детей - разные точки зрения на многие вопросы пов- седневной жизни.Так старшеклассники часто расходятся с родителями в мнениях о том,кто из сверстников достоин их дружбы,как следует прово- дить свободное время,какую профессию выбрать,хороша ли современная му- зыка,элегантна ли молодежная мода,прически и т.д. Рассуждая абстрактно и отстраненно,родители и их дети должны быть очень похожи друг на друга (гены,наследственность и пр.).Так оно и есть.Они, действительно,кое в чем ,а иногда и во многом похожи.Похо- жи,но не одинаковы!Поэтому все же у детей и родителей возникают боль- шие или маленькие расхождения во взглядах на жизнь.О вкусах же и гово- рить не приходится .Очень редко встречаются люди,у которых они совпа- дали бы.А среди "отцов" и "детей" еще реже.Поэтому сетования многих родителей на то,что дети не разделяют их пристрастий,скажем к класси- ческой музыке,по меньшей мере несправедливы.Как можно всерьез ожидать от шестнадцатилетнего человека тех же интересов,к которым пришел со- рокалетний .Такие совпадения случаются крайне редко.Конечно, каждому родителю хотелось бы видеть в своем ребенке маленького себя, но все же взрослый должен суметь разглядеть в нем нового,похожего только на себя самого человека,личность.Именно вследствии неумения это- го сделать,же часто возникают разногласия между родителями и их детьми. И последняя причина непонимания детьми родителей,а родителями детей,о которой нельзя не упомянуть - это разные системы ценностей.Что обусловлено в значительной степени большим возрастным промежутком. Два разных поколения не могут одинаково мыслить.Старшеклассникам не хватает советов родителей по важным для них - юношей и девушек - воп- росам,а родители без конца твердят им о том,что считают жизненно важ- ным,но что для самих старшеклассников совершенно несущественно. Вот мнение одного старшеклассника по этому поводу,с которым,я ду- маю,согласятся многие:" Со взрослыми мы идем по двум параллельным до- рогам (хорошо бы,если в одну сторону).Нас волнуют вопросы,которые уже не волнуют взрослых,и наоборот". Юношам и девушкам необходимо чтобы их вопросы и эмоции воспри- нимались и оценивались родителями по значимости которую они имеют для самих -юношей и девушек,а вовсе не по мере их актуальности с точки зрения родителей.Родителям же,вероятно,хочется упростить жизнь детям,и поэтому они часто пытаются доказать им,что подобные проблемы несуще- ственны,и не стоит им уделять такого чрезмерного внимания.Но на самом деле подобными заявлениями родители лишь ухудшают ситуацию,т.к. дети начинают считать,что взрослые либо не разбираются и боятся в этом признаться,либо просто не хотят пытаться разобраться в вопросе,волную- щем ребенка-старшеклассника. И.С Кон обоснованно утверждает:"Спешка,неумение и нежелание выслушать,понять то,что происходит в сложном юношеском мире,постарать- ся взглянуть на проблему глазами сына или дочери,самодовольная уверен- ность в непогрешимости своего жизненного опыта -вот,что в первую оче- редь создает психологический барьер между родителями и их растущими детьми"(5,с.114) Чаще всего,если старшеклассник не нашел понимания и поддержки до- ма,он идет искать это в своей компании,у друзей-свестников.Но какой совет может дать человек,который прожил так же мало,как ты?Вот почему при всей их тяге к самостоятельности,юноши и девушки остро нуждаются в опыте и помощи старших.Но к чужому,постороннему взрослому со своими переживаниями старшекласснику идти нелегко-"не так поймет,не то поду- мает".А родители ,в некоторой степени даже обязаны выслушать своего ребенка,поговорить с ним,успокоить,дать нужный совет.Поэтому не стоит считать,что у старшеклассников пропадает потребность в общении с роди- телями,или,что эта потребность может компенсироваться общением со сверстниками.Старшеклассники в равной мере нуждаются,как в понимании родителей,так и в понимании друзей-ровесников. љ1.3.