Влияние неуверенности в себе на общение старшеклассников.

Смирнова Светлана - уч. 11-а кл. средней школы N8
Научный руководитель- доцент ЯрГУ Кашапов С.М.

     Проблема влияния неуверенности в себе на общение старшеклассников очень актуальна, т.к. сейчас многие ученики испытывают неуверенность в себе и стремятся показывать ее как можно реже, потому что это мешает полноценному обшению. Неуверенность в себе тесно связана с самооценкой и поэтому в своей работе мы решили обратить внимание на работы таких психологов, как Бороздина, Розенберг, Мнацаканян, Будасси, Бернс, Прихожан, Карнеги, Чисхольм. Анализ специальной литературы позволил придти к пониманию самооценки, как оценки собственного потенциала в целом, с точки зрения определенной системы ценностей.

     Цель работы: исследовать влияние неуверенности в себе на общение старшеклассников.
     Задачи работы:
     1. Исследовать формы проявления неуверенности в себе.
     2.Установить причины возникновения неуверенности в себе.
     3. Выявить особенности влияния неуверенности в себе на обшении старшеклассников.
     Гипотезы:
    1. Мы считаем, что неуверенность в себе будет появляться в некотором смущении, волнении, растеренности.
     2. Мы думаем, что причиной возникновения неуверенности в себе при общении, является собеседник, ситуация, в которую попал ученик.
     В исследовании применялись следующие методики:
    - методика Будасси(для определения уровня самооценки);
    - опросник А.М. Прихожан(для определения шкалы уверенности в себе);
    - анкета, разработанная нами(для определения уровня влияния неуверенности в себе на общение старшеклассников);
     В проведенном нами исследовании участвовало 30 учеников 11 класса, которые учатся хорошо. Ученики общаются со всем классом, отчужденных нет. Исследование проходило в 3 этапа:
    1 этап- опросник А.М.Прихожан;
    2этап- анкета, разработанная нами;
    3этап- методика Будасси.
     Анализ, полученных результатов, в ходе исследования позволяет выявить следующее:
    - большиство старшеклассников(63%) сталкивались с неуверенностью в себе в ситуациях публичной речи;
    - большинство старшеклассников с завышенной самооценкой(75%) ищут причины возникновения неуверенности не в себе, а в других людях, а так же в ситуации , в которую они попали;
    - большинство старшеклассников(52%) стали бы чувствовать себя увереннее, если бы на них была модная, престижная одежда.
     Мы нашли коэффициент ранговой корреляции Спирмана между рангами коэффициентов самооценки и рангами шкалы уверенности в себе. Эти показатели оказались взаимосвязаны прямопропорциональной зависимостью , с коэффициентом r=0,3028, т.е. при повышении самооценки испытуемых их уверенность в себе возрастала.
     Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились. В целом, на основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
    - неуверенность в себе проявляется в форме растерянности, неверия в свои собственные силы, нерешительности;
    - старшеклассник, попав в ситуацию, с которой он сталкивается не часто, волнуется. Он не уверен в своих силах, т.к. не знает что будет дальше, как отреагируют те люди, которые находятся в данной ситуации;
    - неуверенный в себе старшеклассник нерешительно отвечает на вопросы, в основном односложными ответами. Если ему будет задано очень много вопросов с односложными ответами, то он будет чувствовать себя как на допросе. Поэтому неуверенному в себе человеку нужно задавать открытые вопросы, пытаться его разговорить. Если его не разговорить, то старшеклассник будет чувствовать себя отчужденным, т.к. все будут разговаривать о своем, а он окажется в стороне и будет молчать.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998