ВЛИЯНИЕ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ
УЧАЩИХСЯ НА КОНФЛИКТЫ С УЧИТЕЛЯМИ
Адушева Юлия
Ученица 10 класса школы N 37
Научный руководитель: доцент ЯРГУ Кашапов С.М.
Изучение этой проблемы, на мой взгляд, очень актуально, т.к. с отношениями ученик-учитель мы встречаемся
на протяжении всей жизни: в самом раннем возрасте
это ребенок и его родители, позже учащийся и
учитель, в юношеском возрасте - студент и педагог.
В данной работе будут рассмотрены особенности
взаимоотношений учителей и учеников в школе и
завышенной самооценки со стороны учеников на
возникновение между ними конфликтов. В результате
исследования мы выявили, что самооценка учащихся
оказывает большое влияние на их взаимоотношения с
учителями. Необходимо проводить психологическую
оценку класса и работу с учителями в плане повышения
индивидуального подхода к каждому ученику, особенно
к тем, у кого завышенный уровень самооценки. Это
поможет избежать конфликтных ситуаций, которые
негативно отражаются на процессе обучения.
Цель работы: Исследование влияния завышенной
самооценки учащихся на конфликты с учителями.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у учеников с завышенной
самооценкой в большинстве конфликтов, по их мнению, виноват учитель. Кроме того завышенная
самооценка увеличивает глубину конфликта.
В качестве методики исследования мы использовали
модифицированную методику измерения самооценки
Будасси. Особенность заключалась в том, что мы
самостоятельно составили набор качеств с учетом
возрастных и специфических особенностей испытуемых.
В исследовании участвовало 52 учащихся школы N37, Из них 26 учащихся десятого класса и 26 учащихся
седьмого класса.
В результате проведенных исследований, мы
выяснили, что среди 52-х учащихся седьмых и десятых
классов школы ѕ 37 нет ни одного ученика с
заниженной самооценкой. В основном, по шкале от 0-1, преобладает самооценка 0,75. Это оказывает
характерное влияние на взаимоотношение с учителями.
У учащихся со средней самооценкой в конфликтах
виноват как учитель так и ученик, при этом в
конфликтах они ведут себя, как правило, довольно
пассивно. У учащихся с завышенной самооценкой в
конфликтах, как правило, виноват учитель. Их
активная позиция в отстаивании своей точки зрения
еще больше усугубляет конфликт с преподавателями.
Такие конфликты имеют тенденцию перерастать в
конфронтацию между преподавателем и учеником, что
негативным образом отражается на всем учебно-воспитательном процессе.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998