Влияние детско-родительских отношений
на становление насильственного типа
поведения ребенка
ЩЕБАЛЕВА ЕЛЕНА
ученица 10 кл. Провинциального колледжа г. Ярославля
Научный руководитель - Кашапов С.М. , доцент ЯрГУ
Целью данной работы является исследование влияния детско-
родительских взаимодействий в семье на формирование психологических
особенностей ребенка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1)
Выявить тактику поведения в конфликтных ситуациях детей и родителей .
2) Установить влияние насилия в семье на личностную склонность к
насилию.
3) Определить влияние насилия в семье на отношение ребенка к
самому себе и на восприятие им образа социальной действительности.
В связи с этим были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Как дети,
так и взрослые в равной степени склонны проявлять насилие в семейных
взаимоотношениях.
2) Жестокое отношение к ребенку формирует
насильственный тип поведения, проявляющийся в юношеские (11-16 лет) и
зрелые (20-50 лет) годы.
Для достижения поставленной цели была разработана программа
теоретического анализа и эмпирического исследования. Для определения
сущности и причин возникновения насилия было рассмотрено несколько
теорий. Одна из них теория инстинкта (Лоренц, Ардри), другая
рассматривает насилие как проявление побуждения, мотивации причинения
вреда другим (Зильманн, Берковиц, Миллер), а также была рассмотрена
теория социального научения Бандуры, которую мы считаем наиболее
адекватной нашему пониманию и эмпирически доказуемой. Анализируя
различные точки зрения, мы столкнулись с проблемой неразделения
многими учеными понятий "насилие" и "агрессия". Существенное
различие между ними состоит в том, что насилие - это деятельность,
намеренно причиняющая вред другому человеку. Причинами возникновения
насилия являются семейные взаимоотношения, взаимоотношения со
сверстниками и влияние масс-медия. Особенное внимание было уделено
проявления насилия в семейных взаимоотношениях, так как
мы считаем их главной причиной усвоения и закрепления подобного типа
поведения. Для того, чтобы продемонстрировать последствия
перенесенного насилия были проанализированы люди насильственного типа
личности и их жертвы.
Программа эмпирического исследования включает в себя:
1) Анкетирование
(анкета Штрауса и Штайнметца "Шкала тактики поведения в конфликтах")
2) Опрос (опросник Басса- Дарки). Отобраны были вопросы, отвечающие
задаче исследования.
3) Методика "Незаконченные предложения". Отобраны
были вопросы, отвечающие задаче исследования.
Всего было опрошено 90 человек. Полученные результаты позволяют
сделать следующие выводы:
1) В семейных взаимоотношениях взрослые более склонны к насилию, чем
дети. Семьи, решающие свои проблемы конструктивно, чаще (60%) уходят
от решения конфликта, чем семьи, предпочитающие деструктивное его
решение.
2) Существует прямая зависимость между проявлением насилия в семье и
проявлением насилия детьми вне семейного круга. 90% детей,
воспитывающихся в семья с насилием, склонны к физическому насилию, 70%
- к вербальному, а 20% переносят деструктивные тенденции на неживые
предметы.
3) Главными причинами возникновения семейных конфликтов являются
пьянство родителей, материальные затруднения и плохие отметки детей.
4) У детей из семей с насилием и без насилия существенно различаются
отношение к себе. Одинаково хорошо к отцу и к матери относятся дети
(80%) из любого типа семей.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998