СЕКЦИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ФУНКЦИИ КОЛЛАЖА В ЗАПАДНО - ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ I ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

   

В В Е Д Е Н И Е

    I половина XX века - эпоха великих революционных переворотов, произошедших в художественной культуре. Как отмечают многие исследователи, такие как Яворская П.П., Лившиц М., Рейкгардт Л, Дмитриева И.А. и др., именно в этот период происходит перелом в культуре, искусство становиться кризисным, выражающим "наивысшую напряженность".

    В искусстве начала ХХ века начинает складываться новое видение мира, назначение предмета. Этот процесс характеризуется бурным поиском изобразительных приемов, экспериментом, попыткой создания оригинального художественного стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению.

    Особое внимание художников привлекала проблема конструирования пространства в изобразительном искусстве, которую наиболее полно рассматривали представители кубизма, дадаизма, а так же последователи течения поп-арт.

    Одним из важнейших решений этой проблемы, одним из способов организации пространства стал коллаж. Он заинтересовал меня прежде всего потому, что являлся совершенно новым приемом как в техническом плане, так и в содержательном, стал открытием, сочетающем в себе поиски многих течений в искусстве и одновременно предлагающим новое для нашего восприятия.

    Цель работы - изучение функций коллажа в западно-европейской живописи I половины XX века. В связи с этим я считаю необходимым определить истоки этого приема, его эволюцию и роль в таких течениях, как кубизм, дадаизм и поп-арт.

    Изучая литературу по данной проблеме я обнаружил, что в отечественных исследованиях не существует отдельных монографий, посвященных приему коллажа в художественной культуре, поэтому работы, на которые я опирался, посвящены в целом анализу различных тенденций в искусстве I половины XX века (например: "Модернизм. Анализ и критика основных направлений") и творчеству отдельных художников (например: "Пикассо. Биография" Н.А. Дмитриева).

    В качестве источниковой базы выступают следующие произведения искусства: 1) "Натюрморт на столе" Брак, 1913 г., коллаж, уголь, 47х62 см, ч/с Париж; 2) "Натюрморт с плетеным стулом" Пикассо, 1912 г.; 3) "Гитара", Пикассо, 1926 г.; 4) "Газета", Пикассо, 1914 г.; "Натюрморт с красной бумагой", Пикассо, 1914 г., х.м. Коллаж, 52х66,5, бывшее собрание Флехтейма в Берлине; 5) "Ваза для фруктов и бокал" Х. Грис, 1914 г. х.м., уголь, б/н, 92х65, музей Келлер-Мюллер, Отерль; "Голова" Пикассо, 1914 г.; 6) "Девушка и ее тень" Ханс Беммер, карандаш и коллаж, 1938 г.; 7) "Человека делает шляпа", Макс Эрнст, кар. Коллаж, акварель, 1920 г.; 8) "Китайский соловей" Макс Эрнст, коллаж, фото, тушь, 1926 г. 9) "Так что же делает современные дома такими особенными, такими привлекательными", 1956 г. Р. Гамильтон.

   

& 1.

    Чтобы лучше понять самую суть коллажа и его роль в истории художественной культуры, нужно обратиться к генезису этого приема.

    Коллаж, по мнению Гастона Диля, биографа П. Пикассо и искусствоведа, был создан Пикассо в 1912 году, в картине "атюрморт с плетеным стулом". Произошло это, по всей вероятности под влиянием Брака, в то время, когда они работали в городе Сере. Тогда это было совершенно новое веяние в изобразительном искусстве, оно было столь необычным, что коллажом впоследствии увлеклись и сам Брак, и целое поколение итальянских футуристов, а также дадаисты, сюрреалисты и многие другие художники.

