Сравнительное исследование представления школьников об особенностях разных
этнических групп.
Ученицы 10а класса
среднейшколы N15
Першовой Аннны.
Начиная с работ Адорно, возникает целая традиция в исследовании
рассовых и этнических предрассудков, пытающаяся объяснить
рассовые или этнические конфликты авторитарностью или другими
личностными характеристиками, в теоретическои плане
межэтнического взаимодействия наиболее ярко, рефлекторно
демонстрируется зависимость личности от социума, то культуры,
проявляется взаимосвязь психологических и этнокультурных
переменных. В практическом плане большее значение приобретают
вопросы последствий и результатов межнациональных и международных
контактов.
Наиболее острой является проблема рассовых предрассудков и этнических
стереотипов. Изучение человеческой природы осложнено тем фактом,
что в основе любого социального порядка лежат определенные
представления о человеке. Этнические представления, возникая на
базе традиционных суждений, бытующих в общественном сознании
зтноса, являются продуктами эпохи и социокультурной среды.
Цель работы :
1) Исследовать представления школьниеов 7 класса (I группа) и 11
класса
(II группа) о различных этнических группах.
2) Провести сравнения на полученных результатах.
Задачи :
1) Исследовать представления о разных этнических группах.
2) Что они усваивают уже в детском возрасте.
3) Что с детского и до юношеского периода происходит пересмотр
этих представлений.
Гипотезы :
1) Мы рассчитывали получить разницу в представлениях об
этнических группах в различных возрастных категориях
2) Что пересмотр этих представлений во II группе отличается более
абстрактными ценностными понятиями и взглядами, нежели в I
группе.
Методики исследования :
Для исследования были взяты две группы: 7 класс (I группа) и 11
класс
(II группа) в колличестве по 25 человек.
Предлагалось ответить на ряд вопросов :
- Насколько жители других стран, похожи или не похожи на
представителей твоей национальности?
- Жители каких стран нрравятся тебе больше всего?
- Если бы вы не могли иметь национальность , которую имеете, то
какой национальности вы бы ни за что не хотели быть?
Также предлагалось написать черты эарактера присущие только людям
определенной национальности.
Результаты исследования :
Проведя методики и сравнив результаты мы получили различия между
представлениями I и II группы. Но можно отметить сходства: и та и
другая группа не хотела бы быть представителями грузинской,
индийской и африканской национальности. Мотивируя свой ответ тем,
что они принадлежат к другой рассе. Также наблюдалась большая
разница в чертах характера представителей других национальностей,
которыми охарактеризовали I и II группы. Также можно было
наблюдать присутствие национальных стереотипов и в I и во II
группе (например: бразильцы - футболисты, а немцы - фашисты).
Вывод :
Мы провели ряд исследований и выявили тенденцию того, что с
возрастом у школьников меняются представления о разных этнических
группах, отношение к представителям других наций становится более
гуманным, чем во младшем возрасте.
Выявил маленькую закономерность, что стереотипизация, как процесс с
возрастом становится не таким устойчивым нежели во младшем
возрасте
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998