Смешение функциональных стилей языка как особый прием в повести М. А. Булгакова "Роковые яйца"


Новиков Михаил ученик 11 класса средней школы N93 г. Ярославля.
Научный руководитель: Титов О. А., преподаватель ЯГПУ.

Известно, что в языке художественной литературы могут использоваться элементы любых функциональных стилей, как в отдельности, так и в намеренном смешении. Смешение стилей в литературном произведении, помимо выполнения местных, контекстуальных задач, иногда является одним из основных средств реализации авторского замысла. С подобным явлением мы встречаемся в повести "Роковые яйца", где разнообразное смешение функциональных стилей является значимым приемом организации текста. Выявлению разновидностей стилевого смешения и их функций в повести Михаила Булгакова и посвящена данная работа.

В тексте повести встречаются научные термины и слова с яркой публицистической окраской, у которых актуализируется их разговорное значение. За счет этого акцентируется основная тема повествования _ события революции и гражданской войны, _ а также косвенно выражается авторское отношение к происходящему и его участникам. Аналогичную функцию выполняет в тексте прием актуализации первоначального значения жаргонного слова, и вообще слова возникшего на основе метафорического переноса.

В тексте повести часто наблюдается смешение научного и публицистического стилей, которое призвано косвенно выразить авторское отношение к революции, как к антигуманному научному эксперименту.

В тексте повести встречается повествование, выдержанное в стиле, присущем конкретному персонажу. Булгаков как бы подстраивается под своего героя, изображая в авторской речи образ и ход его мыслей, раскрывая тем самым психологию организаторов безнравственного эксперимента над людьми.

Смешение функциональных стилей используется Булгаковым как речевая характеристика героев. Данный прием отражает безграмотность и неподготовленность руководящих лиц к роли гегемона. Смешение в повести всех функциональных стилей отражает хаос эпохи 20-х годов, наполненной глобальными экономическими и политическими преобразованиями.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998