Психологический анализ
коммуникативных затруднений в ранней юности.
ПУЗАКОВА Наталия
ученица 10 А класса средней школы N55 г.Ярославля
Научный руководитель - Кошапов С.М., доцент ЯрГУ
1. Значение общения в жизни современного человека огромно и с
изменением социального статуса старшеклассников, растет с каждым
днем.
Увеличение проблем, конфликтов у них, побуждают искать причины,
которые, возможно, лежат в коммуникативных затруднениях юношеского
возраста, так как около 80% информации человек усваивает по каналам
межличностного общения.
Прежде чем раскрыть тему, я рассматриваю некоторые особенности
возраста, его закономерности, новообразования, раскрываю понятия
самоопределения, как основополагающего.
2. Рассматривая 2 противоположные тенденции: индивидуализации и
расширения контактов, в работе подчеркивается, что юношеская
общительность бывает эгоцентричной, и интерес к чувствам других
проявляется слабо. Старшеклассники считают, что все умеют общаться
так, из 73 человек ответили, что: хотят рассказать о себе - 51,
поделится увиденным - 9,
узнать, как дела у собеседника - 13
- то есть цели у всех почти одни: поделиться своими переживаниями.
Коммуникативные затруднения происходят у старшеклассников
оттого, что они не знают разновидностей трансактов и вступают в
контакт без учета эго-состояния. Данные проведенной анкеты
свидетельствуют об этом.
Достаточно противоречиво складываются отношения со взрослыми,
особо с родителями, хотя 66% называют их желанными партнерами
коммуникативных связей, причем доверительные отношения есть лишь у
29%, да и то с матерью. Отсутствие доверительности, столь
необходимой в этом моменте, является причиной невозможности, неверия
в потенциальное "я". Старшеклассники пытаются делиться своими
мечтами о будущей профессии, о первой любви, о проблемах
межличностных отношений, но часто мнения родителей не совпадают и
юноша замыкается, уходит от контактов с родителями.
Характер коммуникативных связей учеников и учителя часто
зависит от отношения последнего. Практически не бывает затруднений у
аккуратных, исполнительных, дисциплинированных, активных, иногда
даже безразличных к событиям школьной жизни. Но резко увеличивается
число коммуникативных затруднений у независимых, самостоятельных,
имеющих свою точку зрения, чувствительных к отношениям между людьми,
у детей из "неблагополучных семей".
Диаграмма N2 коммуникативных затруднений с учителями у разных
групп учащихся.
Диаграмма показывает: проблема обостряется, так как только 13% имеют
доверительные отношения с учителями. Предложенное анкетирование
показывает, что мнения учителей и учащихся различны.
Свободнее, интереснее, более содержательно вступают
старшеклассники в контакты с другими взрослыми, так как степень
уважения друг к другу здесь гораздо выше, именно в общении с ними
рождаются сомнения, идет поиск себя.
Коммуникативные отношения со сверстниками испытывают 2
противоположные тенденции - индивидуализация и стремление к
контактам и многие затруднения происходят от низкого уровня
субъективного контроля. о чем говорят выводы проведенной методики.
3.Далее мною рассматриваются причины коммуникативных
затруднений, которые состоят в неумении анализировать трансакт, в
присутствии комплекса неполноценности, в конформизме, в неумении
различать оттенки невербального общения. так, например, немногие, что 40% информации несет информация голоса.
Учитывая это, старшеклассникам могут помочь в установлении
коммуникативных связей различные приемы, например: наблюдение за
мыслью собеседника, упражнения в умении слушать, умении быть гибким,
дипломатичным. Этому способствуют психологические игры и упражнения,
которые прилагаются к докладу.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998