Взаимосвязь мнемических
способностей
с учебной деятельностью
ученица 11"А" класса
школы N8 Нечаева Анна Николаевна
Научный pуководитель:доцент ЯРГУ
Кашапов Сеpгей Михайлович
Мнемические способности играют важную роль в процессе обучения,
влияют на его эффективность,на успеваемость учащихся.Память
является важным компонентом сферы личности.Проблема памяти
достаточно хорошо разработана как в зарубежной,так и в отечественной психологии.Значительный вклад в изучении памяти внесли многии психологи.Так,П.И.Зинченко,А.А.Смирнов детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий,в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.
Цель нашей работы-исследование взаимосвязи мнемических способностей с учебной деятельностью учащихся.
Задачи работы:
1) Исследование зависимости объема запоминаемого материала от
характера поставленной мнемической цели.
2) Выявление зависимости объема запоминаемого материала от темперамента.
Гипотеза исследования:
Мнемические способности зависят от типа темперамента.
При работе использована методика "Зависимости объема зрительной
памяти от поставленной цели",методика диагностики слуховой памяти и тест Айзенка.
На первом этапе проведения исследования получены следующие результаты:
В эксперименте участвовали 21 человек- ученики 8 класса школы N 8.
Из них 9 человек холериков, 2 меланхолика, 2 флегматика и 8 сангвиников.
Получены следующие данные: у большинства холериков наблюдается,
что произвольная память эффективнее, чем непроизвольная, и на слух
они запоминают в среднем 54% от всего материала. У меланхоликов
объем произвольного и непроизвольного запоминаемого материала одинаковый и слуховая память у них хорошая, т.к. запомнили все восемь
строчек цифр без ошибок, но с пропусками некоторых чисел.А у
флегматиков и сангвиников происходит повышение эффективности произвольного зрительного запоминания, но флегматики на слух запоминают в среднем 68,72% от всего материала, а сангвиники - 64%.
Лишь только у одного человека-сангвиника одинаковая высокая эффективность произвольной и непроизвольной памяти.
На основании результатов сделаны следующие выводы:
Мы не получили однозначной зависимости эффективности запоминания
от цели запоминания, т.к. я считаю на этот процесс влияют также
индивидуальные и личностные особенности, в том числе и темперамент. Результаты не получились очень яркими, т.к. на данном этапе
маленькая выборка.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998