ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Cмирнова Татьяна, Протокалистова Анна 10-б класс школы N8.
Научный руководитель: Кашапов С.М. доцент ЯрГУ

     До сих пор психологи и педагоги изучали лишь одно из звеньев системы "учитель-ученик", а именно отношения учителя к ученику и умения учителя понять ученика. Отношения учителя к ученику признано в отечественной психологии ведущим в системе взаимоотношений в школьном коллективе. Оно определяет отношения ученика и к самому учителю и к сверстникам.
     Сегодня в подавляющем числе научных работ изучается прежде всего психологический анализ конфликтных взаимодействий в школьном коллективе, отношения между воспитателем и ребенком и его не менее значительное общественная альтернатива- отношения между учителем и учеником- фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы истории. Основная причина несомненно нарастающих сложностей отношения учителей с учениками - нарастающее несоответствие возрастных особенностей положению учеников в школе. Работа учителя - тяжелая психологическая нагрузка. Но иногда он сам еще более утяжеляет ее неправильным отношением к ученикам, непониманием к ним и непониманием их переживаний, потребностей и неверным обращением с ними.
     Цель работы - исследование особенностей возникновения конфликтов между учителями и учениками. Кто первый начинает конфликт: учитель или ученик.
     Задачи:
     1. Выявить частоту конфликта.
     2. Установить причину конфликта.
     Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. По данным Л.И. Божевич, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной, в 1-2 классах ребенок еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку, за которой для него стоит определенное отношение учителя. В 3-7 классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика. Некоторые ученики очень сильно привязываются к учителям. У большинства опрошенных старшеклассников тесная связь существует с 1-2 учителями, причем с возрастом эти отношения становятся все более избирательными. Из 164 девятиклассников, обследованных В.Э.Пахальяном, наличие доверительного общения с учителями отметили только 8. Хотя лишь 4,3% опрошенных имеет доверительные отношения с учителями, 42,1% удовлетворены таким общением и на большее не рассчитывают.
     Чтобы узнать: возникают ли конфликты у учеников мы провели анкетирование в разных классах. В 8 классе у 45% учеников конфликты с учителями возникают раз в год. У 22% учеников конфликтов с учителями не возникают. 18% опрошенных сталкиваются с конфликтами раз в неделю, а 11%- раз в месяц. И только 4% учеников разбирают конфликты каждый день. А в 9 50% учеников сталкиваются с конфликтами редко и 50%- часто. В 10 же классе у 18,75% ребят конфликтов вообще не возникает, у 12,5% возникают, но редко. У оставшихся учеников конфликты возникают раз в год (18,75%), раз в месяц (31,25%), раз в неделю(18,75%). Из этого видно, что в 8 классе у учеников конфликтов с учителями возникает больше, чем в 10 классе. Это говорит о том, что ученики младших классов не осознают всей сложности конфликтной ситуации. В более старших классах ученики меньше сталкиваются с конфликтами. Это, наверное, из-за того, что ученики более старшем возрасте понимают к чему могут привести конфликты.
     Таблица N1
МНЕНИЯ УЧЕНИКОВ РАЗНЫХ КЛАССОВ О ТОМ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ ИНИЦИАТОРОМ КОНФЛИКТА.
КЛАСС УЧИТЕЛЯ УЧЕНИКИ
8 класс 74% 26%
9 класс 62,5% 37,5%
10 класс 43% 57%

     Посмотрев на таблицу ѕ1, мы видим, что в 8 классе большинство учеников считает, что в конфликте виноват учитель. В 9 классе эта цифра стала меньше, а в 10 классе, вообще, стала меньше половины.
     1) Ученики 8 класса (74%) считают, что в конфликтах виноваты сами учителя.
     2) Ученики 9 класса (62,5%) считают, что в конфликтах виноваты не только учителя, но и ученики в какой-то степени тоже.
     3) В 10 же классе ученики (57%) вину создания конфликта приписывают самим ученикам.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998