К истории натюрморта как жанра живописи.


Платонова Татьяна Борисовна Школа N 10 класс 11А
Научный руководитель:Сорокина Марианна Николаевна,завуч по лицейским классам шк.10

Выбор этой темы связан прежде всего с тем, чтобы поближе познакомиться с натюрмортом как жанром живописи.С этим жанром в какой-то степени столкнулась и я как ученица художественной школы, было бы очень интересно проследить за историей создания и развития натюрморта.

Эта тема мало исследована вцелом.Мало кому известно о начале развития натюрморта.Исследуя эту тему я прежде всего решила проследить каким образом натюрморт стал утверждаться как самостоятельный жанр,какую задачу ставили перед собой художники.Для достижения этих целей я занималась в библиотеках города Рыбинска,исследовала подлинники в Рыбинском историко-художественном музее , консультировалась у специалистов.Это позволило мне осознать,что выбранная мной тема удачна и очень интересна.

"Натюрморт" в переводе на русский язык означает "мертвая натура".В XVIIвеке натюрморт утвердился как самостоятельный жанр.В нем отразился интерес к материальному миру,зародившемуся еще в нидерландской "живописи вещей" начала XY века.

Процесс становления натюрморта как жанра живописи протекал во многих странах Западной Европы.И здесь нужно отметить фламандских и голландских художников, которые по-своему решили задачу передачи всей яркости своих натюрмортов.

Натюрморт не очень характерен для русского искусства XYIII и даже XIX века. Развитие изобразительного искусства первой половины XIX века отмечено общеусиливающимся интересом к народной жизни.Среди мастеров первой трети XIX века Венецианову принадлежит особенно значительное место.Отдельно натюпморты Венецианов не пишет,но использует их как дополнение картины.

Исследуя развитие натюрморта XIX века я открыла для себя интересного художни- ка Ивана Хруцкого.Натюрморты составляют значительный раздел его художественного наследия.Талант художника раскрылся с особой силой именно в этом жанре живописи, посвященном изображению цветов,фруктов,овощей и других предметов.Именно в нем Хруцкому удалось найти собственные пути творчества,выразить в ярких пластических образахсвою страстную любовь к природе.

На рубеже веков натюрморт развивается как самостоятельный жанр.Уже к концу XIX столетия в русском искусстве происходит смена смысловых ориентиров.В 70-80е годы тема народной жизни стала объединяющей для русских художников.

Насмену этим художникам ,которые известны нам под общим именем "передвижни- ки",необращающих особого внимания на этот жанр,приходит плеяда молодых художников,в творчестве которых натюрморт занимает главенствующее положение.

Произведения этого периода находятся в собрании Рыбинского музея.Это натюр- морт Харламова "Фрукты",Кончаловского "Хлебы на фоне подноса" и Жуковского "Подснежники".Три разных натюрморта и по технике ,и по выбору красок.И все же несмотря на эти различные манеры натюрморты нашли место в одной экспозиции музея.

Приоткрыв этот мир натюрморта , я сделала для себя выводы,что это интересный раздел в изобразительном искусстве.Этот жанр ,наверное, никогда не угаснет,а, может быть,даже станет одним из ведущих.Ведь он притягивает людей своей простой и красотой.И это подтверждается тем,что натюрморт наиболее желаемый жанр для украшения квартир,тем что натюрморты и в наше время пишут художники.А в нашем городе периодически бывают выставки современных ярославских и рыбинских художников,которые снова и снова, доказывают, что это необходимый и незаменимый жанр.Исследуя историю натюрморта я попыталась внести свой небольшой вклад в изучение этого жанра,и,может быть,в будущем я вновь столкнусь с натюрмортом, который поманит меня своей красотой и спокойствием и станет неотъемлимой частью и моей жизни.

© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998