Французский костюм XVIII - начала XIX вв.
в контексте общественного развития
Алексеева Ирина Валерьевна - 10-б класс средней школы N 14 г.
Ярославля. Научн. рук. - доц. ЯрГУ им. П.Г.Демидова В.Н.Дегтеревская
Цель доклада - выявление связи между особенностями французского
костюма XVIII в. и эволюцией внутренней жизни Франции этого периода.
При этом оговоримся, что в эпоху абсолютизма важнейшее место в развитии общества занимают события при дворе. Поэтому речь пойдет в первую
очередь о придворном (дворянском) костюме. Франция избрана для анализа
данной темы в связи с тем, что со второй половины XVII в. она была законодательницей мод в Европе. Выбор дан ных хронологических рамок объясняется тем, что это один из наиболее насыщенных периодов в истории
страны.
Эта тема уже затрагивалась историками костюма, но я хочу внести
свою посильную лепту в ее изучение. Историки костюма рассматривают
этот вопрос с позиций составляющих костюма: покроя, тканей, аксессуаров, технологии и т.д. Я же хочу показать связь между костюмом и конкретными историческими эпохами.
Источниковой базой для этого доклада послужили иллюстративные материалы из следующих изданий: "Иллюстрированная энциклопедия моды"
Л.Кибаловой, О.Гербеновой и М.Ламаровой, "Костюм в русской художественной культуре" Р.Н.Кирсановой, "История костюма" Е.В.Кирсановой и
"Истории костюма от древности до Нового времени" В.Бруна и М.Тильке.
Начало XVIII в. во Франции - последний период царствования "короля-солнца" Людовика XIV (1638-1715), при котором восторжествовал абсолютизм с присущими ему пышностью и помпезностью двора. Для костюма
этого периода характерны яркие насыщенные тона тканей, смысловая наполненность (символичность) буквально каждой детали туалета, сложность
покроя, богатство аксессуаров и т.п. Подчеркнутая торжественность костюма, его перегруженность деталями органично вписывается в барокко как
господствующий художественный стиль этой эпохи. Усиление набожности
монарха на старости лет привело к возобладанию хотя и дорогих, но темных тканей.
Короткая эпоха Регентства (1715-1723), время правления Филиппа
Орлеанского, тем не менее отмечена любопытными изменениями в жизни общества, которые отразились и в одежде. Было предано забвению показное
благочестие двора. Соответственно на смену чопорному, церемонному костюму приходит костюм, выдержанный в мягких линиях кроя, светлых тонах,
с обилием прихотливых деталей.
В годы самостоятельного царствования Людовика XV (1723-1776)
французский двор все еще поражал блеском и пышностью, в том числе и
костюма, причем помпезность последнего непрерывно нарастала, как бы
компенсируя начавшийся упадок политического влияния Франции на европейском континенте. Период правления Людовика XVI (1776-1789) отмечен
теми же тенденциями нарастания кризиса абсолютизма и параллельного нарастания пышности костюма.
Начавшаяся в 1789 г. Великая французская буржуазная революция по
мере ее развития и радикализации процессов внесла очень серьезные
коррективы в дворянский костюм вообще и придворный в частности. Звучавший уже с июля 1789 г. лозунг "Аристократов - на фонарь!" заставил
французское дворянство отказаться от вызывающей роскоши туалетов хотя
бы в порядке самосохранения. На восходящей линии развития революции фиксируется даже момент социальной мимикрии: намеренное упрощение дворянского туалета в духе костюма санкюлотов.
Однако термидорианский переворот 1795 г. и приход к власти т.н.
"новых собственников", т.е. верхушки третьего сословия, сколотивших
солидные капиталы на военных поставках, земельных и продовольственных
спекуляциях, вновь изменил лицо и дух французского общества. Новая
элита общества взяла на вооружение мотивы античной одежды времен императорского Рима. Простота и естественность линий костюма этого периода
в то же время позволили перейти ко все более дорогим тканям, все более
изысканным прическам и дорогим украшениям. "Новые собственники" обрели, наконец, возможность продемонстрировать свой достаток, который
долго приходилось скрывать, особенно в условиях жесткой якобинской
диктатцры.
Таким образом, даже краткий сравнительный обзор эволюции внутри-политической ситуации во Франции на протяжении XVIII века и изменений
в костюме этой эпохи позволяют увидеть если не прямую, то косвенную
взаимосвязь этих явлений. Костюм, безусловно, - явление социальное, и
все значимые процессы общественное развития находят в нем отражение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. 2-е изд. Прага: Артия, 1987. 608 с.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998