Сравнительное исследование представления школьников об особенностях разных этнических групп.

Ученицы 10а класса среднейшколы N15 Першовой Аннны.

     Начиная с работ Адорно, возникает целая традиция в исследовании рассовых и этнических предрассудков, пытающаяся объяснить рассовые или этнические конфликты авторитарностью или другими личностными характеристиками, в теоретическои плане межэтнического взаимодействия наиболее ярко, рефлекторно демонстрируется зависимость личности от социума, то культуры, проявляется взаимосвязь психологических и этнокультурных переменных. В практическом плане большее значение приобретают вопросы последствий и результатов межнациональных и международных контактов.
    Наиболее острой является проблема рассовых предрассудков и этнических стереотипов. Изучение человеческой природы осложнено тем фактом, что в основе любого социального порядка лежат определенные представления о человеке. Этнические представления, возникая на базе традиционных суждений, бытующих в общественном сознании зтноса, являются продуктами эпохи и социокультурной среды.
     Цель работы :
    1) Исследовать представления школьниеов 7 класса (I группа) и 11 класса (II группа) о различных этнических группах.
     2) Провести сравнения на полученных результатах.
     Задачи :
     1) Исследовать представления о разных этнических группах.
     2) Что они усваивают уже в детском возрасте.
     3) Что с детского и до юношеского периода происходит пересмотр этих представлений.
     Гипотезы :
     1) Мы рассчитывали получить разницу в представлениях об этнических группах в различных возрастных категориях
    2) Что пересмотр этих представлений во II группе отличается более абстрактными ценностными понятиями и взглядами, нежели в I группе.
     Методики исследования :
     Для исследования были взяты две группы: 7 класс (I группа) и 11 класс (II группа) в колличестве по 25 человек. Предлагалось ответить на ряд вопросов :
     - Насколько жители других стран, похожи или не похожи на представителей твоей национальности?
     - Жители каких стран нрравятся тебе больше всего?
     - Если бы вы не могли иметь национальность , которую имеете, то какой национальности вы бы ни за что не хотели быть?
    Также предлагалось написать черты эарактера присущие только людям определенной национальности.
     Результаты исследования :
    Проведя методики и сравнив результаты мы получили различия между представлениями I и II группы. Но можно отметить сходства: и та и другая группа не хотела бы быть представителями грузинской, индийской и африканской национальности. Мотивируя свой ответ тем, что они принадлежат к другой рассе. Также наблюдалась большая разница в чертах характера представителей других национальностей, которыми охарактеризовали I и II группы. Также можно было наблюдать присутствие национальных стереотипов и в I и во II группе (например: бразильцы - футболисты, а немцы - фашисты).
     Вывод :
     Мы провели ряд исследований и выявили тенденцию того, что с возрастом у школьников меняются представления о разных этнических группах, отношение к представителям других наций становится более гуманным, чем во младшем возрасте.
    Выявил маленькую закономерность, что стереотипизация, как процесс с возрастом становится не таким устойчивым нежели во младшем возрасте
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998