РОЛЬ МЕСТНЫХ ОГРАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ КОНЦА ХIХ НАЧАЛА ХХ ВЕКА.

     Целью нашего доклада является освещение вопроса роли местных огранов самоуправления в благоустройстве г. Ярославля конца Х1Х начала ХХ века. Середина Х1Х века дала большие перспективы развития благоустройства города. 1января 1864 г. "Положением о губернских и уездных земских учереждениях и 16 июля 1870 г. "Городовым положением" в России были введены местные органы самоуправления. В Ярославле появляется Городская дума. Проблемой думы был вопрос финансирования. Часто он решался за счет иностранных капиталловлажений. Это позволяла политика России открытия иностранным инвестициям.Специфика работы нашей Думы было было установ- ление коммунальных услуг: водопровода и электричества, а также транспорта: конки и трамвая.Но это не оценили: нигде нет специальных исторических исследований на эту тему. Имеющиеся публикации представляют в массе своей путеводители тех лет (Потехин "Весь Ярославль", Критский "Прогулка по Ярославлю" и "Путеводитель.Справочник" и др.) и публикации местных газет ("Северный рабочий","Северный край", "Городские новости" и др.) Все свединия отрывочны, анализа не имеют и не носят научного характера. В исследовательской литературе эта тема освещена мало. В книге авторов Андреева, Козлова и др. "Ярославль. Краткий исторический очерк" представлен облик города. Вместе с тем источники представляющие свединия на эту тему разнообразны. В 1990 году издается книга "Ярославль в документах и материалах", где имеются публикации из местной газеты того времени "Ярославских губернских ведомостей" о открытии водопровода и электростанции в нашем городе, позволяющие узнать время и место открытия их. Имеющаяся записка санитарного врача о состоянии города на 1901 г. позволяет судить о активности городских властей в устройстве внешнего облика города, о состояниии городского водопровода. Большинство материала содержится в документах ГАЯО. Это фонды 509 "Ярославская городская управа" и 682 "Бельгийское анонимное общество "Трамваев и применения электричества". Дела представляют собой письма, протоколы заседаний, договор на предмет концессии, пункты правил и условий. Все эти данные позволяют найти ответ на интересующий нас вопрос.
    Исследуя эти документы можно выполнить залачу: раскрыть роль Думы в благоустройстве годрода Ярославля, на частном примере нашего города рассмотреть процессы, происходящие в России, увидеть результат реформ 60- х годов. Первые шаги в благоустройстве городов были приняты правительством. Государству нужна была связь. В 1859-1860 годах предполагается строительство линии Москва-Ярославль с последущим направлением на Рыбинск и на Санкт-Петербург через Bnkncds. В 1860 г. линия была открыта. Ярославская почтово-телеграфная контора работала днем и ночью, принимая и отправляя телеграммы на трех языках. Ярославль к 1862 г. имел линии на четыре основных направления. В 1894 г. в Ярославле появляется телефон. До этого времени в городе имеются телефоны у частных лиц, предпринимателей. Центра-коммутатора не было. В 1894г. на Почтовой улице открылась станция на 100 номеров. В штате было 5 единиц. Дальнейшая история ярославского телефона развивалась довольно быстро: увеличивали емкость станции, строя новое отделение на Сретеньской улице, обьединяли отделения и снова увеличивали емкость. Стоил частный телефон дорого(75-100 р. в год). На начало века было 283 телефона. Все остальное ( трамвай, водопровод и др.) в городе появилось багодаря Думе. На 1903 г. доходы Думы состовляли 447 тысяч рублей. 45 тысяч шли на благоустройство. В 1894-95 годах Дума получала заявки на устройство в городе конки. Назревала необходимость в каком-нибудь транспорте. ЕщЈ в 1883г. в Думу поступило предложение о элетрификации города. Оно было отвергнуто. В середине 90-х годов в Думу поступила заявка от бельгийского подданого Эдуарда Дени с предложением построить в городе электрическую железную дорогу, использовать сначала как конную, потом электрическую и используя электростанцию - осветить улицы. Предложение было принятою.
    Привлекала перспектива нового трансротта. В 1897 г. заложены 5 линий, две из которых действуют сейчас. В 1900 был открыт трамвай. Стоил дорого, но дешевле извозчика. Ярославль был крупным промышленным центром, часто трамвай использовался как средство перевозки грузов. Траспорт был нужен городу. Благодаря тому, что Россия была открыта иностранным инвестициям в Ярославле появился тамвай. В феврале 1883 г. был открыт городской водопровод. Он был необходим. Думали о его постройке долго: первоначальная стоимость определили в 425 тысяч рублей. Жители не имеющие частного водопровода получали воду по жетонам в будке городского водопровода по три ведра в день. Другим воду подвозили в бочках. Только жители, живущие у реки Которосли, получали воду из реки. Дума издала правила пользования городским водопроводом. Они были строгие: Дума призывала к экономии воды. Активно продвигались работы по улучшению внешнего облика города. Боьшинство улиц были мощены. Местные органы самоауправления работали активно. Роль их в жизни города была велика.
    Благодаря их работе наш город имел на начало ХХ века довольно развитую телеграфную и телефонную связь, электрическую железную дорогу(18 вагонов и пять линий), водопровод и электричество, построены несколько мостов. Работа ярославской Думы оправдывает реформы 60-х годов.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998