    По определению Современной Энциклопедии Живописи, техника коллажа заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

    Но коллаж перерастает рамки технического приема в живописи и становиться тем случаем "игры, когда предмет берется живьем, без изменений" - так считает Дмитриева Н.А. Предмет, будь то любой вид подручного материала, вырывается из привычного мира, окружения и переноситься в картину, где он употребляется в совершенно ином контексте, в зависимости от исходной цели автора. Изначально же коллаж использовался в живописи для оживления ее поверхности.

    Пикассо обнаружил, что некоторые предметы: элементы типографического набора или материалы, имитирующие структуру дерева - обладают "незаурядно выразительными свойствами" .

    Влюбившись в свою находку, Пикассо -импровизатор не останавливается и использует в своих работах и песок, и кусочки газетной бумаги, обоев, плакатов или материи, визитные карточки, ленты, а позже (к 1924 году) и проволоку. Таким образом, для коллажа годились почти все суррогатные продукты. Как отмечают авторы Современной Энциклопедии Живописи, эта техника "родились из стремления примирить реальность, к которой принадлежат настоящие вещи, и реальность картины" .

   

& 2.

    Как видно, истоки коллажа лежат в недрах такого течения в живописи как кубизм, ведь к 1911 - 1912 г.г. Пикассо и Брак были его представителями. Поэтому нужно подробнее остановиться на проблеме взаимодействия коллажа и кубизма, одного из наиболее сложных и загадочных направлений в живописном искусстве тех лет.

    Кубизм - это (по определению Популярной Художественной Энциклопедии) течение в изобразительном искусстве I четверти XX века, где ведущим становиться прием конструирования картин с помощью простых геометрических форм, которые имеют значение и самостоятельных фигур, и символов. Кубизм обращал особое внимание на преодоление привычных форм, на изменение сложившейся в предшествующем искусстве структуры объема. Именно с этого начался "аналитический кубизм, составляющей вкупе с синтетическим" два основных его этапа.

    С точки зрения исследователей, художники изначально применяли коллаж в своих работах в "синтетический" период, где главным качеством было чередование и наслоение объектов на плоскость, а следовательно, коллаж стал своеобразным выражением подобных задач данного течения, впитавших в себя тему урбанизма, повсеместной технологизации, тему перестройки человеческого сознания. Поэтому, например, в картине Брака "Натюрморт на столе" появляются обрывки газет, буквы вывесок, табличные обертки, меню, этикетки и др.

    Коллаж на начальных этапах развития был лишь "подручным средством" в арсенале представителей мастеров различных направлений, а поэтому цели и задачи коллажа будут соответствовать целям и задачам кубизма, во всяком дополнять их.

    2.1.Целью кубизма, по мнению Пикассо, было "раз и навсегда покончить с позорной зависимостью живописи от зрения" . Задача, как видно, глобальная и невыполнимая. Более мягкую позицию по этому вопросу выразил Ж. Брак: "Не нужно даже подражать вещам, которые переходящи и постоянно меняются и которые мы принимаем за нечто неизменное. Вещи в себе не существуют. Они существуют лишь через нас" . Коллаж стал полным тому подтверждением. Хотя живопись в кубизме и пытается освободиться от традиционного зрительного восприятия, она всегда будет зависеть от нашего разума, живопись, как бы там ни было, всегда будет проходить через чувственное созерцание человека, лишь она и направлена только на человека. К примеру, в картине - коллаже" Голова" Пикассо, автор ясно дает знать, что голова - это отнюдь не то, что мы видим в зеркале, - это светлый треугольник с непонятным нагромождением внутри, сделанным из темной материи, с окружающими его полосками из некоего суррогатного продукта. Автор испытывает нас, автор "пробует на вкус" обыденное представление о предмете, иронизирует над человеческой сущностью, разрушает шаблонные восприятия действительности. Конечно, все это можно назвать "бунтом против вещей", но коллаж у кубистов позволяет испытать цвет и отдельные структурные элементы композиции вне связи с формой объекта. Он направлен на разрушение привычных форм, на создание новой формулы мышления, новой реальности, что было, по большому счету, задачей философского, мировоззренческого характера. Хотя бы тот факт, что излюбленным жанром коллажистов был натюрморт, сделанный из "помоечных" продуктов, говорит о том, что художник доказывает всему миру свою способность изменять реальность: в период технического переустройства из отходов автор создает то, чему вредит техногенность. Художник подобным "взрывным" методом контраста пытается перестроить мышление человека, предотвратить его нравственную гибель. Он доказывает сказанное Браком: "Они (вещи - авт.) существуют лишь через нас".

