ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Рубцова Нина,
ученица 10 кл.средней школы N 75 г.Ярославля
Научный руководитель-Жиженкова О.Н.

     Данная тема интересна тем,что позволяет углубить наше представление о побудительных мотивах поведения в конфликте.Любой конфликт,независимо от причин его возникновения,является ситуацией повышенной опасности для сложившихся представлений человека о себе, для его идеального Я.Неадекватность представлений человека о себе, выражающаяся в идеализации себя или,наоборот,в недооценке своих реальных возможностей искажает восприятие конфликтной ситуации оппонентов и собственного поведения в конфликте.
     Целью нашей работы является установление взаимосвязей между самооценкой и способами реагирования старшеклассников в конфликтной ситуации.

Наши задачи:

     1).установить наличие взаимосвязи между самооценкой и способами реагирования в конфликте;
     2).выяснить,как влияет самооценка на поведение в конфликтной ситуации.
     Ознакомившись с работами Ф.М.Бородкина и Н.М.Каряка, Н.В.Гришиной, И.С.Кона, К.К.Платонова и Г.Г.Голубева, М.М.Рыбаковой,Х.Корнелиуса и Ш.Фейра,А.В.Петровского,Г.М.Андреевой,мы предположили следующее;для людей с завышенной самооценкой характерно соперничество, т.к.они выбирают,как правило,наступательную стратегию в конфликте. Частичное достижение целей воспринимается самим оппонентом как поражение,приводит к отказу от разумных компромиссов и неоправданному риску.
     Заниженная самооценка и связанная с ней недооценка благоприятных возможностей,которые представляет ситуация,порождают готовность довольствоваться малым,идти на "неразумные" компромиссы.Приспособление является еще одним важным способом реагирования в конфликте для людей с заниженной самооценкой,т.к.неуверенность такого человека в себе не позволяет четко представить ситуацию,вследствие чего ему легко навязать другое видение конфликта.
     Люди с адекватной самооценкой способны реально оценить сложившуюся ситуацию и свое поведение в ней.Это свидетельствует о том,что они предпочитают пойти на компромисс и сотрудничество. Методы исследования включают в себя методику "Самооценка"и тест "Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации" (методика К.Томаса).
     Объект исследования представляет собой выборку общей численностью 30 человек (28 девушек и 2 юноши), которые имели возраст 15 - 17 лет (учащиеся 10-11 классов).
     Наша гипотеза относительно людей с адекватной самооценкой подтвердилась:старшеклассники выбрали компромисс и сотрудничество. В ходе проделанной нами работы мы установили,что старшеклассники с заниженной самооценкой прибегают чаще всего к компромиссу и избеганию конфликта.Признание собственных недостатков служит не стартовой площадкой для их преодоления,а средством самооправдания, отказа от действий (избегание конфликта). Мы определили,что большинство испытуемых с заниженной самооценкой не прибегают к приспособлению в сложившейся конфликтной ситуации вопреки нашей гипотезе.
     Старшеклассники с высокой самооценкой проявили склонность к компромиссу и приспособлению.
     Расхождения полученных результатов с гипотезой мы объясняем неустойчивостью самооценки в раннем юношеском возрасте (в работах Бородкина и Каряка не был предусмотрен возраст участников конфликта).
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998