КОНФЛИКТ, ЕГО ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.


МОРОЗОВА Екатерина, ученица 11 кл. ср. школы N 68 г. Ярославля.
Научный руководитель - Дубровина Ю.Н., студентка ЯрГУ.

     Проблема конфликтов с лицами противоположного пола - одна из самых актуальных для юношеского возраста, т.к. юношеский возраст является наиболее критическим в развитии личности. Именно в этом возрасте начинается наибольшая заинтересованность в дружбе между парнем и девушкой. Юноши и девушки начинают планировать себя уже к людям с большей степенью развития и появляются разногласия во мнениях и действиях, которые риводят к конфликтной ситуации. Поэтому важно, чтобы старшеклассники имели предтавление о способах разрешения конфликтных ситуаций и имели представление об особенностях человека противоположного пола, может благодаря этому кто-то избежит конфликтной ситуации. Для многих данная тема является не раскрытой, что затрудняет наиболее быстрое разрешение конфликта.
     Новизна моей работы состоит в том, что я попыталась на основании некоторых определений понятия "конфликта" дала своЈ определение, провела параллель между спецификой юношеского возраста и межличностным конфликтом, суммировала способы разрешения конфликтов, собрав их из некоторых литературных источников.
     Целью моей работы является изучение понятия конфликта, разобраться в причинах его возникновения, поисков наиболее часто встречающихся способов разрешения этих ситуаций.
     В мои задачи входит:
     1.изучить понятие конфликта;
     2.провести исследование по поводу определения конфликтоустойчивости;
     3.выявить зависимсть поведения в конфликтной ситуации от особенностей юношеского возраста.
     Литература:
     1.Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии "Психологический словарь"-Москва:Педагогика,1989
     2.Кон И.С."Психология старшеклассника"-Москва:Просвещение,1980
     3.Корнелиус Х.,Фэйр Ш."Выиграть может каждый.Как разрешать конфликты"-Москва:Стрингер,1992
     4.под редакцией Кудрявцева В.Н. "Основы конфликтологии"-Москва:Юрист,1997
     5.Жариков Е.С., Шигаев А.С."Психология управления в хоккее"-Москва:Физкультура и спорт,1983
     Были использованы :методика Томаса и опросник на определение конфликтоустойчивости, а так же опросник, выясняющий причины возникновения конфликтов.
     Для исследования была взята выборка из 29 человек для опроса по методике Томаса, в которой болшая часть женский пол. Для опросников выборка состоит из 30 человек на каждый опросник.Возраст групп 16 и 17 лет.
     По методикам на определение конфликтоустойчивости результаты практически одинаковы. Большая часть выборки имеет преобладающие стили компромисс,избежание, приспособление, сотрудничество, лишь несколько человек имеют приобладающий стиль- соперничество. На опросник, выясняющий причины в ответах говорилось о том, что причиной является непонимание особенностей поведения парня или девушки в той или иной ситуации, в основном девушки наталкивают юношей на конфликт, начинается выяснение отношений, выговоры, обиды, недоверие, расхождение в интерсах, измены.Практически все стараются избегать конфликты, только в крайних ситуациях прибегают к нему из-за неуважения к ссорам. Для избежания конфликта выдвигается перемена темы в разговоре, всЈ зависит от ситуации и от типа темперамента. Можно сказать, что между особенностями юношеского возраста и конфликта существует связь.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998