ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Груздева Оксана,шк N51.
Научный руководитель:Е.Д.Залюбовская.

     Общение в жизни подростков становится ведущей деятельностью и представляет для них самостоятельную ценность. В общении они воплощают потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, расширить свое представление о себе, своих отношениях к другим, получить "ключ" к развитию своей личности. В общении у подростков есть ряд особенностей.
     Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию; и следствие этого- застенчивость.
     Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как "срезать", "отбрить" собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла, и которые ничем не провацируют подобное поведение.
     Застенчивость- самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают большие коммуникативные трудности. Неудивительно, что застенчивость считается нежелательным качеством, и люди стремятся от нее избавиться. Быть застенчивым- это значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-либо причине исходит эмоциональная угроза. Застенчивый человек избегает взаимодействия с определенными лицами и предметами. "Осторожный в словах и поступках, болезненно робкий", застенчивый индивидуум может быть "необщительным и склонным к уединению" или, с иной точки зрения, казаться подозрительным,"темным", пользующимся скверной репутацией.Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние "стеснения в присутствие других людей". Застенчивость охватывает широкий круг психологических явлений, от смущения вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Смущение- кратковременная потеря самоуважения. Оно охватывает людей тогда, когда кажется, что несостоятельность бросается в глаза другим людям ( или это в скором времени может случиться и им это не нравится.)
     Проблему застенчивости изучал Ф.Зимбардо в своей книге "Застенчивость. Также этот предмет был затронут И.С.Коном в книгах "Психология ранней юности", Добровичем ("Общение"), Фридманом и Кулагиной ("Психологический справочник учителя").
     По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. Всвязи с этим мы решили провести исследование и выяснить данную взаимосвязь. Для этого нами были использованы: опросник Е.И.Рогова "Выявление уровня тревожности у подростков" и проективная методика "Звери пришли на водопой".
     Описание методики:
     Испытуемые делятся на группы по пять-шесть человек. Им предлагается придумать рассказ, начало которого дается: "Звери пришли на водопой и...". Каждый придумывает по одному предложению, не советуясь друг с другом. Далее предлагается инсцинировать свой рассказ каждой группе. После этого испытуемые пишут , какие чувства они испытывали, и что было тяжело.
     Было исследовано 41 человек. Из них 12 юношей и 29 девушек. Возраст испытуемых 15-16 лет.
     Результаты исследования позволили установить, что те люди, которые чувствовали себя неуверенно, неловко, испытали смущение, действительно оказались более тревожными.
     Вывод: итак, данная методика зарекомендовала себя, как способная к выявлению застенчивых людей. Исследование подтвердило, что застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998