История Холокоста (по воспоминаниям ярославцев)

Холокост. Непривычное греческое слово с двумя толкованиями: всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Думал ли будущий лауреат Нобелевской премии американский писатель Эш Визель, что метафора, оброненная им в 1963 году в статье, посвященной двадцатилетию освобождения узников Освенцима, станет символом одной из величайших трагедий XX века, уничтожения еврейского народа нацистами и их пособниками в годы II мировой войны.

Данная работа ставит перед собой цели:
  1. Осмыслить Холокост как трагедию еврейского народа и ее роль в истории человечества.
  2. Провести параллели между тем, что произошло в Германии в середине двадцатого столетия и тем, что происходит сегодня.
Для решения поставленных целей в работе рассматриваются следующие проблемы:
  1. Формирование нацистской идеологии в Германии.
  2. Периодизация Холокоста. 1 этап 1933-1939 год (создание "образа врага", борьба за чистоту расы, введение антиеврейского законодательства, принятие Нюрнбергских законов в сентябре 1935 года).
  3. этап 1939-1945 год (начало второй мировой войны, создание гетто и концентрационных лагерей, деятельность эйнзацкоманд, "окончательное решение еврейского вопроса" в январе 1942 года, сопротивление евреев).
  4. "Праведники мира". Осмысление трагедии.
  5. Грозит ли России фашизм?
Основную группу источников составляют документальные материалы центра "Холокост".
  1. О защите немецкой крови и немецкой чести (15 сентября 1935 года);
  2. Сочинение школьницы Эрны Листринг из газеты "Дер Штюрмер" и др.
Другая группа источников - воспоминания наших земляков Хедвы Фридбойм и Александра Шисселя.

В данной работе использованы сборники статей Иерусалимского музея Яд Ва-Шем и статья "Холокост" из компьютерной системы "Интернет". Отдельную группу источников составляют произведения художественной литературы: В. Гроссман "Жизнь и судьба", поэма Е. Евтушенко "Бабий Яр", роман А. Рыбакова "Тяжелый песок".

История Холокоста как Катастрофы, постигшей евреев, как следствие замысла, направленного против человечества, еще малоизучена, и поэтому малоизвестна широкой общественности. Этому способствовало то, что "Цивилизованный Запад" отнюдь не сразу признал еврейскую катастрофу, унесшую в годы Второй Мировой войны 6 млн. жизней, своей "кровной", нравственной Катастрофой, что вызвано нелицеприятными для Запада фактами: в июле 1938 г. под эгидой Лиги Наций во Французском городе Эвиане была созвана Международная конференция. В ней участвовало 132 страны. Конференция была созвана для решения проблемы еврейских беженцев, которые покидали Германию в надежде обрести убежище от политики нацистского антисемитизма. Но при всем сочувствии к евреям, не одна страна не соглашалась принять их к себе. Все страны находили "веские причины", чтобы отказать еврейским эмигрантам. Только одна Доминиканская республика изъявила готовность принять 100 000 евреев-беженцев.

Парадоксально, но в бывшем СССР и в современной России необходимость изучения и преподавания истории Холокоста, увековечение памяти погибших евреев требует аргументированных доказательств. Парадокс же состоит в том, что собственно Холокост - систематическое уничтожение сотен тысяч человек - начался на территории Советского Союза с первого дня войны, за пол года до принятия плана "окончательного решения еврейского вопроса". Здесь погибло не менее трети всех жертв Холокоста. Нацисты истребляли советских евреев от младенцев до стариков как носителей "коммунистической идеологии". Официальная же советская пропаганда предпочитала называть жертвы "мирными гражданами" без указания национальности. В сообщении Чрезвычайной Государственной Комиссии от 8 февраля 1944 года рукой В.М.Молотова были зачеркнуты слова "произвели массовой зверское истребление еврейского населения" и все упоминания о национальности уничтоженных в Бабьем Яру. Попытка рассказать правду уже в годы войны в "Черной книге", подготовленной Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом, была пресечена управлением пропаганды ЦК ВКП(б) и министерством госбезопасности. Руководители Еврейского Антифашистского комитета в СССР были расстреляны в 1952 г. за "буржуазный национализм", выразившийся в содействии создания этой книги. О евреях- жертвах нацизма (в отличие от "предателей-сионистов") умалчивалось почти полвека. Даже попытки художественного осмысления и увековечения памяти погибших в Бабьем Яре поэтом Евгением Евтушенко и писателем Виктором Некрасовым вызвали яростные нападки властей.