ГРУППЫ СЕМЕЙ,ТИПЫ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. А.В.Мудрик в своей книге "Время поисков и решений,или старшек- лассникам о них самих" попытался "усереднить" отношения старшеклассни- ков с родителями и разделить их по принципу разных взаимоотношений семьи на несколько групп.Вот какой классификации он придерживался в своей книге. Первая группа - семьи,в которых существуют очень близкие,дру- жеские отношения между родителями и детьми.Их атмосфера наиболее бла- гоприятна для старшеклассника,т.к. родители имеют возможность не только быть в курсе его дел,многих мыслей и переживаний,но и помогать ему и делом,и советом.Как пишет А.В.Мудрик:"Именно в подобных семьях проявляется любопытная тенденция,когда сын или дочь играют роль сво- еобразных лидеров по вопросам моды,современной музыки и т.д.,к которым с уважением прислушиваются родители.Но и сами старшеклассники в таком случае весьма внимательно прислушиваются к мнениям родителей по другим не менее существенным вопросам"(7,с.99). Юноши и девушки,воспитывающиеся в таких семьях,обычно друже- любны,активны,независимы.Между ними и их родителями постоянно идет об- мен мнениями и опытом. Довольно часто встречаются и другие благополучные семьи.Для них характерна атмосфера доброжелательности и со стороны родителей,и со стороны детей.Родители следят за развитием детей,интересуются их жизнью,проблемами,переживаниями,выслушивают их мнения.Конфликты в по- добных семьях имеют открытый характер,решаются исчерпывающе,не остав- ляя недомолвок,которые накопившись могут повлечь за собой новый конф- ликт.Эти семьи отличаются тем,что в них имеется определенная дистанция (порой значительная) между старшим и младшим поколениями. Юноши и девушки в таких семьях обычно растут послушными,вежли- выми,приветливыми и уступчивыми.Такие качества,как уважение к стар- шим,преклонение перед их жизненным опытом и авторитетом особенно це- нятся. - 8 - В последнее время появилось немало семей,в которых между роди- телями и детьми складываются "партнерские" отношения. Родители не на- вязывают детям свой опыт,свои оценки их поступков,но стараются приу- чать юношей и девушек решать свои проблемы без посторонней помощи,са- мим принимать важные решения. Дети в таких семьях обычно вырастают самостоятельными и целе- устремленными. Особую группу (и довольно многочисленную) составляют семьи,в которых родители уделяют достаточное,а порой даже чрезмерное внимание учебе ребят,их быту,но тем и ограничиваются.Основная цель таких роди- телей - чтобы у ребенка все было "не хуже,чем у других"(дорогая модная одежда и т.д.) и чтобы он "вышел в люди",т.е.,например,получил "выгод- ную" профессию.Но уделяя излишнее внимание внешним,совсем не стоящим того,вещам,родители часто забывают интересоваться проблемами старшек- лассников,которые не исчезают,даже если купить дорогую мебель,красивую и модную одежду или суперсовременную аппаратуру.Кроме того,материаль- ное обеспечение семьи не всегда удовлетворяет запросам избалованных старшеклассников, многие из которых родители просто не считают дос- тойными внимания. Таким образом,взрослые в этих семьях пренебрегают не только интересами и увлечениями детей,но и их правом самостоятельно опреде- лять свой стиль жизни,что создает между детьми и родителями определен- ный барьер.Кроме того,взрослые постоянно и чересчур усердно контроли- руют поведение и суждения своих детей в соответствии со своим предс- тавлением о "пристойном" для них. И последнюю группу составляют семьи,в которых отношения между родителями и детьми просто плохие.Это и неуважение друг к другу,и слежка за детьми,и недоверие,и скандалы.В таких семьях рано или поздно назревает конфликт между взрослыми родителями и повзрослевшими деть- ми,конфликт открытый или скрытый,периодически превращающийся в ссоры и вырывающийся наружу.