ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ПЛЕТНЕВ ФЕДОР, уч-ся 11 кл.
Средняя школа N74, г. Ярославля.

Значение правильного выбора профессии имеет огромное значение в психологии. Этой проблемой занимается психология профориентации. Она выявляет и формирует интересы, склонности, способности школьников, занимается помощью в поиске призвания, выбором такой профессии, которая соответствовала бы индивидуальным способностям личности, ее потенциальным возможностям, определением путей и условий эффективности управления профессиональным самоопределением школьников.
В этой области ведется не только практическая работа, но и научно-исследовательская. Изучаются методы и формы профессиональной ориентации молодежи; проводятся социологические исследования отдельных видов работ.
Проблема выбора профессии волнует многих современных психологов , по этой проблеме написано множество книг:
  • Н. Н. Захаров. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. Пособие для студентов - слушателей фак. обществ. профессий. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.
  • Е. А. Климов. Как выбирать профессию: Кн. Для учащихся ст. классов средней школы. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с., ил.
  • В. Д. Пекели. Твои возможности, человек! Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Знание, 1986. - 272 с.
  • Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Под. ред. А. А. Крылова. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. - 272 с.
  • Е. Н. Прощицкая. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. средней шк. - М. : Просвещение, 1991. - 144 с., ил.
  • Рабочая книга школьного психолога /И.В. Дубровина и др. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с., ил.
Создаются центры профориентации, которые помогают людям подобрать наиболее подходящую профессию. Профориента-ционными центрами собирается практический материал о том, на пример, какие профессии используются наибольшим спросом у молодежи или каковы мотивы при выборе той или иной профессии.
Огромный вклад в психологию изучения выбора профессии внес известный ученый Е. А. Климов. Он заметил определенную общность в многообразии мира профессий и разделил их на 5 групп: "Человек-природа", "Человек - техника", "Человек - Человек", "Человек - знаковая система" и "Человек - художественный образ".
Целью моего исследования было собрать материал о сферах, областях деятельности и факторах, пользующихся наибольшим предпочтением при выборе профессии, а также выявить взаимосвязи в группах, выбравших и не выбравших профессию. При выборе информации использовались тесты. Было опрошено 50 испытуемых по половому признаку : 25 юношей и 25 девушек. Все ученики 1- х классов средних школ.
В результате исследования было установлено, что среди юношей наибольшим предпочтением пользуются такие сферы деятельности, как коммерческая, автотранспорт и органы безопасности. Среди девушек: экономика, право, торговля, финансы. В факторах выбора профессии из 14 на первых местах как у девушек, так и у юношей стоят: материальная обеспеченность , процесс деятельности и перспективность. У юношей число наметивших пути освоения профессий выше, чем у девушек, на целых 18 %. Не было найдено заметных расхождений в факторах выбора профессии как у сделавших профессиональный выбор так и не сделавших его. Как у девушек, так и у юношей не воспользовались спросом такие сферы деятельности, как сельское хозяйство, электроника и радиотехника.
Наиболее популярными учебными предметами являются история, литература, а также математика, информатика и биология. Это соответствует выбранным областям деятельности: у юношей - общественно-научная, а у девушек - гуманитарная.
Выбрать профессию действительно трудно. Для этого в идеале надо иметь, как минимум представление о себе самом, о своих интересах и способностях, а также знать мир профессий требования и возможности той или иной профессии.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998