"Моцарт живописи"
(по творчеству К.А.Коровина).

Творчеству замечательного русского художника Константина Коровина на наш взгляд уделяется не заслуженно мало внимания. Долгое время эта тема была закрыта. Мы привыкли думать, что русское изобразительное искусство второй половины XIX - нач. XX вв. это прежде всего творчество Перова, Шишкина, Репина, Сурикова, Крамского или В.Васнецова. По традиции именно они олицетворяют золотой фонд национальной живописи. О Коровине говорится гораздо меньше, несмотря на то, что он стоит отдельно и занимает особе место в нашем искусстве. Вместе с тем по оригинальности и силе своего дарования, артистизму, гибкости и пластичности художественного языка, по значению его открытий (вместе с М.Врубелем и В. Серовым) для русского искусства в целом (так как социальным передвижничеством оно никак не ограничивается), по той новизне, которая связана с его стилем. Коровин - исключительно важная фигура в нашей культуре. Достаточно вспомнить, что он художник "Высоких вибраций" искрометного искусства "света", основоположник русского импрессионизма и реформатор театрально-декорационной живописи.

По этой причине мне бы хотелось попытаться определить художественное своеобразие этого мастера, его вклад в искусство своего времени, и значение для настоящего.

Коровина принято называть "первым русским импрессионистом", наиболее чистым представителем этого направления в России. Значит ли это, что он был простым апологетом данного художественного течения? В чем же состоит своеобразие его импрессионизма? Вот те вопросы на которые мне бы хотелось найти ответы.

Исследуя творчество Константина Алексеевича Коровина я использовала разнообразные литературные и художественные источники, посвященнеи судьбе, жизни и искусству великого мастера. Среди них следует упомянуть: Власова Р.И. "Константин Коровин. Творчество." Л. 1969 г.; Дружинин С.И. "К.А.Коровин" (альбом). М., 1969 г.; "К.Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания". (Автор вст. и составитель И.Молева). М., 1963 г.; Комаровская Н.И. "О Константине Коровине", Л. 1961 г. и другие. Я также рассмотрела репродукции его работ, находящихся в коллекциях России и за рубежом, просмотрела видеофильмы о живописных шедеврах мастера и смогла полюбоваться 19-ю великолепными картинами Коровина из собрания Ярославского художественного музея. Большая часть которых находится в запасниках.

Всматриваясь в наследие художника мы сразу обращаем внимание на одухотворенность, цельность и естественность произведений. В них эмоциональная глубина, особая колористическая музыкальность, сочетается с необычайным оптимизмом и жизнерадостностью. Все это производит на зрителя неизгладимое впечатление. Однако, любуясь великолепными полотнами, мы замечаем образ самого художника, очень разнообразного, но всегда цельного в главной своей сути.

В формировании таланта молодого Коровина хорошо известна определяющая роль московской художественной школы. Любимый ученик Полепова, перенял у своего выдающегося учителя любовь к пленэру, p`dnqrm{e мажорные интонации, раздольную красочную стихийность выражения. Именно в этом мы видим наиболее яркое проявление "моцартинского" начала таланта Коровина.

Уже в этюде "Хористка" (1883г.) художник впервые отчетливо продемонстрировал всем искрометную суть своего творческого метода, выражавшегося в умении придать самому непривлекательному, обычному мотиву высокую эстетическую ценность и поэтическое очарование.

Дарование Коровина быстро развивалось. Во второй половине 90-х гг. XIX в. оно достигло своего расцвета. Наступил период импрессионизма в его творчестве. Картины этого времени поражают зрителя все более нарастающей роскошью цветовой гаммы, фантастической световой игрой отношений, растворимостью вещественно-предметной среды и атмосферы, высокими вибрациями движений. Они заражают людей восторгом перед красотой и лучезарностью мира. Гармония и доброта, световое излучение образов живописи Коровина не имели себе равных среди современных ему художников.

Неустанные поиски новых технических решений, совершенствование живописного мастерства приводит его к изысканному колориту "парижских кафе". Французские этюды Коровина не были подражанием близким ему по духу работам парижских импрессионистов. Во многом они превосходят, например, городские виды Писсарро. Для живописи Коровина, в отличии от них характерны повышенная интенсивность, "плотность" цвета, стихийная импульсивность мазка, общая приподнятость эмоционального тонуса. Тем самым художник настойчиво искал собственное адекватное выражение своего внутреннего состояния посредством художественной формы.

До начала 1910-х гг. в искусстве Коровина преобладала пейзажное начало (мы здесь не затрагивали его поиски и решения в области театрально-декорационной живописи, т.к. это своя обширная область исследования). Пейзаж постепенно превращался в "пейзаж настроения". "Чистый пленэризм" у художника получает дальнейшее совершенствование, доходя до высветленной гаммы без "черных" теней. В 1910-х гг. мастер обращается к натюрморту. Для Коровина "неживая натура" неотделима от живой и воспринимается с одинаковой силой и глубиной. Живопись становится более плотной, фактуристой, мазок - ритмично упорядоченным, композиция более конструктивной.

Таким образом в быстротечном потоке времени художник как бы останавливает мгновение, но вместе с тем, ищет характерное, выражая глубокие чувства.

Заразительный оптимизм коровинской натуры становится с годами все более безудержным, а живопись все добрее, чище и светлее. И это несмотря на тяжелые личные невзгоды и семейную трагедию.

Прошло более полувека со времени как написаны последние произведения художника (он умер в 1939 г. в Париже). Но и сейчас они производят впечатление только что написанных, поражая при этом своей свежестью и хорошей сохранностью.

Реформа Коровина в изобразительном искусстве состояла в освобождении живописи от социальной проблематики, психологических осложнений. Это живопись света, радости и свободы. Коровин великолепно изучил свою палитру; обладая абсолютным живописным чутьем, художник постоянно развивал свой интуитивный дар, пластические способности, доведя их до совершенства. Мастер знал, что красота в живописи зависит от "правды", красоты отношений.

Он стремился к ярким, светлым, теплым и зрелищным произведениям. Поэтому его полотна представляют собой радостное любование жизнью и человеком.

Искрящийся, брызжущий оптимизм, световая лучезарность и эмоциональная глубина переживаний, ритмическая музыкальность дают Коровину высокое право считаться "Моцартом" русской живописи.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998