ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ К УЧЕНИКАМ.
Худякова Ольга-уч.11-а класс
средняя школа N8.
Научный руководитель доцент ЯрГУ
Кашапов С.М.
Изучаемая мною проблема- особенности эмоционального
отношения учителей к ученикам- очень актуальна, т.к. успех
работы педагогов тесно взаимосвязан с их эмоциональностью и ее
проявлениями в пед. процессе. Особенности эмоц.проявлений в
пед. деятельности описывались и ранее, но в своей работе я,
опираясь на эти материалы, постаралась проследить изменения
эмоциональных проявлений педагогов, в зависимости от их стажа.
Ранее очень много писалось о таких эмоциональных проявлениях
педагогов, как эмоциональный отклик(Е.В.Заика, О.Г.Карташов),
эмоциональная саморегуляция. В своей работе я постаралась
проследить связь между возникновением этих проявлений и стажем
преподавателя.
Я считаю, что работы по этой теме, в частности моя, могут
преподавателям в их деятельности. Показать те проблемы,
с которыми им возможно придется столкнуться в педагогической
практике. Это позволит им избежать тех ошибок, которые
допустили их коллеги.
Цель работы:проследить особенности эмоционального
отношения учителей к ученикам.
Задачи работы:
1. Исследовать влияние стажа на
особенности эмоциональных проявлений учителя в пед.
деятельности.
2. Составить банк пед. ситуаций,
характеризующих эмоциональность учителя.
Гипотезы:
1. Эмоциями, мешающими в педагогической
деятельности, у молодых педагогов являются страх, тревога,
учителя с большим пед.стажем мало подвержены таким эмоциям в
пед. деятельности.
2.С увеличением пед. стажа у учителей в большей
степени проявляется такое свойство, как эмоциональный
отклик(сопереживания).
3. Основным источником негативных эмоций
учителей в пед. деятельности являются: неожиданное объявление,
разкое изменение ранее установленных правил, планов.
В своей работа я использовала опросник Пятрулиса,
выявляющий такие личностные качества педагогов, как
интуитивность, фантазия; стремления к творчеству, к новизне;
гибкость; оригинальность; критичность; инверсивность;
ребячливость.Так же опросник вкдючает в себя шкалы криативности
и гибкости поведения(по Шострому).
В исследовании использована анкета, составленная мною
специально по данной проблеме. Вопросы анкеты позволяют
респонденту в своих ответах наиболее точно и полно раскрыть
интересующую меня тему. Вопросы данной анкеты также были заданы
ученикам пед. класса. Это было сделано для того, чтобы увидеть
проблему эмоциональности епдагогов со стороны учащихся, а так
же для выявления пед. задатков у данных учащихся.
В исследовании участвовало 15 учителей средней школы. Они
были разделены на 3 группы( по пед. стажу):
1 гр.-учителя с пед. стажем от 1 до 10 лет.
2 гр.-учителя с пед. стажем от 10 до 20 лет.
3 гр.- учителя с пед. стажем от 20 до 31 года.
Полученные мною в ходе исследования результаты
подтверждают выкозанные в начале работу гипотезы:
1. Эмоциями, мешающими молодым преподавателям в пед.
деятельности являются( у 60% ) такие как тревога и страх, т.к.
у них еще нет достаточно уверенности в своих силах, это
вызывает тревогу и страх перед возможной неудачей.
2. Учителя с большим пед. стажем(73,4%) проявляют
понимание(сострадание) к учащимся, попавшим в затруднительное
положение.
3. Источником негативных эмоций учителей(74%)
являются"выбивающие" из привычного ритма объявления, либо
изменения ренее утвержденных планов.
В ходе проведенного исследования мне удалось последить
особенности эмоциональных проявлений педагогов в пед.
деятельности, их изменения в зависимости от стажа
преподавателей. Так же мною был составлен банк пед. ситуаций,
характеризующих эмоциональность педагогов; источников эмоций в
пед. деятельности.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998