У юношей и девушек из таких семей могут сформиро- ваться стойкая враждебность к родителям,недоверие к взрослым вооб- ще,трудности и непонимание в общении со сверстниками.Подобная атмос- фера в семье - причина многих преступлений среди молодежи. Итак,обзор литературы показывает,что 1.К юношескому возрасту отношения между детьми и родителями претерпевают изменения. 2.Причинами конфликтов между детьми и родителями могут служить: -стремление ребенка к независимости и самостоятельности, -излишнее внимание родителей к формальным сторонам жизни детей и равнодушное отношение к их проблемам в других сфе- рах жизни, -расхождение детей и родителей во взглядах на жизнь - разные системы ценностей. 3.А.В.Мудрик выделяет пять групп семей.В зависимости от типа детско-родительских отношений в детях формируются определен- ные черты характера. 4.Ценностные ориентации родителей и атмосфера внутрисемейных детско-родительских отношений могут влиять на формирование ценностных ориентаций юношей и девушек. љГлава 2. љРАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. љ2.1.МЕТОДИКА. Система ценностных ориентаций во многом определяет направлен- ность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру ,к другим людям,к себе самой,основу мировоззрения,жизненных принципов и "философию жизни". Наиболее распостраненной в наше время является методика изуче- ния ценностных ориентаций М.Рокича,основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Эта методика и легла в основу моего исследования. М.Рокич различает два класса ценностей: 1.ТЕРМИНАЛЬНЫЕ - убеждения в том,что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того,чтобы к ней стремиться. Тер- минальные ценности составляют в список "А" стимульного материала. 2.ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ - убеждения в том,что какой-то образ дейст- вий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуа- ции.Инструментальные ценности представлены в списке Б. Деление М.Рокича соответствует традиционному делению ценностей на ценности-цели и ценности-средства. љ2.2.ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА. Процедура эксперимента заключалась в следующем: Респонденту предъявлялся бланк ответов (см.Приложение 1) с двумя списками ценнос- тей (по 18 пунктов в каждом списке). В списках испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер. Непосредственно перед экспериментом испытуемые были ознакомлены с инструкцией. љ2.3.ТЕКСТ ИНСТРУКЦИИ. Текст инструкции:"Перед Вами лист с двумя списками ценностей (А и Б). Ваша задача: проранжировать отдельно ценности каждого списка в порядке их значимости для Вас,как принципов,которыми Вы руководствуетесь в Ва- шей жизни. Внимательно изучите весь список и,выбрав ту ценность,кото- рая для Вас наиболее значима,поместите ее на первое место (поставьте цифру "1" напротив названия ценности).Наименее важная ценность займет последнее восемнадцатое место. Если в процессе работы Вы измените свое мнение,то можете исправить ответы.Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. Не забудьте заполнить анкету в левом верхнем углу бланка ответов." љ2.4.ВЫБОРКА. Данная методика была проведена на двух группах испытуемых. Пер- вая группа - ученики десятых классов гимназии N 3 и школы N 37. Она включала в себя 10 юношей в возрасте от 15 до 16 лет и 23 девушки в возрасте от 15 до 17 лет. Вторую группу испытуемых составляли их роди- тели.В нее вошли 28 матерей в возрасте от 36 до 50 лет и 5 отцов в возрасте от 41 до 49 лет. Таким образом в каждой группе было по 33 ис- пытуемых,причем каждому испытуемому-ребенку из первой группы соответс- твовал испытуемый-родитель из второй группы. Обе группы испытуемых бы- ли опрошены по методике "Ценностные ориентации" М.