Ситуационный анализ конфликтного взаимодействия в системе отношений "Ребенок и Родитель"

Меркулова Л.А., ученица 10 кл,
школа N 58, г. Ярославль.
Научный руководитель Дивулина Е. Я.

     Проблема взаимодействия в системе отношений "Ребенок - Родитель" была и осталась на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогической психологии. Конфликты в семье неизбежны, даже при хороших, при самых хороших отношениях. В наше время конфликтная ситуация взаимодействия между детьми и родителями очень серьезная проблема. Ее пытаются решить, как и взрослые, так и дети. Но это тянется на протяжении долгих лет. Дело вовсе не в том, чтобы их избегать или не реагировать на них, а в том, чтобы их разрешить. Мы полагаем, что с помощью ситуационного анализа можно проследить специфику, динамику, структуру конфликтов в системе отношений "Ребенок-Родитель".
     Поведение родителя и ребенка в конфликтном взаимодействии невозможно всесторонне рассмотреть вне контекста ситуации, так как очень сложно вычленить систему событий, являющихся причиной поведенческого акта. Мы выдвинули две гипотезы, основываясь на положение анкет: Первая гипотеза выдвинута на предположении "Безусловной любви." Во-первых, в тех семьях, в которых родители "Безусловно" принимают детей, меньше деструктивных конфликтов, а больше конструктивных конфликтов, и в конфликтной ситуации родители и дети выступают на равных.
     В тех семьях, где родители "условно" принимают ребенка - манипулирование, родители не понимают чувств ребенка. Вторая гипотеза: Если человек экстернал, то возможно чаще у него выход на ситуативный уровень, у него конфинктогенное поведение, а у интернала выход на надситуативный уровень.
     Мы поставили перед собой несколько целей и задач в исследовании данной проблемы. Во-первых, описать конфликтные ситуации, которые возникают в системе отношений "Ребенок- Родителъ" и выходы из них. Во-вторых, рассмотреть причинность, динамику, специфику конфликтных ситуаций. Конструктивное управление конфликтными ситуациями, возникающими между родителями и детьми, возможно при условии правильного их осмысления и осознания. Сложность заключается в том, что родители и дети по разному оценивают сложившуюся ситуацию. Это зависит прежде всего от их интеллектуальных, индивидуальных и личностных характеристик.
     При проведении психологического анализа конфликтных ситуаций, мы выявили, что в различных семьях по разному обнаруживают проблемность в решаемой ситуации. в одном случае разрешают конфликт в контексте тех эмоций, чувств, которые возникают в рамках ситуаций. Поэтому нет выхода "за пределы" ее, следовательно нет прогноза на будущее. Это ситуативный уровень. В другом случае, человек при разрешении конфликта, может выйти "за пределы " ее, следовательно делая прогноз на будущее. Человек становится над ситуацией, становится ее хозяином. Это надситуативный уровень.
     ВЫВОДЫ: Кроме того на основе анкет, на основе учебных занятий, проводимых со старшеклассниками, мы составили таблицу N1, где рассматриваем уровни реагирования на ситуацию. И провели несколько тестов: УСК.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998