ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА УЧАЩИМИСЯ.

Бобылева Любовь - уч.11-а кл. средней школы N8.
Научный руководитель-доцент ЯрГУ Кашапов С.М.

     Актуальность этой темы заключается в том, что в данное время в школе всу больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями.Все больше ибольше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей.Но, а то, как влияет стиль пед.руководства на эти проблемы учителя не видят или не хотят видеть.Заняв одну позицию они стараются придерживаться ее в дальнейшем, не смотря на последствия.Но если бы мы могли иметь представление о том, какому стилю пед.руководства пресуще то или иное поведение в конфликтной ситуации, то можно было бы избежать конфликтов,хотя бы некоторых из них.От стиля пед.руководства так же зависит и обшение между учителем и учашимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения.Поэтому так важно знать, какой же стиль пед.руководства распространен сейчас в большей степени.
     Новизна моей работы в том, что я постаралась рассмотреть не только учителей, то, какой стиль руководства они считают сейчас более распространенным, но и узнала мнение учащихся по этому поводу.
     Цель работы: иследование стилей пед.руководства.
     Задачи работы:
    1. Узнать, какого же стиля пед.руководства придерживаются сейчас учителя.
     2. Выявить, кокой стиль индивидуальной пед.деятельности сейчас распространен более среди учителей.
     3. Установить доминирующие стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации.
     4. Исследовать динамику представлений об учителях.
     Гипотеза:Есть взаимосвязь стиля пед. руководства с стратегией поведения в конфликте и со стилем решения конфликтной ситуации.
     В работе использована методика К.Н.Томоса"Стратегии поведения в конфликте", которая дает наиболее точные, уже сформировавшиеся данные о поведении в конфликте учителей.
     Тест Стивена Ваймара " Оценка собственного поведения в конфликтных ситуациях". Дает представление о тех стилях решения конфликта, которые предпочитают сегодняшние учителя.
     Вопросник А.Я.Никоновой "Для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности", помогает нам выявить доминирующей стиль работы учителей.
     Опрос учителей по теме"Какой стиль пед. руководства предпочитают учителя с учениками?" из этого можно сделать вывод о том, какому же стилю пед. руководства отдают сейчас предпочтения учителя.
     Так же было проведено исследование результаты которого представлены рисунком.

     Из всех стилей педагогического руководства сейчас более широко распространен авторитарный(40%), что способствует улучшению дисциплины, соответствует сегоднешней обстановке в стране. Поэтому он и занимает лидирующее место. Учителя стараются придерживаться авторитарных тенденций,т.к. задумываются о будушем того поколения, которое обучают. Демократический стиль(40%) совсем немного уступает авторитарному, за ним следует либеральный(24%). Так как компромисс и избежание сейчас более присуще учителям в разрешении конфликта можно сделать вывод о том, что учителя стали менее критично относится к учащимся, они старабтся понять учащихся, мало стала проявлятся завышенная самооценка учитетей. Распределение стратегий отражены в таблице N1.
Таблиц N1. Соотношение стратегий поведения в конфликте.
Стратегии Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление
%
количество
4 12 36 36 12

     Из всех стилей решения конфликта учителя предпочитают компромиссный ,это следствие того, что учителя не являются и не хотят являтся собственниками положения, они лучше уступят в чем- нибудь, не же ли пойдут на дальнейший конфликт продолжительного действия.
    Распределение стилей решения конфликта отражены в таблицеN2.
ТаблицаN2. Соотношение стилей решенияконфликта.
Стиль А В С Д Е
%
количество
12 24 48 8 16

     Рассуждающе-импровизационный стиль пед.деятельности является сейчас более популерен среди учителей.Учителя хотят воспитать и обучить поколение такое, какое будет нужно в будущем.Они смотрят в будущее и делают все, что от них зависит,для создания идеальной модели будущего поколения,нужного стране. Распределение индивидуальных стилей пед.деятельности отражены в таблицеN3.
Таблица N 3.Соотношение индивидуальных стилей пед. деятельности.
индивидуальный стиль ЗИС ЗМС РИС РМС
% количество 8 16 44 32

    Из большинства тех учителей, которые придерживаются авторитарного стиля выбирают компромисс, как стратегию поведения в конфликте и компромиссный стиль решения конфликтных ситуаций.
    Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как стротегия поведения в конфликте и мягкий, примеренческий стиль решения конфликтных ситуаций.
     Либеральному стилю руководства присуще избежание, как стротегия поведения в конфликте и уходящий стиль решения конфликтных ситуаций.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998