ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ К УЧЕНИКАМ.

Худякова Ольга-уч.11-а класс средняя школа N8.
Научный руководитель доцент ЯрГУ Кашапов С.М.

     Изучаемая мною проблема- особенности эмоционального отношения учителей к ученикам- очень актуальна, т.к. успех работы педагогов тесно взаимосвязан с их эмоциональностью и ее проявлениями в пед. процессе. Особенности эмоц.проявлений в пед. деятельности описывались и ранее, но в своей работе я, опираясь на эти материалы, постаралась проследить изменения эмоциональных проявлений педагогов, в зависимости от их стажа. Ранее очень много писалось о таких эмоциональных проявлениях педагогов, как эмоциональный отклик(Е.В.Заика, О.Г.Карташов), эмоциональная саморегуляция. В своей работе я постаралась проследить связь между возникновением этих проявлений и стажем преподавателя.
     Я считаю, что работы по этой теме, в частности моя, могут преподавателям в их деятельности. Показать те проблемы, с которыми им возможно придется столкнуться в педагогической практике. Это позволит им избежать тех ошибок, которые допустили их коллеги.
     Цель работы:проследить особенности эмоционального отношения учителей к ученикам.
     Задачи работы:
    1. Исследовать влияние стажа на особенности эмоциональных проявлений учителя в пед. деятельности.
     2. Составить банк пед. ситуаций, характеризующих эмоциональность учителя.
     Гипотезы:
    1. Эмоциями, мешающими в педагогической деятельности, у молодых педагогов являются страх, тревога, учителя с большим пед.стажем мало подвержены таким эмоциям в пед. деятельности.
     2.С увеличением пед. стажа у учителей в большей степени проявляется такое свойство, как эмоциональный отклик(сопереживания).
     3. Основным источником негативных эмоций учителей в пед. деятельности являются: неожиданное объявление, разкое изменение ранее установленных правил, планов.
     В своей работа я использовала опросник Пятрулиса, выявляющий такие личностные качества педагогов, как интуитивность, фантазия; стремления к творчеству, к новизне; гибкость; оригинальность; критичность; инверсивность; ребячливость.Так же опросник вкдючает в себя шкалы криативности и гибкости поведения(по Шострому).
     В исследовании использована анкета, составленная мною специально по данной проблеме. Вопросы анкеты позволяют респонденту в своих ответах наиболее точно и полно раскрыть интересующую меня тему. Вопросы данной анкеты также были заданы ученикам пед. класса. Это было сделано для того, чтобы увидеть проблему эмоциональности епдагогов со стороны учащихся, а так же для выявления пед. задатков у данных учащихся.
     В исследовании участвовало 15 учителей средней школы. Они были разделены на 3 группы( по пед. стажу):
    1 гр.-учителя с пед. стажем от 1 до 10 лет.
    2 гр.-учителя с пед. стажем от 10 до 20 лет.
    3 гр.- учителя с пед. стажем от 20 до 31 года.

     Полученные мною в ходе исследования результаты подтверждают выкозанные в начале работу гипотезы:
    1. Эмоциями, мешающими молодым преподавателям в пед. деятельности являются( у 60% ) такие как тревога и страх, т.к. у них еще нет достаточно уверенности в своих силах, это вызывает тревогу и страх перед возможной неудачей.
    2. Учителя с большим пед. стажем(73,4%) проявляют понимание(сострадание) к учащимся, попавшим в затруднительное положение.
    3. Источником негативных эмоций учителей(74%) являются"выбивающие" из привычного ритма объявления, либо изменения ренее утвержденных планов.
     В ходе проведенного исследования мне удалось последить особенности эмоциональных проявлений педагогов в пед. деятельности, их изменения в зависимости от стажа преподавателей. Так же мною был составлен банк пед. ситуаций, характеризующих эмоциональность педагогов; источников эмоций в пед. деятельности.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998