Психологическое исследование привлекательности музыкальных жанров и
их связи с цветом.
Автор:
Д.П. Иванов, с.ш. N42
Научный руководитель:
профессор ЯРГУ
Л.П. Урванцев
В настоящее время существует много разных музыкальных
стилей. У людей есть возможность выбирать музыку, которая
им больше по душе. Всем известно из собственного опыта,
что музыка может по-разному влиять на человека и вызывать
определенные эмоциональные состояния. Но научных данных о
влиянии музыки на эмоциональное состояние человека очень
мало. Например, в учебниках по психологии описываются
больше физиологические процессы, связанные с восприятием
звука, а не его отражение в эмоциях.
Таким образом, можно сказать, что в психологии существует
проблема, связанная с изучением влияния музыки на людей
разных возрастов, образа жизни, образования и т.д.
Эту проблему необходимо изучать прежде всего для того,
использовать музыку в практических целях, например,
в рекламе, при организации массовых мероприятий, в
концертной деятельности, в воспитании молодежи и так
далее. Кроме того, музыка через создание определенных
эмоций, может оказывать помощь или вред человеку. Это
явление используется в аутотренинге, но так же изучено
еще недостаточно.
Целью данной работы является изучение влияния музыки на
старшеклассников.
- Задачи исследования:
- выявить наиболее популярные музыкальные стили у
старшеклассников,
- выявить отношение старшеклассников к разным
музыкальным жанрам.
Процедура исследования:
Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым
(учеником 10-11 класса). Последовательно, один за другим,
звучало 8 музыкальных отрывков(1-металл, 2-классика, 3-рок-н-ролл, 4-современная эстрадная музыка(попса), 5-рэп, 6-панк-рок, 7-рэйв, 8-джаз), продолжительность
каждого 2 минуты. После каждого отрывка испытуемому по
семибальной шкале (-3 -2 -1 0 +1 +2 +3) предлагалось
определить отношение к данному произведению, а так же
вызванное им настроение. После окончания работы
задавались вопросы: Слушаешь музыку?, Как часто?, Общее
отношение к музыке?, Какую музыку предпочитаешь слушать?,
Окончил ли муз. школу или т.п.?
Таким образом, показатели, которые фиксировались в
таблице результатов: отношение к музыке (от -3 до +3),
настроение от музыки (от -3 до +3) и цвет,
ассоциирующийся с данной музыкой ( 8 цветов из теста
Люшера).
Результаты:
1. Музыкальный жанр и цвет: по отношению к некоторым
музыкальным стилям прослеживается явное предпочтение
конкретного цвета, например, металл - черный, классика -
желтый, зеленый, серый, рок-н-ролл - красный, желтый, поп-музыка - зеленый, рэп - темные тона (черный, синий).
2. Отношение к музыке: к трем отрывкам отношение
близкое у всех испытуемых, а именно рок-н-ролл (+2, +3),
панк-рок (+1, +3), джаз (+1, +3).
3. Настроение от музыки: рок-н-ролл (+1, +3), джаз
(+1, +3).
Вывод: проведенное исследование показало, что
некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же
эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно
однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным
жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два
(рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают
положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и
сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные
воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые
музыкальные жанры, которые воспринимаются более
индивидуально (эстрада, рэп, рейв).
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998