Ситуационный анализ конфликтного взаимодействия
в системе отношений "Ребенок и Родитель"
Меркулова Л.А., ученица 10 кл,
школа N 58, г. Ярославль.
Научный руководитель Дивулина Е. Я.
Проблема взаимодействия в системе отношений "Ребенок -
Родитель" была и осталась на сегодняшний день одной из самых
актуальных проблем педагогической психологии. Конфликты в
семье неизбежны, даже при хороших, при самых хороших
отношениях. В наше время конфликтная ситуация взаимодействия
между детьми и родителями очень серьезная проблема. Ее
пытаются решить, как и взрослые, так и дети. Но это тянется на
протяжении долгих лет. Дело вовсе не в том, чтобы их избегать
или не реагировать на них, а в том, чтобы их разрешить. Мы
полагаем, что с помощью ситуационного анализа можно проследить
специфику, динамику, структуру конфликтов в системе отношений
"Ребенок-Родитель".
Поведение родителя и ребенка в конфликтном взаимодействии
невозможно всесторонне рассмотреть вне контекста ситуации,
так как
очень сложно вычленить систему событий, являющихся причиной
поведенческого акта. Мы выдвинули две гипотезы, основываясь на
положение анкет: Первая гипотеза выдвинута на предположении
"Безусловной любви." Во-первых, в тех семьях, в которых
родители "Безусловно" принимают детей, меньше деструктивных
конфликтов, а больше конструктивных конфликтов, и в
конфликтной ситуации родители и дети выступают на равных.
В тех семьях, где родители "условно" принимают ребенка - манипулирование, родители не понимают чувств ребенка. Вторая
гипотеза: Если человек экстернал, то возможно чаще у него
выход на ситуативный уровень, у него конфинктогенное
поведение, а у интернала выход на надситуативный уровень.
Мы поставили перед собой несколько целей и задач в
исследовании данной проблемы. Во-первых, описать конфликтные
ситуации, которые возникают в системе отношений "Ребенок-
Родителъ" и выходы из них. Во-вторых, рассмотреть причинность,
динамику, специфику конфликтных ситуаций. Конструктивное
управление конфликтными ситуациями, возникающими между
родителями и детьми, возможно при условии правильного их
осмысления и осознания. Сложность заключается в том, что
родители и дети по разному оценивают сложившуюся ситуацию. Это
зависит прежде всего от их интеллектуальных, индивидуальных и
личностных характеристик.
При проведении психологического анализа конфликтных
ситуаций, мы выявили, что в различных семьях по разному
обнаруживают проблемность в решаемой ситуации. в одном случае
разрешают конфликт в контексте тех эмоций, чувств, которые
возникают в рамках ситуаций. Поэтому нет выхода "за пределы"
ее, следовательно нет прогноза на будущее. Это ситуативный
уровень. В другом случае, человек при разрешении конфликта,
может выйти "за пределы " ее, следовательно делая прогноз на
будущее. Человек становится над ситуацией, становится ее
хозяином. Это надситуативный уровень.
ВЫВОДЫ: Кроме того на основе анкет, на основе
учебных занятий, проводимых со старшеклассниками, мы составили
таблицу N1, где рассматриваем уровни реагирования на
ситуацию. И провели несколько тестов: УСК.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998