Образ идеального правителя в литературных источниках раннего средневековья

Суворова Ольга,
ученица 11 кл. Провинциального колледжа г. Ярославля
Научный руководитель - Лощакова О.В., старший преподаватель ЯрГУ

     В дохристианские времена, когда люди поклонялись языческим богам, принося им кровавые жертвы, когда жестокость, развращенность и деспотизм были в порядке вещей, а нормой жизни было получение максимальных благ и удовольствий, само понятие "идеальный правитель" не имело смысла. Высшими оценками деятельности главы государства того времени были могущество, богатство, непобедимость в войнах. Само понятие аморальности в том виде, в котором мы знаем его сейчас, в то время не существовало.
     Появившееся в начале нашей эры христианское учение включает в себя моральный кодекс, ставящий духовное совершенствование человека главной целью земного существования. Именно христианская мораль является тем критерием, с помощью которого мы можем оценить: в какой степени тот или иной правитель приближается к идеалу.
     В 9 веке уже не существовало единой Апостольской церкви. На Западе устанавливается власть папского престола, на Востоке - Константинопольского патриарха. Богословие на Западе принимает характер рассудочной отвлеченности, в православном мире оно сохраняет внутреннюю целостность духа.
     Как ни парадоксально, но разделение церкви на Восточную и Западную имело одно полезное следствие: главы их старались превзойти друг друга в деле обращения язычников.
     В центрально-европейский и юго-восточный регион христианство попало через разных посредников: на Запад - через Рим, а распространила свое влияние на юго-восточный регион.
     В данной работе поставлена задача рассмотреть, насколько соответствует теоретический созданный патриархом Фотием идеальный образ христианского государя жизни и деятельности реально существующих правителей, а также, каким образом разделение церкви на Восточную и Западную отразилось на представлениях об идеальном правителе.
     Основой для написания данной работы явились следующие источники: послание святейшего патриарха Констоантинополя Фотия к правителю Болгарии Михаилу, в котором создается теоретический образ идеального правителя; "Хронография" Продолжателя Феофана; биография Эйнгарда "Жизнь Карла Великого"; а также ряд средневековых славянских источников: Повесть временных лет, "Хроника" Галла Анонима, "Чешская хроника" Козьмы Пражского.
     На основании анализа источников мы приходим к следующим выводам:
     1) в период раннего средневековья во множестве случаев сохранились еще прежние черты, присущие дохристианским правителям: стремление к земной славе и могуществу, деспотизм, коварство и обман;
     2) принятие христианства не только значительным образом повлияло на представление об образе идеального правителя, но и привело к появлению во главе государств личностей, в большей степени отвечающих требованиям христианской морали, то есть добродетельных, благочестивых, сострадательных и справедливых, что подтверждает реальность созданного Фотием образа;
     3) несмотря на общность христианской морали, имеются различия в понимании идеального правителя в государствах, принявших христианство от Восточной и Западной церквей.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998