Психологический анализ коммуникативных затруднений в ранней юности.

ПУЗАКОВА Наталия
ученица 10 А класса средней школы N55 г.Ярославля
Научный руководитель - Кошапов С.М., доцент ЯрГУ

     1. Значение общения в жизни современного человека огромно и с изменением социального статуса старшеклассников, растет с каждым днем.
     Увеличение проблем, конфликтов у них, побуждают искать причины, которые, возможно, лежат в коммуникативных затруднениях юношеского возраста, так как около 80% информации человек усваивает по каналам межличностного общения.
     Прежде чем раскрыть тему, я рассматриваю некоторые особенности возраста, его закономерности, новообразования, раскрываю понятия самоопределения, как основополагающего.
     2. Рассматривая 2 противоположные тенденции: индивидуализации и расширения контактов, в работе подчеркивается, что юношеская общительность бывает эгоцентричной, и интерес к чувствам других проявляется слабо. Старшеклассники считают, что все умеют общаться так, из 73 человек ответили, что: хотят рассказать о себе - 51, поделится увиденным - 9, узнать, как дела у собеседника - 13 - то есть цели у всех почти одни: поделиться своими переживаниями.
     Коммуникативные затруднения происходят у старшеклассников оттого, что они не знают разновидностей трансактов и вступают в контакт без учета эго-состояния. Данные проведенной анкеты свидетельствуют об этом.
     Достаточно противоречиво складываются отношения со взрослыми, особо с родителями, хотя 66% называют их желанными партнерами коммуникативных связей, причем доверительные отношения есть лишь у 29%, да и то с матерью. Отсутствие доверительности, столь необходимой в этом моменте, является причиной невозможности, неверия в потенциальное "я". Старшеклассники пытаются делиться своими мечтами о будущей профессии, о первой любви, о проблемах межличностных отношений, но часто мнения родителей не совпадают и юноша замыкается, уходит от контактов с родителями.
     Характер коммуникативных связей учеников и учителя часто зависит от отношения последнего. Практически не бывает затруднений у аккуратных, исполнительных, дисциплинированных, активных, иногда даже безразличных к событиям школьной жизни. Но резко увеличивается число коммуникативных затруднений у независимых, самостоятельных, имеющих свою точку зрения, чувствительных к отношениям между людьми, у детей из "неблагополучных семей".
     Диаграмма N2 коммуникативных затруднений с учителями у разных групп учащихся.     Диаграмма показывает: проблема обостряется, так как только 13% имеют доверительные отношения с учителями. Предложенное анкетирование показывает, что мнения учителей и учащихся различны.
     Свободнее, интереснее, более содержательно вступают старшеклассники в контакты с другими взрослыми, так как степень уважения друг к другу здесь гораздо выше, именно в общении с ними рождаются сомнения, идет поиск себя.
     Коммуникативные отношения со сверстниками испытывают 2 противоположные тенденции - индивидуализация и стремление к контактам и многие затруднения происходят от низкого уровня субъективного контроля. о чем говорят выводы проведенной методики.
     3.Далее мною рассматриваются причины коммуникативных затруднений, которые состоят в неумении анализировать трансакт, в присутствии комплекса неполноценности, в конформизме, в неумении различать оттенки невербального общения. так, например, немногие, что 40% информации несет информация голоса.
     Учитывая это, старшеклассникам могут помочь в установлении коммуникативных связей различные приемы, например: наблюдение за мыслью собеседника, упражнения в умении слушать, умении быть гибким, дипломатичным. Этому способствуют психологические игры и упражнения, которые прилагаются к докладу.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998