ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КОНФЛИКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Cмирнова Татьяна,
Протокалистова Анна
10-б класс школы N8.
Научный руководитель:
Кашапов С.М.
доцент ЯрГУ
До сих пор психологи и педагоги изучали лишь одно из звеньев
системы "учитель-ученик", а именно отношения учителя к ученику
и умения учителя понять ученика. Отношения учителя к ученику
признано в отечественной психологии ведущим в системе
взаимоотношений в школьном коллективе. Оно определяет отношения
ученика и к самому учителю и к сверстникам.
Сегодня в подавляющем числе научных работ изучается прежде всего
психологический анализ конфликтных взаимодействий в школьном
коллективе, отношения между воспитателем и ребенком и его не
менее значительное общественная альтернатива- отношения между
учителем и учеником- фундамент всех общественных формаций,
созданных людьми за долгие годы истории. Основная причина
несомненно нарастающих сложностей отношения учителей с
учениками - нарастающее несоответствие возрастных особенностей
положению учеников в школе. Работа учителя - тяжелая
психологическая нагрузка. Но иногда он сам еще более утяжеляет
ее неправильным отношением к ученикам, непониманием к ним и
непониманием их переживаний, потребностей и неверным обращением
с ними.
Цель работы - исследование особенностей возникновения
конфликтов между учителями и учениками. Кто первый начинает
конфликт: учитель или ученик.
Задачи:
1. Выявить частоту конфликта.
2. Установить причину конфликта.
Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения
с возрастом меняются. По данным Л.И. Божевич, Н.Г. Морозовой и
Л.С. Славиной, в 1-2 классах ребенок еще не осознает самого
содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку, за
которой для него стоит определенное отношение учителя. В 3-7
классах учение становится прежде всего средством завоевать
престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика.
Некоторые ученики очень сильно привязываются к учителям. У
большинства опрошенных старшеклассников тесная связь существует
с 1-2 учителями, причем с возрастом эти отношения становятся
все более избирательными. Из 164 девятиклассников,
обследованных В.Э.Пахальяном, наличие доверительного общения
с учителями отметили только 8. Хотя лишь 4,3% опрошенных имеет
доверительные отношения с учителями, 42,1% удовлетворены таким
общением и на большее не рассчитывают.
Чтобы узнать: возникают ли конфликты у учеников мы провели
анкетирование в разных классах. В 8 классе у 45% учеников
конфликты с учителями возникают раз в год. У 22% учеников
конфликтов с учителями не возникают. 18% опрошенных
сталкиваются с конфликтами раз в неделю, а 11%- раз в месяц. И
только 4% учеников разбирают конфликты каждый день. А в 9
50% учеников сталкиваются с конфликтами редко и 50%-
часто. В 10 же классе у 18,75% ребят конфликтов вообще не
возникает, у 12,5% возникают, но редко. У оставшихся учеников
конфликты возникают раз в год (18,75%), раз в месяц (31,25%),
раз в неделю(18,75%). Из этого видно, что в 8 классе у учеников
конфликтов с учителями возникает больше, чем в 10 классе. Это
говорит о том, что ученики младших классов не осознают всей
сложности конфликтной ситуации. В более старших классах ученики
меньше сталкиваются с конфликтами. Это, наверное, из-за того,
что ученики более старшем возрасте понимают к чему могут
привести конфликты.
Таблица N1
МНЕНИЯ УЧЕНИКОВ РАЗНЫХ КЛАССОВ О ТОМ, КТО ЯВЛЯЕТСЯ ИНИЦИАТОРОМ
КОНФЛИКТА.
КЛАСС | УЧИТЕЛЯ | УЧЕНИКИ |
8 класс | 74% | 26% |
9 класс | 62,5% | 37,5% |
10 класс | 43% | 57% |
Посмотрев на таблицу ѕ1, мы видим, что в 8 классе большинство
учеников считает, что в конфликте виноват учитель. В 9 классе
эта цифра стала меньше, а в 10 классе, вообще, стала меньше
половины.
1) Ученики 8 класса (74%) считают, что в конфликтах
виноваты сами учителя.
2) Ученики 9 класса (62,5%) считают, что в конфликтах
виноваты не только учителя, но и ученики в какой-то степени
тоже.
3) В 10 же классе ученики (57%) вину создания конфликта
приписывают самим ученикам.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998