Французский костюм XVIII - начала XIX вв.
в контексте общественного развития

Алексеева Ирина Валерьевна - 10-б класс средней школы N 14 г.
Ярославля. Научн. рук. - доц. ЯрГУ им. П.Г.Демидова В.Н.Дегтеревская

     Цель доклада - выявление связи между особенностями французского костюма XVIII в. и эволюцией внутренней жизни Франции этого периода. При этом оговоримся, что в эпоху абсолютизма важнейшее место в развитии общества занимают события при дворе. Поэтому речь пойдет в первую очередь о придворном (дворянском) костюме. Франция избрана для анализа данной темы в связи с тем, что со второй половины XVII в. она была законодательницей мод в Европе. Выбор дан ных хронологических рамок объясняется тем, что это один из наиболее насыщенных периодов в истории страны.
     Эта тема уже затрагивалась историками костюма, но я хочу внести свою посильную лепту в ее изучение. Историки костюма рассматривают этот вопрос с позиций составляющих костюма: покроя, тканей, аксессуаров, технологии и т.д. Я же хочу показать связь между костюмом и конкретными историческими эпохами.
     Источниковой базой для этого доклада послужили иллюстративные материалы из следующих изданий: "Иллюстрированная энциклопедия моды" Л.Кибаловой, О.Гербеновой и М.Ламаровой, "Костюм в русской художественной культуре" Р.Н.Кирсановой, "История костюма" Е.В.Кирсановой и "Истории костюма от древности до Нового времени" В.Бруна и М.Тильке.
     Начало XVIII в. во Франции - последний период царствования "короля-солнца" Людовика XIV (1638-1715), при котором восторжествовал абсолютизм с присущими ему пышностью и помпезностью двора. Для костюма этого периода характерны яркие насыщенные тона тканей, смысловая наполненность (символичность) буквально каждой детали туалета, сложность покроя, богатство аксессуаров и т.п. Подчеркнутая торжественность костюма, его перегруженность деталями органично вписывается в барокко как господствующий художественный стиль этой эпохи. Усиление набожности монарха на старости лет привело к возобладанию хотя и дорогих, но темных тканей.
     Короткая эпоха Регентства (1715-1723), время правления Филиппа Орлеанского, тем не менее отмечена любопытными изменениями в жизни общества, которые отразились и в одежде. Было предано забвению показное благочестие двора. Соответственно на смену чопорному, церемонному костюму приходит костюм, выдержанный в мягких линиях кроя, светлых тонах, с обилием прихотливых деталей.
     В годы самостоятельного царствования Людовика XV (1723-1776) французский двор все еще поражал блеском и пышностью, в том числе и костюма, причем помпезность последнего непрерывно нарастала, как бы компенсируя начавшийся упадок политического влияния Франции на европейском континенте. Период правления Людовика XVI (1776-1789) отмечен теми же тенденциями нарастания кризиса абсолютизма и параллельного нарастания пышности костюма.
     Начавшаяся в 1789 г. Великая французская буржуазная революция по мере ее развития и радикализации процессов внесла очень серьезные коррективы в дворянский костюм вообще и придворный в частности. Звучавший уже с июля 1789 г. лозунг "Аристократов - на фонарь!" заставил французское дворянство отказаться от вызывающей роскоши туалетов хотя бы в порядке самосохранения. На восходящей линии развития революции фиксируется даже момент социальной мимикрии: намеренное упрощение дворянского туалета в духе костюма санкюлотов.
     Однако термидорианский переворот 1795 г. и приход к власти т.н. "новых собственников", т.е. верхушки третьего сословия, сколотивших солидные капиталы на военных поставках, земельных и продовольственных спекуляциях, вновь изменил лицо и дух французского общества. Новая элита общества взяла на вооружение мотивы античной одежды времен императорского Рима. Простота и естественность линий костюма этого периода в то же время позволили перейти ко все более дорогим тканям, все более изысканным прическам и дорогим украшениям. "Новые собственники" обрели, наконец, возможность продемонстрировать свой достаток, который долго приходилось скрывать, особенно в условиях жесткой якобинской диктатцры.
     Таким образом, даже краткий сравнительный обзор эволюции внутри-политической ситуации во Франции на протяжении XVIII века и изменений в костюме этой эпохи позволяют увидеть если не прямую, то косвенную взаимосвязь этих явлений. Костюм, безусловно, - явление социальное, и все значимые процессы общественное развития находят в нем отражение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. 2-е изд. Прага: Артия, 1987. 608 с.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998