"Развитие "оттепели" в культуре Советского Союза"
(50-60г)на примере литературы.
Культурное развитие 50-60 годов имеет цельный характер.Его связывают общие принципы.Однако,существует и целый ряд нерешенных вопросов.К числу таких устойчивых сквозных проблем может быть отнесена и выделенная нами проблема "оттепели" .
Мы придерживаемся точки зрения,что "оттепель"-закономерный период
в жизни страны,начавшийся после смерти Сталина и характеризующийся послаблениями во всех сферах жизни общества:экономике,политике,культуре.Обращение к этой теме представляется тем более важным
и актуальным, что в публикациях последних лет тенденция заменить
одну схему другой - если в работах советского периода отношения
интеллигенции и власти 50-60 г.г. изображались, как идиллические,
то сейчас явно преувеличивается оппозиционность интеллигенции.
Конфликтные ситуации, как наиболее яркие выходят на первый план в
публикациях, документах и в воспоминаниях, большинство которых
принадлежит перу бывших дессидентов.
Символом "оттепели",точкой отсчета нового периода стал в сознании
современников XX съезд партии, состоявшийся в феврале 1956 г.
"Детьми" XX называют поколение интеллигенции, сформировавшееся в
50 годы и последовательно выступавшие против культа личности.
НО: в действительности поворот политического курса наметился еще
до XX съезда. Свое начало "оттепель" берет с заявления Г.М.Маленкова "о необходимости прекратить политику культа личности". Впервые критика ошибок Сталина прозвучала на июльском пленуме ЦК 53 г.
Роль своеобразного общественно-политического процесса взяла на
себя литература. Мы считаем, что в советской литературе того времени можно выделить три этапа:
I этап - ранняя оттепель.
О точной датировке этого литературного этапа пока еще нет единого
мнения. В последнее время все больше утверждается считать такой
датой 1954 год, год публикации романа Л.Леонова "Русский лес". В
декабре 1954 года после 20-тилетнего перерыва состоялся второй
съезд писателей. По выражению писателя Федора Абрамова "Время
рабьего молчания кончилось". Произведения К.Федина, И.Женбурга,
Ф.Гладкова, А.Фадеева, Р.Пановой, В.Овечкина - служат убедительным доказательством живого движения, совершившегося в русской
прозе.
Таким образом следующий этап "оттепели" в советской литературе,
начавшийся после XX съезда КПСС в 1954 г. Был подготовлен борьбой
мнений литераторов, публицистов, создававших резко отрицательный
фон вокруг различных проявлений сталинизма в обществе и духовной
жизни этот этап характеризуется как время либерализации, реабилитация осужденных в сталинское время писателей, смягчение цензурного гнета.В те годы в советской литературе заметно усилились автобиографические,лирико-исповедальные мотивы.В произведениях этих
лет автор все активнее вмешивается в повествование, его отношение
к изображаемому принимает формы лирического откровения и исповеди, поэтического раздумья.Возростает экспрессия авторской речи,взолнованность ее интонации.Лирический стиль становиться на
какое-то время общей приметой литературы.Усиливаются лирические
мотивы в военной прозе в произведениях М.Шолохова, А.Айтматова,
В.Быкова, М.Рослякова и многих других. Сильна лирическая струя в
повестях, романах, Ч.Айтматова, М.Алексеева, М.Слуцкого, В.Пановой. Оживляется жанр повести в творениях В.Федорова, И.Друце.
Журналы публикуют "молодежную прозу". В начале сентября 1956 года
был проведен во многих городах Всесоюзный День поэзии.
Таким образом, эти робкие попытки выйти за пределы привычных стереотипов расширяли круг думающих людей, разрушали десятилетиями
насаждавшийся миф о духовной монолитности, однородности советского общества.
Третий этап "оттепели" характеризуется отходом от либеральных реформ. Начало этому этапу положила встреча Хрущева Н.С. и членов
Политбюро с писателями в мае 1957 года. Эта встреча продемонстрировала неудачу Хрущева не просто из-за собственной невысокой
культуры, а прежде всего и потому, что он, как и Сталин, уверовал, что партийный лидер может быть и судьей и прокурором в оценке любых явлений и процессов, в том числе и творчества мастеров
искусств и литературы.
В 1957 г. в стране прошла волна арестов, направленных на ликвидацию зародившихся диссидентских групп. "Дело Пастернака" наглядным
образом показало пределы дестанализации в отношениях между
властью и интеллигенцией. В те годы отчетливо выделились два
пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный,
другими словами, поддерживая и поощряемая государством культура и
непризнанная им. Узкие рамки официально дозволенных целей, тем и
форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей.
Избавление общества от страха и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры.
"Оттепель", наступившая после смерти Сталина, не внесла существенных перемен в духовную жизнь общества, хотя и способствовала
раскрепощению сознания.
Источники и литература
1. Кива И. Эпоха Хрущева:иллюзии и реалии.// Российские вести АРХИВЫ ВРЕМЕНИ.1994.27 апреля
2. Барсуков Н.А. Оборотная сторона "Оттепели" // Кентавр. 1993. 4
3. Зубкова Е .Маленков, Хрущев и "оттепель" //Коммунист 1990, 14
4. Вознесенский А. //Советская культура 1988 11 июня
5. Сивохина Т.А. Зезина М.Р. "Апогей режима личной власти. "Оттепель", Поворот к неосталинизму" М."Московский университет" 1993 г.
6. "Интеллигенция в условиях общественной нестабильности (сборник
статей) МЦФИ 1996 г.
7. Овчаренко А "Большая литература: основные тенденции развития
советской художественной прозы 1945-1985" М:Современник 1985 г.
8. Дмитренко В.П., Есоков В.Д., Шестанов В.А. "История Отечества
XX век". М: Дрофа 1996 год.
9. Выходцев П.С. "Земля и люди, Очерки о русской советской поэзии
40-70 годов" Современник, Москва 1984 г.
10. Нинов А. "Современный рассказ" Издательство художественная
литература ленинградское отделение 1969 г.
11. Хрущев Н.С. "Воспоминания" Москва ВАГРИУС 1997 г.
12. Аджубей. Те десять лет // Знамя 1989 N 6-7
13. Эренбург И. "Оттепель"
14. Верт Н. "История Советского государства: 1900-1991" М: 1992
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998