Мир ужаснулся крематориям лагерей уничтожения и рвам Бабьего Яра. Десятилетиями - по-разному на Востоке и на Западе - немецкий народ осмысливал свою трагедию, выкорчевывал неонацизм и антисемитизм. В тоже время есть в мире и в нашей стране силы, пытающиеся затушевать значение этой катастрофы, исказить факты об огромных жертвах, понесенных еврейским народом, замолчать небывалую трагедию этого народа. И ныне руководители крайне правых националистических партий, фашистских организаций отрицают Холокост, выступают против "разыгрывания "еврейской карты"", возбуждение истерии по поводу "еврейских погромов", которых нет, не было и никогда не будет. Нет необходимости доказывать, что когда в стране, победившей фашизм, звучат нацистские лозунги, а преследования и оскорбления людей по национальному признаку (в том числе и русских в бывших советских республиках) становятся обыденными явлениями, тема Холокоста звучит особенно актуально.

Националистическая газета "День" в мае 1991 года дает аннотацию на брошюру Юринга Графа "Великая ложь 20 века". Деятельность таких изданий как газета "Наше Отечество" и стоящих за ними организаций направлено на то, чтобы убедить абсолютно неподтвержденными фактами склонных к национализму читателей в том, что Холокост - всемирная еврейская ложь, тем самым разжигая антисемитизм в нашей стране.

Естественные законы ухода современников тех событий придают особую остроту убыванию невостребованной памяти. И мало кто знает, что в далеком от Германии городе Ярославле живут люди, пережившие Катастрофу. Хедва Фридбойм и Александр Шиссель записали свои воспоминания и издали книги "Родные камни мостовой" и "То, что я помню". Эти книги рассказывают о гибели их семей, сообщаются новые факты о жизни в гетто. А там, где на месте фактов - пустошь, там застывает мысль и открываются лазейки для нечистых домыслов, для нарочитой фальсификации. Урезанное и оскверняемое прошлое крадется с заднего хода в дом, где рождаются дети. Стать ли им жителями настоящего, строителями будущего, не зная слов "Аушвиц" и "Бабий Яр".

Лишь содействуя встрече живых и мертвых, мы сумеем добраться до корней народоубийства, перед которыми оказались обреченными на поражение разум и вера. Однако остережемся "тотальной" одномерности. То роковое бессилие, когда видели все, но не могли или не хотели что-то предпринять ради спасения евреев, не было все же поголовным. Нельзя допустить, чтобы остались забытыми акции спасения, подвиги Оны Шимайте из Литвы, Яника Липке, бывшего моряка из Латвии, спрятавшего в деревне 26 евреев, узников рижского гетто, Витольда Фуленко, спасшего 36 человек, снабжая их документами, Елены Валендович из Минска, семьи священника Покровской церкви Алексея Глаголева из Киева, Павла Зинченко и многих других, увековеченных и еще разыскиваемых. "Праведники мира" как их называют сейчас, но они были люди разных племен и убеждений, рисковавшие жизнью, укрывая евреев от нацистских палачей.

Факты, изложенные в работе, доказывают, что геноцид всегда не против "кого-то", а против всех. Фашизм возрождается там и тогда, когда и где людям плохо. Более того, там, где люди оказываются резко выбитыми из привычного существования, потеряв в одночасье средства к существованию, уверенность , достоинство и надежду. Оскорбленный, униженный человек , не осознающий истинных причин потери жизненной ниши, не успевает осмыслить реальных причин своих бедствий. Ищет "конкретного врага". Готов следовать за импровизированным лидером. Нацизм - классический пример. И поэтому трудно уйти от опознания его примет в нынешней России.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998