    Кубистический коллаж оказывает влияние на личностное восприятие предмета, подтверждает текучесть мира, изменчивость, казалось бы, неизменных вещей, создавая новые образы. К примеру, в произведении П.Пикассо "Гитара" поражает то, что гитара сделана из мешковины с дыркой, прибитой гвоздями к листу картона (причем острия торчат наружу) и граница между живописным пространством и пространством восприятия глаза четко не обозначается.

    Взаимосвязь пространства картины и того, что вне ее, была, пожалуй, одной из основных проблем, которую пытались решить кубисты. В одном из интервью П.Пикассо сказал фразу, ставшую своего рода эпиграфом ко всему его творчеству: "Моя картина - итог ряда разрушений" .

    В коллаже в этот "ряд разрушений" входит и попытка стереть, как я уже говорил, пространственную границу. Дроблением плоскости картины на несколько меньших плоскостей, свидетельствует о стремлении художника в "аналитическом" кубизме выйти за рамки картины, увеличить зону ее воздействия. В произведении Х. Гриса "Ваза для фруктов и бокал" предмет картинного пространства, в частности сама ваза (сделанная из обрывков газет и материала, напоминающего металлическую стружку) и бокал (выполненный при помощи оберточной бумаги и материи) плавно переходят из пространства картины в "наш мир" и наоборот, причем фон, составленный при помощи темных тонов, как бы сам заставляет глаз выделить то, что отлично по цвету и фактуре. Здесь связь с перспективой полностью разрушается. Художник игнорирует ее законы, тем самым создается поражающей своим совершенством объем. Этому так же способствует сама техника исполнения: инородные предметы врезаются, разрушают сложившееся пространственное восприятие. Но коллаж отнюдь не отрицает пространства картины, происходит своеобразный синтез, который дает потрясающий художественный эффект: увеличивает ареал картины.

    2.2.Автор выступает и как мыслитель, и как философ, и как конструктор своего мира в картине. Вообще, коллаж - это уникальная возможность почувствовать себя властителем над вещью, возможность манипулировать вещью, проводить эксперименты. Коллажист пытается искусственно создать другую, оторванную от обыденности и реальности систему. Включая в свое произведение различные по цвету и фактуре материалы, художнику важен лишь конечный итог, смысл создающегося, независимого от сорта, рода и предназначения используемых предметов в нашей жизни. Пикассо обосновал это так: "Я беру для моих картин те вещи, какие мне нравятся. Нравится ли это вещам, мне безразлично - им приходится с этим примириться" . Это правило от применил и в коллаже "Натюрморт с красной бумагой", где на мой взгляд наиболее ярко отразился дух конструктивизма. Взглянув на эту картину, убеждаешься, что коллаж - это именно попытка сконструировать мир, независимо от природы существующих вещей, предметов. Автор собирает продукты цивилизации и творит свой мир в картине подобно богу. В данном случае "натюрморт" представляет собой окно, на фоне которого собрано множество предметов: часть изображения лимона, орнамента, игральная карта, фанера с изображением Апполоновых венков, усыпанных какой-то мелкой цветной крошкой, по всей видимости представляющие поток света, который автор видит разложенным на фотоны.

    Для Пикассо весь мир состоит из предметов, его глаз видит их повсюду. На первый взгляд, картина являет собой хаотичное нагромождение вещей, но, разобравшись, мы видим, что детали "натюрморта" - это проект мира, окружающего нас. Коллажист пытается своим творчеством разрушить привычный мир, его привлекает изменчивость и неоднородность всего окружающего, он хочет нового и непохожего на все остальное.

