Влияние неуверенности в себе на общение старшеклассников.
Смирнова Светлана - уч. 11-а кл.
средней школы N8
Научный руководитель- доцент
ЯрГУ Кашапов С.М.
Проблема влияния неуверенности в себе на общение
старшеклассников очень актуальна, т.к. сейчас многие ученики
испытывают неуверенность в себе и стремятся показывать ее как
можно реже, потому что это мешает полноценному обшению.
Неуверенность в себе тесно связана с самооценкой и поэтому в
своей работе мы решили обратить внимание на работы таких
психологов, как Бороздина, Розенберг, Мнацаканян, Будасси,
Бернс, Прихожан, Карнеги, Чисхольм. Анализ специальной
литературы позволил придти к пониманию самооценки, как оценки
собственного потенциала в целом, с точки зрения определенной
системы ценностей.
Цель работы: исследовать влияние неуверенности в себе на
общение старшеклассников.
Задачи работы:
1. Исследовать формы проявления
неуверенности в себе.
2.Установить причины
возникновения неуверенности в себе.
3. Выявить особенности влияния
неуверенности в себе на обшении старшеклассников.
Гипотезы:
1. Мы считаем, что неуверенность в себе будет
появляться в некотором смущении, волнении, растеренности.
2. Мы думаем, что причиной возникновения
неуверенности в себе при общении, является собеседник,
ситуация, в которую попал ученик.
В исследовании применялись следующие методики:
- методика Будасси(для определения уровня самооценки);
- опросник А.М. Прихожан(для определения шкалы уверенности в
себе);
- анкета, разработанная нами(для определения уровня влияния
неуверенности в себе на общение старшеклассников);
В проведенном нами исследовании участвовало 30 учеников 11
класса, которые учатся хорошо. Ученики общаются со всем
классом, отчужденных нет. Исследование проходило в 3 этапа:
1 этап- опросник А.М.Прихожан;
2этап- анкета, разработанная нами;
3этап- методика Будасси.
Анализ, полученных результатов, в ходе исследования
позволяет выявить следующее:
- большиство старшеклассников(63%) сталкивались с
неуверенностью в себе в ситуациях публичной речи;
- большинство старшеклассников с завышенной самооценкой(75%)
ищут причины возникновения неуверенности не в себе, а в других
людях, а так же в ситуации , в которую они попали;
- большинство старшеклассников(52%) стали бы чувствовать
себя увереннее, если бы на них была модная, престижная одежда.
Мы нашли коэффициент ранговой корреляции Спирмана между
рангами коэффициентов самооценки и рангами шкалы уверенности в
себе. Эти показатели оказались взаимосвязаны
прямопропорциональной зависимостью , с коэффициентом r=0,3028, т.е. при повышении самооценки испытуемых их уверенность
в себе возрастала.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились. В
целом, на основании проведенного исследования, можно сделать
следующие выводы:
- неуверенность в себе проявляется в форме растерянности,
неверия в свои собственные силы, нерешительности;
- старшеклассник, попав в ситуацию, с которой он сталкивается
не часто, волнуется. Он не уверен в своих силах, т.к. не знает
что будет дальше, как отреагируют те люди, которые находятся в
данной ситуации;
- неуверенный в себе старшеклассник нерешительно отвечает на
вопросы, в основном односложными ответами. Если ему будет
задано очень много вопросов с односложными ответами, то он
будет чувствовать себя как на допросе. Поэтому неуверенному в
себе человеку нужно задавать открытые вопросы, пытаться его
разговорить. Если его не разговорить, то старшеклассник будет
чувствовать себя отчужденным, т.к. все будут разговаривать о
своем, а он окажется в стороне и будет молчать.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998