Взаимосвязь мнемических способностей с учебной деятельностью

ученица 11"А" класса школы N8 Нечаева Анна Николаевна
Научный pуководитель:доцент ЯРГУ Кашапов Сеpгей Михайлович

     Мнемические способности играют важную роль в процессе обучения, влияют на его эффективность,на успеваемость учащихся.Память является важным компонентом сферы личности.Проблема памяти достаточно хорошо разработана как в зарубежной,так и в отечественной психологии.Значительный вклад в изучении памяти внесли многии психологи.Так,П.И.Зинченко,А.А.Смирнов детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий,в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.
     Цель нашей работы-исследование взаимосвязи мнемических способностей с учебной деятельностью учащихся.
     Задачи работы:
     1) Исследование зависимости объема запоминаемого материала от характера поставленной мнемической цели.
     2) Выявление зависимости объема запоминаемого материала от темперамента.

     Гипотеза исследования:
     Мнемические способности зависят от типа темперамента.
     При работе использована методика "Зависимости объема зрительной памяти от поставленной цели",методика диагностики слуховой памяти и тест Айзенка.
     На первом этапе проведения исследования получены следующие результаты:
     В эксперименте участвовали 21 человек- ученики 8 класса школы N 8. Из них 9 человек холериков, 2 меланхолика, 2 флегматика и 8 сангвиников.
     Получены следующие данные: у большинства холериков наблюдается, что произвольная память эффективнее, чем непроизвольная, и на слух они запоминают в среднем 54% от всего материала. У меланхоликов объем произвольного и непроизвольного запоминаемого материала одинаковый и слуховая память у них хорошая, т.к. запомнили все восемь строчек цифр без ошибок, но с пропусками некоторых чисел.А у флегматиков и сангвиников происходит повышение эффективности произвольного зрительного запоминания, но флегматики на слух запоминают в среднем 68,72% от всего материала, а сангвиники - 64%. Лишь только у одного человека-сангвиника одинаковая высокая эффективность произвольной и непроизвольной памяти.
     На основании результатов сделаны следующие выводы:
     Мы не получили однозначной зависимости эффективности запоминания от цели запоминания, т.к. я считаю на этот процесс влияют также индивидуальные и личностные особенности, в том числе и темперамент. Результаты не получились очень яркими, т.к. на данном этапе маленькая выборка.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998