ОДИНОЧЕСТВО В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Барашева Ольга Вдимовна.

    
"Одиночество пренадлежит к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо она скрывает сложное, противоречивое филосовское содержание, как бы ускользающее от рационального смысла."
Н.Е. Покровский


     Что мы понимаем под одиночеством ? Оторванность человека от общества, семьи, исторической реальноти, гармоничного природного мироздания. Однако физическая изолированность не всегда соседствует с одиночеством. Человек может ощущать себя гораздо более одиноким в толпе, в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения, нежели наедине с собой.
     Одиночество- это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания. Одиночество- очень распростроненное явление в современном мире. К сожалению, долгое время ему не уделялось должного внимания. Сейчас многое изменилось: появилось множество серьезных исследований, изучающих природу одиночества, его распростронение и сопутствующие ему обстоятельства. Но, несмотря на это, проблама одиночества теоретической психологией еще недостаточно хорошо разработана. Не сущствует сколько-нибудь законченной теории одиночества, а исследования различных людей с последующим появлением новых данных лишь усложняли положение. Поэтому, я думаю, что исследование этой проблемы, особенно для юношеского возраста, очень необходимо, т.к. ,зная проблему, можно искать из нее выходы. Чтобы удостовериться в важности нашего исследования мы провели опросник, выесняющий актуальность темы. Наше предположения подтвердилсь. Большинство людей действительно волнует проблема одиночества. Несмотря на то, что многие не считают себя одинокими, то все же чувство одиночества испытывают достаточно часто. В результате опроса была обнаружена разница между группами 18-и и 16-и летних. Поэтому мы решили исследовать эту особенность и вывести ее причины.

     Цель: изучить проблему одиночества в юношеском возрасте.

     Задача:
    1.исследование феномена одиночества в психологии.
     2.изучение специфики юношеского возраста.
     3.выявить зависимость испытываемого одиночества от возраста, личности, самооценки.

     Литература:
     1.под редакцией Покровского Н.Е. "Лабиринты одиночества"- Москва: Прогресс, 1989
     2.Кон И.С."Психология ранней юности"-Москва:Просвещение,1989
     3.Зимбарда Ф. "Застенчивоть, что это такое и как с ней справиться"- С.-Петербург;1995
     4.Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии "Психологический словарь"-Москва:Педагогика,1989
     5.под редакцией Деркача А.А."Рабочая книга практического психолога"- Москва:Красная площадь,1996
     6.под редакцией Петровского А.В. "Практические знания по психологии"- Москва,1972

     Были использованы методики Айзенка Г. "Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма человека" личностный опросник (форма Б) и методика на нахождение количественного уровня самооценки А.В. Петровского.
     Для исследования были взяты 2 выборки по 30 человек, отличающихся по возрасту (18 и 16 лет),обоих полов.
     Были обнаружены различия между двумя группами в их понимании самого феномена одиночества, в возможных причинах и в оценке этого явления.Так же была обнаружена связь между людьми с определенными чертами личности и их склонности к одиночеству (например, экстравенты менее восприимчивы), а так же влияние самооценки на степень испытываемого одиночества. Был рассмотрен сам феномен одиночества, разлчные подходы к одиночеству и его измерения. Была рассмотрена модель одинокой личности.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998