Влияние детско-родительских отношений
на становление насильственного типа
поведения ребенка

ЩЕБАЛЕВА ЕЛЕНА
ученица 10 кл. Провинциального колледжа г. Ярославля
Научный руководитель - Кашапов С.М. , доцент ЯрГУ

     Целью данной работы является исследование влияния детско- родительских взаимодействий в семье на формирование психологических особенностей ребенка.
     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
    1) Выявить тактику поведения в конфликтных ситуациях детей и родителей .
    2) Установить влияние насилия в семье на личностную склонность к насилию.
    3) Определить влияние насилия в семье на отношение ребенка к самому себе и на восприятие им образа социальной действительности.
     В связи с этим были выдвинуты следующие гипотезы:
    1) Как дети, так и взрослые в равной степени склонны проявлять насилие в семейных взаимоотношениях.
    2) Жестокое отношение к ребенку формирует насильственный тип поведения, проявляющийся в юношеские (11-16 лет) и зрелые (20-50 лет) годы.
     Для достижения поставленной цели была разработана программа теоретического анализа и эмпирического исследования. Для определения сущности и причин возникновения насилия было рассмотрено несколько теорий. Одна из них теория инстинкта (Лоренц, Ардри), другая рассматривает насилие как проявление побуждения, мотивации причинения вреда другим (Зильманн, Берковиц, Миллер), а также была рассмотрена теория социального научения Бандуры, которую мы считаем наиболее адекватной нашему пониманию и эмпирически доказуемой. Анализируя различные точки зрения, мы столкнулись с проблемой неразделения многими учеными понятий "насилие" и "агрессия". Существенное различие между ними состоит в том, что насилие - это деятельность, намеренно причиняющая вред другому человеку. Причинами возникновения насилия являются семейные взаимоотношения, взаимоотношения со сверстниками и влияние масс-медия. Особенное внимание было уделено проявления насилия в семейных взаимоотношениях, так как мы считаем их главной причиной усвоения и закрепления подобного типа поведения. Для того, чтобы продемонстрировать последствия перенесенного насилия были проанализированы люди насильственного типа личности и их жертвы.
     Программа эмпирического исследования включает в себя:
    1) Анкетирование (анкета Штрауса и Штайнметца "Шкала тактики поведения в конфликтах")
    2) Опрос (опросник Басса- Дарки). Отобраны были вопросы, отвечающие задаче исследования.
    3) Методика "Незаконченные предложения". Отобраны были вопросы, отвечающие задаче исследования.
     Всего было опрошено 90 человек. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
    1) В семейных взаимоотношениях взрослые более склонны к насилию, чем дети. Семьи, решающие свои проблемы конструктивно, чаще (60%) уходят от решения конфликта, чем семьи, предпочитающие деструктивное его решение.
    2) Существует прямая зависимость между проявлением насилия в семье и проявлением насилия детьми вне семейного круга. 90% детей, воспитывающихся в семья с насилием, склонны к физическому насилию, 70% - к вербальному, а 20% переносят деструктивные тенденции на неживые предметы.
    3) Главными причинами возникновения семейных конфликтов являются пьянство родителей, материальные затруднения и плохие отметки детей.
    4) У детей из семей с насилием и без насилия существенно различаются отношение к себе. Одинаково хорошо к отцу и к матери относятся дети (80%) из любого типа семей.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998