Агрессивность как причина возникновения деструктивных конфликтов

г. Ярославль, ср. школа ѕ 42, 11 класс Ошмарина Евгения
Руководитель: к.психол.н., доцент ЯрГУ Кашапов С.М.

     Проблема детской и юношеской агрессивности в современном обществе является очень актуальной. Лишившись традиционных внешних сдерживающих факторов и общественных институтов тоталитарного общества подростки и юноши получили кажущуюся моральную свободу.
     Задачи воспитания входящего в жизнь поколения почти целиком легли сейчас на плечи родителей. Однако они в условиях полудикого рыночного общества в основном поглощены проблемами физического выживания семьи и им просто некогда уделять достаточно внимания своим детям.
     Почти бесконтрольное распространение по всем каналам средств массовой информации низкопробной, сомнительной и морально ущербной продукции, насыщенной сценами насилия и агрессии, формирует в неокрепших душах подростков идеал супермена, постоянно имеющего соперников и смертельных врагов, с которыми необходимо вести беспощадную борьбу. Способы этой борьбы - исключительно физические. Агрессивность в таких "произведениях культуры" рассматривается уже как положительное качество, необходимое "хорошему парню" или девушке в их нелегкой жизни.
     В разных науках существует несколько определений агрессии. Мы понимаем под агрессией совокупность поведенческих реакций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, сопровождающуюся грубостью, порицанием, с целью его подчинения своей воле.
     Целью работы было исследование агрессивности как причины возникновения деструктивных конфликтов (на материале подросткового и юношеского возраста).
     Задачи исследования состояли в: 1) изучении изменений агрессивности в различных ее проявлениях в подростковом и юношеском возрасте; 2) установлении возрастной специфики проявления агрессивности у подростков и юношей; 3) определении общих характеристик проявления агрессивности, присущих молодым людям этих возрастных групп.
     Для достижения этих целей и задач мы использовали три методики: модифицированный тест А. Ассингера "Оценка агрессивности", тест С. Вайнера и методику К.Н.Томаса, тест Басса-Дарки, а также разработанные нами: ситуативный анализ проявления агрессивности; анкету, ориентированную на выявление агрессивных тенденций; анализ восприятия сюжета художественной картины с конфликтным содержанием.
     Тест Ассингера дает возможность оценить степень агрессивности субъекта. Тест Вайнера и методика Томаса позволяют определить стиль решения конфликтных ситуаций и способ выхода из них, присущие тому или иному респонденту. С помощью теста Басса-Дарки мы выявили зависимости проявления агрессивности между: 1) девочками подросткового и юношеского возрастов, 2) мальчиками подросткового и юношеского возрастов, 3) девочками и мальчиками подросткового возраста, 4) девушками и юношами юношеского возраста. Полученные результаты обрабатывались с помощью t- критерия Стьюдента.
     Ситуативный анализ проявления агрессивности. Эта методика применялась нами для того, чтобы выяснить, в каких ситуациях у людей возникает чувство агрессивности. Испытуемые должны были ответить на вопрос: "Какие ситуации вызывают у вас чувство агрессивности?" Ответы записывались на диктофон, затем составлялся протокол исследования. Полученные результаты обрабатывались с помощью контент-анализа.
     Разработка анкеты, ориентированной на выявление агрессивных тенденций. С помощью ситуативного анализа проявления агрессивности мы выявили по 7 наиболее часто встречающихся ситуаций в подростковом и юношеском возрасте. Затем из этих ситуаций были выбраны 3 общих. Они были предложены испытуемым для того, чтобы выявить у них тенденции агрессивности. Мы просили опрошенных рассказать, какие чувства, эмоции испытывают респонденты в данных ситуациях, какими способами опрошенные разрешают подобные ситуации. Этот метод позволяет определить характер агрессивности испытуемых.
     Анализ особенностей восприятия сюжета художественной картины с конфликтным содержанием. Проведенное нами интервью позволяет выявить особенности восприятия художественной картины с конфликтным содержанием. Для этого нами была использована картина П.А. Чернова "Обидел" (1955 год). Испытуемым, которые не знали ее названия, предлагалось сначала описать ее сюжет, а затем придумать для нее то название, которое казалось им наиболее подходящим. Затем мы сообщали им подлинное название картины и просили прокомментировать его. Для сравнительного анализа результатов исследования было использовано мнение экспертов - аспирантов психологического факультета ЯрГУ. Данными методиками нами было опрошено по 30 человек в каждой группе.
     С использованием каждой методики было опрошено по 30 человек подросткового и юношеского возраста.
     Из проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы.
     1. Исследованы психологические механизмы возникновения агрессивности, позволяющие сделать рабочее определение агрессивности. Мы понимаем под агрессивностью свойство личности, определяющее совокупность поведенческих реакций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру с целью подчинения его своей воле.
     2. С помощью тестов А. Ассингера, С. Вайнера, К.Н. Томаса определена возрастная специфика проявлений агрессивности. Выяснено, что испытуемые подросткового возраста более склонны к агрессивным поступкам, причиной чего обычно служит борьба за первенство, стремление к превосходству. Испытуемые юношеского возраста люди становятся мягче и гибче, легче идут на компромисс и уступки.
     3. Выявлены общие характеристики проявления агрессивности, присущие молодым людям этих возрастных групп. В подростковом возрасте агрессивность преимущественно проявляется в конфликтах с друзьями или родителями, нередко чувство агрессивности вызывается внешним видом постороннего человека. В юношеском возрасте на первом месте по значимости тоже стоят конфликты с друзьями или родителями, а на втором - шум и ругань в общественном транспорте и оскорбления со стороны окружающих.
     4. Выяснено, что девушки подросткового возраста проявляют наибольшую агрессивность по большинству типов шкал среди всех групп испытуемых. В юношеском возрасте девушки сохраняют повышенную агрессивность по сравнению с юношами по шкалам косвенной агрессии и чувству вины, юноши агрессивнее девушек только по шкале физической агрессии. Достоверных различий между мальчиками-подростками и юношами не отмечено.
     5. Установлены различия в восприятии сюжета художественной картины с конфликтным содержанием между респондентами и юношеского возраста. Выяснилось, что испытуемые обеих групп правильно определили основные конфликты картины, но причины их возникновения подростки точно определили еще до того, как узнали ее название.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998