Рокича. Таблицы сы- рых данных,составленные по ответам испытуемых,приведены в Приложениях: 2 (группа 1,список А), 3 (группа 2,список А), 4 (группа 1, список Б), 5 (группа 2,список Б) В таблице указаны результаты ранжирования каждо- го испытуемого,среднее арифметическое для каждой ценности каждого списка отдельно для первой и второй групп,а также результаты ранжиро- вания средних арифметических. љГлава 3. љАНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. љ3.1 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ. Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка А и списка Б отдельно для первой и второй групп испытуемых,а затем проранжированы полученные средние арифметические. Для того,чтобы оценить связь между ценностными ориентациями детей и родителей,использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Вот к каким результатам я пришла. љ3.2 ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА А ИСПЫТУЕМЫХ ПЕРВОЙ ГРУППЫ. 1.Здоровье (физическое и психическое): ср.ар.=4,24. Предпочтение этой ценности остальным свидетельствует о достаточно зрелой оценке,что,на мой взгляд,объясняется приобретенным к 16-ти го- дам (средний возраст испытуемых) определенного личного опыта. 2.Наличие друзей: ср.ар.=5,91. Как пишет И.С.Кон:"Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей,учителей и вообще старших на ровес- ников,более или менее равных по положению."(5,с.128).Таким образом у юношей и девушек возникает потребность довериться друзьям-сверстни- кам,которым должны быть ближе переживания юности ,которые никогда не откажутся выслушать,понять,поддержать. 3.Счастливая семейная жизнь: ср.ар.=6,45. Не смотря на характерное для юношеского возраста стремление к са- мостоятельности,старшеклассники все же нуждаются в понимании и под- держке родителей.Ведь многие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками,т.к. мешает самолюбие.Семья должна оставаться тем мес- том,где независимо от посторонних неудач,ребенок сможет чувствовать себя спокойно и уверенно.Для любого ребенка в той или иной степени важно,чтобы семейные отношения были бесконфликтными (при чем не только по линии ребенок-родители,но и по линиям: отец-мать,брат-сестра и т.д.) 4.Активная,деятельная жизнь: ср.ар.=7,6. Юношеский возраст нередко называют "буйным".Старшеклассники торо- пятся все успеть,все попробовать,везде поучаствовать.Они хотят жить полнокровно,использовать все возможности,все привилегии своего возрас- та.Причем обычно жизнь юношей и девушек прежде всего активная,а уже потом,может быть,деятельная. 5.Любовь: ср.ар.=7,82. Переходный возраст - время первой или уже не первой любви.Активное или пассивное,осознанно или бессознательно,но юношей и девушек начина- ет тянуть друг к другу.Любовь"отстает"в этом списке от дружбы,вероят- но,потому,что юноши и девушки представляют себе дружбу,как явление постоянное и длительное,а любовь - кратковременное и непостоянное. 6.Уверенность в себе: ср.ар.=7,97. Уверенность в себе играет не последнюю роль в жизни человека.От нее зависит умение убеждать,отстаивать свое мнение и другие составляющие поведения человека.Старшеклассники осознают это,чем и обусловлено ее высокое положение среди других ценностей. Здесь и далее в качестве доминирующих ценностей я буду рассматри- вать первые шесть,имеющие самые высокие ранги. Остальные ценности распределяются следующим образом: 7.Свобода: ср.ар.=8,76. 8.Материально обеспеченная жизнь: ср.ар.=8,85. 9.Интересная работа: ср.ар.=9,0. 10.Развитие: ср.ар.=9,73. 11.Продуктивная жизнь: ср.ар.=10,3. 12.Счастье других: ср.ар.=10,33. 13.Жизненная мудрость: ср.ар.=10,48. 14.Познание: ср.ар.=10,58. 15.Развлечения: ср.ар.=12,3. 16.Красота природы: ср.ар.=13,03. 17.Общественное признание: ср.ар.=13,15. 18.Творчество: ср.ар.=15,09. Любопытно отметить,что в начале итогового рангового списка А первой группы наблюдаются существенные скачки среднего арифметического ран- гов.