    Таким образом, коллаж в кубизме есть и новый технический прием, и способ конструирования мира, и выражение авторского взгляда на существующую реальность.

    Коллаж является одним из способов разрушения сложившегося пространства и это становится одной из основных его функций.

   

& 3.

    3.1.Новый взгляд на коллаж предлагают последователи течения - дадаизм, промежуточного, как считают современные исследователи между кубизмом и сюрреализмом и вошедшим в историю МХК под заглавием "бунтарское", что, впрочем, и отражает всю суть направления.

    Дадаисты считали, что в коллаже "кубисты стремились усилить выразительность и чувство реальности форм, и в чем проявился их "эстетизм" и "формализм" .

    В дадаистическом же коллаже главным было ощущение абсурдности, хаоса, царила пугающая непонятность, как, например, в коллаже Макса Эрнста "Человека делает шляпа", где автор просто издевается над зрителем, именуя подобным образом свою работу. Ведь если взглянуть на нее, то ни о каком "человеке", в нашем понимании, речи не идет. "Люди" в картине - множество прозрачных цилиндров с голубым, желтым, зеленым оттенком, напоминающие своим расположением систему коленвалов. Оказывается, главное в коллаже отнюдь не шляпы и цилиндры, а неопределенная пустота, контрастирующая с радужным сочетанием красок. Будь мы посетителями выставки с подобными картинами где-то в 20-е годы, нас не покидало бы состояние эмоционального аффекта - главного назначения этих произведений.

    В критической литературе разных изданий, посвященных творчеству дадаистов, можно встретить неоднозначные, разносторонние, во многом эмоционально-полярные точки зрения на творчество этих художников. Во многом подобная ситуация обусловлена содержанием и назначением произведений дадаизма.

    По словам Т. Каптеевой, дадаисты породили вещи "конкретной иррациональности". Коллажи представляют собой полное разрушение обыденного восприятия, направленное на взрыв в человеческом мировоззрении, на "разрушение образности ради великого "ничто", на отвержение всякой возможности логического мышления. Все коллажи представителей "dada" пронизаны глубочайшим нигилизмом. По сравнению с кубистами, дадаисты совершили огромный скачок в неизведанное: они решили испытать душу человека. "Ранний" дадаизм подобным языком живописи мог вызвали и гнев, и улыбку, и равнодушие.

    Вторичная цель дадаистического коллажа - достижение двойственного видения, своего рода "умственно-оптического обмана", это вероятно, стало истоком оп-арта, что характерно для "позднего" дадаизма. Так, в коллаже "Китайский соловей" Эрнста образ "соловья" плавно переходит в сочетание фотографий рук, вырезок из открыток, скрепок, ткани. Уже нет того хаоса и нигилизма, скорее появляется жалость к человеку в картине Ханса Белламера "Девушка и ее тень", где человек представляется одиноким существом во всей вселенной, у которого один единственный спутник - его тень.

    3.2.По мере того как меняется эпоха с ее историческими и нравственными ценностями, меняется и искусство, уводя за собой целые поколения мастеров живописи. Так на некоторое время успел из виду дадаистический коллаж, но был возвращен к началу 50-х годов в течение, называемом поп-арт.

    В основу коллажа легко совмещение несовместимого для создания единой композиционной структуры, отражающей быт и настроение человека тех лет. Здесь речь можно вести не только об эпатаже, но и массовом психозе. Удивляет глубокая психологичность и самокритичность коллажа, казалось, люди забыли об искусстве: ведь в ход шло все, что можно найти на помойке. "Для меня речь идет просто о том, чтобы принимать все элементы внешнего мира и работать с ними в своего рода сотрудничестве" , писал один из выдающихся представителей поп-арта, практически его основатель, А. Раушенберг. В своей работе Р. Гамильтон "Так что же делает современные дома такими особенными, такими привлекательными", 1956 г., ставшей своеобразным манифестом данного течения, наиболее ясно отразился тип мышления послевоенного человека, где опять же проявились такие уникальные свойства коллажа как универсальность, вседоступность, техническая простота, полная самореализация и др.

