Психологическое исследование привлекательности музыкальных жанров и их связи с цветом.

Автор: Д.П. Иванов, с.ш. N42
Научный руководитель: профессор ЯРГУ Л.П. Урванцев

     В настоящее время существует много разных музыкальных стилей. У людей есть возможность выбирать музыку, которая им больше по душе. Всем известно из собственного опыта, что музыка может по-разному влиять на человека и вызывать определенные эмоциональные состояния. Но научных данных о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека очень мало. Например, в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его отражение в эмоциях.
     Таким образом, можно сказать, что в психологии существует проблема, связанная с изучением влияния музыки на людей разных возрастов, образа жизни, образования и т.д.
     Эту проблему необходимо изучать прежде всего для того, использовать музыку в практических целях, например, в рекламе, при организации массовых мероприятий, в концертной деятельности, в воспитании молодежи и так далее. Кроме того, музыка через создание определенных эмоций, может оказывать помощь или вред человеку. Это явление используется в аутотренинге, но так же изучено еще недостаточно.
     Целью данной работы является изучение влияния музыки на старшеклассников.
Задачи исследования:
     Процедура исследования:
     Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым (учеником 10-11 класса). Последовательно, один за другим, звучало 8 музыкальных отрывков(1-металл, 2-классика, 3-рок-н-ролл, 4-современная эстрадная музыка(попса), 5-рэп, 6-панк-рок, 7-рэйв, 8-джаз), продолжительность каждого 2 минуты. После каждого отрывка испытуемому по семибальной шкале (-3 -2 -1 0 +1 +2 +3) предлагалось определить отношение к данному произведению, а так же вызванное им настроение. После окончания работы задавались вопросы: Слушаешь музыку?, Как часто?, Общее отношение к музыке?, Какую музыку предпочитаешь слушать?, Окончил ли муз. школу или т.п.?
     Таким образом, показатели, которые фиксировались в таблице результатов: отношение к музыке (от -3 до +3), настроение от музыки (от -3 до +3) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой ( 8 цветов из теста Люшера).
     Результаты:
     1. Музыкальный жанр и цвет: по отношению к некоторым музыкальным стилям прослеживается явное предпочтение конкретного цвета, например, металл - черный, классика - желтый, зеленый, серый, рок-н-ролл - красный, желтый, поп-музыка - зеленый, рэп - темные тона (черный, синий).
     2. Отношение к музыке: к трем отрывкам отношение близкое у всех испытуемых, а именно рок-н-ролл (+2, +3), панк-рок (+1, +3), джаз (+1, +3).
     3. Настроение от музыки: рок-н-ролл (+1, +3), джаз (+1, +3).
     Вывод: проведенное исследование показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998