Образ идеального правителя в литературных источниках раннего
средневековья
Суворова Ольга,
ученица 11 кл. Провинциального колледжа г. Ярославля
Научный руководитель - Лощакова О.В., старший преподаватель ЯрГУ
В дохристианские времена, когда люди поклонялись языческим
богам, принося им кровавые жертвы, когда жестокость,
развращенность и деспотизм были в порядке вещей, а нормой жизни
было получение максимальных благ и удовольствий, само понятие
"идеальный правитель" не имело смысла. Высшими оценками
деятельности главы государства того времени были могущество,
богатство, непобедимость в войнах. Само понятие аморальности в
том виде, в котором мы знаем его сейчас, в то время не
существовало.
Появившееся в начале нашей эры христианское учение включает в себя
моральный кодекс, ставящий духовное совершенствование человека
главной целью земного существования. Именно христианская мораль
является тем критерием, с помощью которого мы можем оценить: в
какой степени тот или иной правитель приближается к идеалу.
В 9 веке уже не существовало единой Апостольской церкви. На
Западе устанавливается власть папского престола, на Востоке -
Константинопольского патриарха. Богословие на Западе принимает
характер рассудочной отвлеченности, в православном мире оно
сохраняет внутреннюю целостность духа.
Как ни парадоксально, но разделение церкви на Восточную и
Западную имело одно полезное следствие: главы их старались
превзойти друг друга в деле обращения язычников.
В центрально-европейский и юго-восточный регион христианство
попало через разных посредников: на Запад - через Рим, а
распространила свое влияние на юго-восточный регион.
В данной работе поставлена задача рассмотреть, насколько
соответствует теоретический созданный патриархом Фотием
идеальный образ христианского государя жизни и деятельности
реально существующих правителей, а также, каким образом
разделение церкви на Восточную и Западную отразилось на
представлениях об идеальном правителе.
Основой для написания данной работы явились следующие источники:
послание святейшего патриарха Констоантинополя Фотия к
правителю Болгарии Михаилу, в котором создается теоретический
образ идеального правителя; "Хронография" Продолжателя Феофана;
биография Эйнгарда "Жизнь Карла Великого"; а также ряд
средневековых славянских источников: Повесть временных лет,
"Хроника" Галла Анонима, "Чешская хроника" Козьмы Пражского.
На основании анализа источников мы приходим к следующим
выводам:
1) в период раннего средневековья во множестве случаев
сохранились еще прежние черты, присущие дохристианским
правителям: стремление к земной славе и могуществу, деспотизм,
коварство и обман;
2) принятие христианства не только значительным образом
повлияло на представление об образе идеального правителя, но и
привело к появлению во главе государств личностей, в большей
степени отвечающих требованиям христианской морали, то есть
добродетельных, благочестивых, сострадательных и справедливых,
что подтверждает реальность созданного Фотием образа;
3) несмотря на общность христианской морали, имеются
различия в понимании идеального правителя в государствах,
принявших христианство от Восточной и Западной церквей.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998