ВЛИЯНИЕ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ
УЧАЩИХСЯ НА КОНФЛИКТЫ С УЧИТЕЛЯМИ

Адушева Юлия
Ученица 10 класса школы N 37
Научный руководитель: доцент ЯРГУ Кашапов С.М.

     Изучение этой проблемы, на мой взгляд, очень актуально, т.к. с отношениями ученик-учитель мы встречаемся на протяжении всей жизни: в самом раннем возрасте это ребенок и его родители, позже учащийся и учитель, в юношеском возрасте - студент и педагог.
     В данной работе будут рассмотрены особенности взаимоотношений учителей и учеников в школе и завышенной самооценки со стороны учеников на возникновение между ними конфликтов. В результате исследования мы выявили, что самооценка учащихся оказывает большое влияние на их взаимоотношения с учителями. Необходимо проводить психологическую оценку класса и работу с учителями в плане повышения индивидуального подхода к каждому ученику, особенно к тем, у кого завышенный уровень самооценки. Это поможет избежать конфликтных ситуаций, которые негативно отражаются на процессе обучения.
     Цель работы: Исследование влияния завышенной самооценки учащихся на конфликты с учителями.
     Гипотеза: Мы предполагаем, что у учеников с завышенной самооценкой в большинстве конфликтов, по их мнению, виноват учитель. Кроме того завышенная самооценка увеличивает глубину конфликта.
     В качестве методики исследования мы использовали модифицированную методику измерения самооценки Будасси. Особенность заключалась в том, что мы самостоятельно составили набор качеств с учетом возрастных и специфических особенностей испытуемых.
     В исследовании участвовало 52 учащихся школы N37, Из них 26 учащихся десятого класса и 26 учащихся седьмого класса.
     В результате проведенных исследований, мы выяснили, что среди 52-х учащихся седьмых и десятых классов школы ѕ 37 нет ни одного ученика с заниженной самооценкой. В основном, по шкале от 0-1, преобладает самооценка 0,75. Это оказывает характерное влияние на взаимоотношение с учителями. У учащихся со средней самооценкой в конфликтах виноват как учитель так и ученик, при этом в конфликтах они ведут себя, как правило, довольно пассивно. У учащихся с завышенной самооценкой в конфликтах, как правило, виноват учитель. Их активная позиция в отстаивании своей точки зрения еще больше усугубляет конфликт с преподавателями. Такие конфликты имеют тенденцию перерастать в конфронтацию между преподавателем и учеником, что негативным образом отражается на всем учебно-воспитательном процессе.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998