Далее же различия между соседними значениями невелики,что свиде- тельствует о том,что их значимость для старшеклассников примерно оди- накова. љ3.3.ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА А ВТОРОЙ ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ. 1.Здоровье: ср.ар.=4,12. Взрослые также выделяют здоровье,т.к. с высоты своего своего жиз- ненного опыта они имеют возможность почувствовать его огромную значи- мость. 2.Счастливая семейная жизнь:ср.ар.=4,39. Как мне кажется,для многих взрослых их семейная жизнь - главная сфера жизни.Многие родители (особенно матери,а именно они составляют большую часть испытуемых) посвящают себя детям,семейному быту.Поэтому счастливая семейная жизнь имеет такое большое значение. 3.Интересная работа: ср.ар.=6,88. Не последнее место в жизни взрослых занимает работа.Именно ей,если не семье,часто посвящают себя взрослые люди.Кроме того,она забирает много времени.Неинтересная,скучная работа (т.е. та,которая не нравится ее обладателю) и большой отрезок жизни потерян зря. 4.Наличие друзей: ср.ар.=7,15. Еще одна сфера взрослой жизни - общение с друзьями.Это,в основ- ном,единственные советчики взрослых,т.к. родителей неудобно огорчать своими проблемами,а детей считают еще не способными понять и оценить их.Кроме того,общение с ровестниками,людьми одного уровня не может не доставлять удовольствия взрослым. 5.Материально обеспеченная жизнь: ср.ар.=7,88. Выделение этой ценности свидетельствует о свойственном большинству взрослых практицизму.Деньги помогают добиваться в жизни успеха,от них зависят и уверенность в себе,и престиж,и общественное признание,и со- циальный статус,и многое другое. 6.Любовь: ср.ар.=8,09. Высокое значение придаваемое любви взрослыми,как я думаю,отчасти объясняется тем,что именно от нее зависит счастливая семейная жизнь. Недаром многие считают,что человек счастливый в любви - счастливей- ший человек. 7.Жизненная мудрость: ср.ар.=8,67. 8.Уверенность в себе: ср.ар.=8,94. 9.Счастье других: ср.ар.=9,06. 10.Свобода: ср.ар.=9,12. 11.Активная деятельная жизнь: ср.ар.=9,67. 12.Познание: ср.ар.=10,64. 13.Продуктивная жизнь: ср.ар.=10,79. 14.Общественное признание: ср.ар.=11,24. 15.Развитие: ср.ар.=12,1. 16.Красота природы: ср.ар.=12,76. 17.Творчество: ср.ар.=14,73. 18.Развлечения: ср.ар.=15,33. Так же,как и у детей,у родителей большие различия между соседними значениями наблюдаются только в начале и в конце рангового списка,в середине списка находятся очень близкие по величине значения. љ3.4. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА Б ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИСПЫТУЕМЫХ. 1.Образованность (широта знаний,высокая общая культура): ср.ар.=6,39. Это можно объяснить тем,что именно на юношеский возраст приходится процесс прфессионального самоопределения,который напрямую зависит от уровня и широты знаний старшеклассника. 2.Честность: ср.ар.=6,79. Прежде всего,как мне кажется,это искренность в чувствах,которой так не хватает порой нашему поколению.Кроме того,это честность с самим собой и с другими людьми.Отсутствие лжи важный показатель доверитель- ного общения,к которому стремится практически каждый. 3.Жизнерадостность: ср.ар.=7,12. В современной жизни,представляющей из себя почти сплошные кризисы и неудачи,становится необходимым оптимистический настрой и чувтво юмо- ра.Иначе невозможно избежать депрессий,стрессовых состояний. 4.Независимость: ср.ар.=7.67. Большинство юношей и девушек стремятся к самостоятельности - это одна из особенностей переходного возраста.О ней подробно говорилось в Главе 1. 5.Воспитанность: ср.ар.=8,06. Высокий ранг этого качества отчасти можно объяснить тем,что юношам и девушкам часто приходится сталкиваться с бескультурием. Их не может не волновать пренебрежительное отношение многих взрослых.