Исследование некоторых психологических факторов влияющих на предпочтение жанра музыки.

Смирнова Нина средняя школа N11 11 класс
научный руководитель доктор психологических наук профессор Л. П. Урванцев.

     Всем известно, что молодежь очень увлекается музыкой. Одни слушают классику, другие поп - музыку, а третьи тяжелый рок. Обратимся к последним. Уже сам внешний вид неформалов вызывающе агрессивен. Они поддерживают группы призывающие к насилию, жестокости. Проповедующие расизм, шовинизм, провоцируют враждебные столкновения молодежных групп и участвуют в них. Часть металлистов питает симпатию к правым экстремистам в том числе к неофашистам. Они хотят быть свободными личностями независимыми от общественных условностей. Поэтому в жизни неформалы действуют импульсивно. Декламируемая ими естественность (длинные волосы, бороды и т.д) демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое они критикуют. Да и музыка их тоже агрессивна. Грохочущий звук, сильные световые и цветовые эффекты, подчеркнутая чувственность артистов на эстраде - все это вызывает состояние сильного возбуждения. Недаром это получило у молодежи название "балдение": отключается разумный контроль, вырываются наружу необузданные срасти, начинается "буйство подкорки". Педагоги относятся к неформалам как к "трудным" детям. И наверно они правы. Вызывающий вид, агрессивное поведение, грохочущая музыка - создают плохое впечатление. В противовес неформалам выступают поп - группы. Опрятно одеты, причесаны, спокойны и вежливы. Как же объяснить столь резкие различия между этими группами подростков? И какие факторы влияют на выбор того или иного жанра музыки? Надо сказать, что достаточно глубокие научные исследования неформального молодежного движения в нашей стране только начинаются, а жизнь меняется круто, быстро и неожиданно, порождает трудно прогнозируемые изменения в чутких юных душах. Поэтому очень важно, выяснить причины вступления молодых людей в эти группы. Быть может им нужна помощь?
     Исходя из этого мы решили провести исследование.
     Цель исследования заключалась в изучении различий по психологическим свойствам между группами подростков, предпочитающих разные стили музыки.
     Задачи: исследование агрессии, оценка вероятности появления агрессивных тенденций в поведении. Изучение фрустрационных реакций, выявление акцентуаций характера.
     В нашем исследовании участвовало 60 человек, по 30 в каждой группе. В исследовании мы использовали следующие методики: тест "Рука", тест "Розенцвейга", nopnqmhjh: Леонгарда и Басса - Дарке.
     Тест "Рука" позволяет выявить вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении, а так же некоторые другие особенности личности.
     Тест Басса-Дарки предназначен для исследования агрессии.
     Опросник Леонгарда предназначен для выявления акцентуаций характера т.е. определенного направления характера.
     Тест Розенцвейга предназначен для изучения фрустрационных реакций. Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека и более, занятых еще не законченным разговором. Общим для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.
     В ходе исследования были получены следующие результаты.
    Подростки предпочитающие рок - музыку более агрессивны, чем подростки предпочитающие поп - музыку. Здесь и далее к группе N1 относятся подростки предпочитающие поп - музыку, а к группе N2 - рок музыку.
    В группе N1 93,3% испытуемых относятся к типу реакций "с фиксацией на препятствии" и 6,6% к типу реакций " с фиксацией на самозащите". По направлению реакций 46,6% испытуемых в этой группе экстропунитивные, 53,3% - инпунитивные.
    В группе N2 80% испытуемых относятся к типу реакции "с фиксацией на самозащите" и 20% - "с фиксацией на препятствии". По направлению реакций 86.6% испытуемых - экстропунитивные и 13,3% - инпунитивные.
    В группеN1 доминируют: вербальная агрессия, чувство вины.
    В группе N2 - физическая и вербальная агрессия, подозрительность.
    В первой группе доминирующими типами акцентуации характера являются: гиперимичный, эмотивный, демонстративный и педантичный типы, Во второй - застревающий тип акцентуации характера.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998