    Как видно, коллаж в поп-арте далеко не однозначен в своей оценке предметного мира, что по моему мнению, является выражением сомнений и тревог его создателей.

    Многочисленность трактовок, двусмысленность, скандальность и еще многие качества можно приписать этому коллажу, который затрагивал и вопросы переосмысления ценностей человека, и изменчивость мировоззрения, и отражение невидимой хаотичности и беспорядка мира.

    Хотя в XX веке, по общему мнению, преобладает массовая культура, коллаж не утратил своего самостоятельного значения, так как он направлен на индивидуальность и порожден индивидуальностью. Как мне кажется, происходит это из-за того, что коллаж вбирает в себя огромный художественный и энергетический потенциал, посредством которого мастер воздействует на зрителя.

   

З А К Л Ю Ч ЕН И Е

    Итак, рассмотрев истоки и значение коллажа в западно-европейской живописи I половины ХХ века, я пришел к следующим выводам:

    несмотря на то, что техника коллажа существенно не менялась, он прошел определенную эволюцию в искусстве I половины ХХ века. Можно выделить следующие функции коллажа. В кубизме коллаж выступает как способ организации пространства, как разрушение традиционного зрительного восприятия, стирание пространственных границ и как выражение субъективной точки зрения художника.

    В дадаизме и поп-арте коллаж становиться средством разрушения материального мира, отрицания логического мышления, является выражением хаотичности как внешнего мира, так и внутреннего мира личности.

    Таким образом, если в кубизме коллаж направлен не только на разрушение, но и на формирование нового восприятия (по словам Брака "Ощущение деформирует, разум формирует" ), но в дадаизме и поп-арте но и воплощает идею хаоса, переоценки нравственных ценностей, выражает человеческого существования.

    За последние 20-30- лет техника коллажа принципиально не изменилась, хотя используется она не только в живописи: развивается фотоколлаж, киноколлаж, введенный и используемый С. Параджановым в своем творчестве, а сегодня можно наблюдать и такое новое для нас явление как компьютерный коллаж.

    Таким образом, изучение коллажа имеет дальнейшие перспективы, поскольку, на мой взгляд, этот прием становится выражением изменений, происходящих в современном искусстве.

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батракова С.П. Художник ХХ века и язык живописи: от Сезанна и Пикассо. - М.: Наука, 1996.
  2. Диль Г. Пикассо. Альбом репродукций. - М.: Слово, 1995.
  3. Дмитриева Н.А. Пикассо. Биография. - М.: Наука, 1971.
  4. Справочник школьника. История мировой культуры. / Под ред. Ф.С. Капица.Т.М. Колядич. - М.: Слово, 1996.
  5. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. /Авт. Ст.: М. Лившиц, Л.Рейнардт, Т. Кантеева, В. Крючков и др. - М.: Искусство, 1987.
  6. ПиконГ. Сюрреализм (пер. с фр. Ж. Петивера).- Женева, 1995.
  7. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века 1941-1945.-М.: Искусство, 1991.
  8. Популярная художественная энциклопедия. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
  9. Сборник статей о творчестве Пикассо. /Под ред. А. Владимирского. -М.: Ин. Литература, 1957.
  10. Современная энциклопедия живописи.-М, 1997.
  11. Шевалье Д. Пикассо.- М.: Слово, 1995.
  12. Яровская Г. П. Пикассо.- М.: ОГИЗ, 1933.
  13. Журналы: Шуренков А. Компьютерный коллаж. //Художественный совет -1998 - ѕ1(5).

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999