Такие,каза- лось бы мелочи,как ругань в транспорте,неуважительный тон продавца или обращение "на ты" незнакомого прохожего,могут испортить настроение. Старшеклассники - не дети,а потому требуют,чтобы с ними обращались как со взрослыми. 6.Ответственность: ср.ар.=8,69. Очень большое значение для юношей и девушек имеет умение держать данное слово - важный критерий оценки человека,его личных и деловых качеств.Насколько я могу судить,человек,принимающий и выполняющий воз- ложенную на него ответственность,заслуженно пользуется большим уваже- нием. 7.Широта взглядов: ср.ар.=8,76. 8.Терпимость: ср.ар.=8,88. 9.Аккуратность: ср.ар.=9,12. 10.Рационализм: ср.ар.=9,21. 11.Чуткость: ср.ар.=9,79. 12.Твердая воля: ср.ар.=9,94. 13.Смелость в отстаивании своего мнения,своих взглядов: ср.ар.=10,15. 14.Самоконтроль: ср.ар.=10,18. 15.Эффективность в делах: ср.ар.=10,5. 16.Исполнительность: ср.ар.=11,12. 17.Высокие запросы: ср.ар.=12,48. 18.Нетерпимость к недостаткам в себе и других: ср.ар.=15,12. Если значения средних арифметических списка А начинались с 4,24,то минимальное значение списка Б - 6,39,что свидетельствует о неоднознач- ности ответов испытуемых.Кроме того,значения соседних величин в итого- вом ранговом списке очень близки,это,вероятно,объясняется тем,что старшеклассники не выделяют отдельные ценности в качестве наиболее предпочтительных. љ3.5. ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ СПИСКА Б ИСПЫТУЕМЫХ ВТОРОЙ ГРУППЫ. 1.Ответственность: ср.ар.=5,94. Ответственность очень важна в работе и в семье - главных сферах жизни взрослых.Поэтому ей и отдается предпочтение среди других ка- честв,поэтому она так ценится взрослыми. 2.Честность: ср.ар.=6,15. Не менее важным является и взаимодоверие,основывающееся на искрен- ности. 3.Рационализм: ср.ар.=7,82. Большинство взрослых людей склонны принимать рациональные,тщатель- но обдуманные решения.Богатый жизненный опыт не позволяет спонтанно принимать решения,вступать в сумашедшие,рискованные затеи.Взрослые бо- ятся ошибок,и поэтому стараются все тщательно взвесить,чтобы их не до- пустить.В сравнении со взрослыми дети часто решаются на всякие глупос- ти и сумасбродства, не задумываются долго прежде,чем сделать какой-то решительный шаг,поэтому,наверное,и совершают так много ошибок. 4.Образованность: ср.ар.=7,97. Культурные,образованые люди очень ценятся среди взрослых.С интел- лигентным человеком приятно и интересно общаться.Если этот прекрасно образованный,высоко культурный человек - ВЫ,то успех и великолепная карьера скорее всего Вам обеспечена.Так считают,я думаю,очень многие взрослые,которые отправляют своих детей учиться в дорогие частные шко- лы и университеты. - 16 - 5.Аккуратность: ср.ар.=8,33. Умение содержать вещи в порядке и порядок в делах - важное условие эффективной проффессиональной деятельности.Аккуратность - качест- во,имеющее не малое значение внутри определенного круга людей как на работе так и в семье. 6.Терпимость: ср.ар.=8,42. Это качество позволяет не слишком строго судить взгляды и мнения других,прощать их ошибки и заблуждения.Оно помогает избежать многих несправедливых упреков,пустяковых конфликтов.Именно поэтому,я счи- таю,терпимость так ценится взрослыми. 7.Жизнерадостность: ср.ар.=8,9. 8.Твердая воля: ср.ар.=8,94. 9.Чуткость: ср.ар.=8,97. 10.Независимость: ср.ар.=9,0. 11.Воспитанность: ср.ар.=9,12. 12.Широта взглядов: ср.ар.=10,15. 13.Исполнительность: ср.ар.=10,18. 14.Смелость: ср.ар.=10,21. 15.Эффективность в делах: ср.ар.=10,7. 16.Самоконтроль: ср.ар.=10,97. 17.Непримиримость к недостаткам: ср.ар.=13,9. 18.Высокие запросы: ср.ар.=14,64. Очень интересно,что у детей и у их родителей в шестерку главных ценностей входят три одинаковые качества - это ответственность,образо- ванность и честность.