Юмор учителя глазами учеников.

Горячева Екатерина, 10 класс, школа N63 (гимназия)
Руководитель: Балакирева Г.В., психолог школы N63 (гимназии)

     Юмор играет важную роль в нашей жизни. С ним можно столкнуться в любой ситуации общения, например, на уроке. Юмор учителя может помочь настроиться на работу, может отвлекать, злить, быть приятным или обидным. Знание особенностей восприятия юмора может помочь более эффективно построить работу на уроке, избежать конфликтных ситуаций, установить доверительное общение между учителем и учениками. Юмор изучают с разных сторон и философы, и искусствоведы, и психологи. К исследованию чувства юмора обращались А.Н.Лук, З.Фрейд, Бергсон и др.
     Целью данной работы является исследование восприятия юмора учителя на уроке учениками шестых и десятых классов.
    Задачи:
    1) исследовать возрастные особенности восприятия юмора;
    2) исследовать особенности восприятия юмора у мальчиков и девочек одного возраста;
    3) исследовать изменение эмоционального состояния в зависимости от характера и направленности юмористической ситуации.
     Исследование проводилось в два этапа:
    1. Создание опросника, направленного на выявление особенностей восприятия юмора учителя на уроке, особенностей реагирования учеников на юмор, изучение направленности юмористических ситуаций. В опросе приняло участие 108 учеников шестых, десятых классов школы N63. Результаты показали половые и возрастные различия восприятия юмора учителя учениками.
    2. Исследование изменений эмоционального состояния по схеме:
     Измерение ЭС производилось по шкалам противоположных эмоций (доброта - злость, спокойствие - беспокойство и др.). Ситуации отличались по направленности объекта юмора. Были проанализированы данные исследования 17 человек. Результаты проверены математически по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена и варьируются в пределах - 0,625 < R <0,9.
     Результаты проведенных исследований показали, что юмор на уроке, как и в других ситуациях общения, чаще всего вызывает смех. При этом негативные реакции на юмор учителя более свойственны для мальчиков. Десятиклассники отличаются избирательностью эмоций и нежеланием демонстрировать свою реакцию на юмористическую ситуацию. Более положительные изменения эмоциональных реакций наблюдаются в ситуациях, которые не воспринимаются как личные. В целом, любая юмористическая ситуация, как ситуация общения, влечет за собой эмоциональные изменения.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998