Вероятно,это некоторый признак общности ценностей детей и родителей. Для итогового рангового списка Б родителей также характерны высо- кое значение меньшего из средних арифметических,что показывает неод- нозначность ответов,а также близость значений соседних величин - приз- нак трудности выделения явных ценностей лидеров среди других. љ3.6. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ РОДИТЕЛЕЙ љИ ДЕТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием списка А (терминальные ценности) детьми и родителями = 0,783,что сви- детельствует о высоком уровне значимости,т.к.коэффициент близок к 1. Следовательно между структурами терминальных ценностей детей и их ро- дителей существует связь. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием - 17 - списка Б (инструментальные ценности) детьми и родителями = 0,74,что показывает высокий уровень значимости,но меньший по сравнению с коэф- фициентом списка А.Значит,структуры инструментальных ценностей детей и родителей связаны. љВЫВОДЫ. Прежде всего напомню: терминальные ценности - конечные цели жизни,к которым стремится человек,а инструментальные ценности - свойс- тва личности,которые являются предпочтительными в любой ситуации. Для того, чтобы сделать выводы вспомним задачи исследования: 1.Определить степень взаимосвязанности между ценностными ориента- циями родителей и детей-старшеклассников. 2.Выявить доминирующие системы ценностей у родителей и детей юно- шеского возраста. Перейдем к выводам.Для более детального анализа я рассматривала от- дельно терминальные и инструментальные ценности. 1. Между соответствующими структурами ценностей детей и родите- лей высокий коэффициент корреляции: љ_љ2 0,783љ.љ0 между ранговыми списками љинструментальныхљ0 ценностей иљ љ_0,74љ.љ0 между ранговыми списками љтерминаль- љныхљ0 ценностей.Коэффициенты приближены к љ1љ0,а это означает что системы ценностей детей и родителей тесно взаимосвязаны. 2. Доминирующими терминальными ценностями среди юношей и девушек 15-16 лет являются: 1- здоровье,ср.ар.=4,24 2- наличие друзей,ср.ар.=5,91 3- счастливая семейная жизнь,ср.ар.=6,45 4- активная,деятельная жизнь,ср.ар.=7,6 5- любовь,ср.ар.=7,82 6- уверенность в себе,ср.ар.=7,97 3. Доминирующими терминальными ценностями среди родителей (от 30 до 50) являются: 1- здоровье,ср.ар.=4,12 2- счастливая семейная жизнь,ср.ар.=4,39 3- интересная работа,ср.ар.=6,88 4- наличие друзей,ср.ар.=7,15 5- материальное обеспечение,ср.ар.=7,88 6- любовь,ср.ар.=8,09 4. Доминирующими инструментальными ценностями среди юношей и девушек являются: 1- образованность,ср.ар.=6,39 2- честность,ср.ар.=6,79 3- жизнерадостность,ср.ар.=7,12 4- независимость,ср.ар.=7,67 5- воспитанность,ср.ар.=8,06 6- ответственность,ср.ар.=8,69 5. Доминирующими инструментальными ценностями среди родителей являются: 1- ответственность,ср.ар.=5,94 2- честность,ср.ар.=6,15 3- рационализм,ср.ар.=7,82 4- образованность,ср.ар.=7,97 5- аккуратность,ср.ар.=8,33 6- терпимость,ср.ар.=8,42 В целом среди терминальных ценностей чаще выделяют ценности лич- ной жизни,а среди инструментальных - этические и ценности дела. љЛИТЕРАТУРА. 1. Берн Э. Игры в которые играют люди. М.,1978. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986. 3. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.,1977. 4. Кон И.С. Вкус черешни. М.,1992. 5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989. 6. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск,1992. 7. Мудрик А.В. Время поисков и решений,или старшеклассникам о них самих. М.,1990. 8. Роджерс К. К науке о личности (в кн.: История зарубежной психологии)Тексты. М.,1986. 9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.,1990. 10. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983. 11. Фрейд З. Введение в психоанализ.Лекции. М.,1988. 12. Фрейд З. Психология бессознательного. М.,1990. 13. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969. 14. Шостром Э. Человек-манипулятор.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999