Античные образы в лирике О. Э. Мандельштама.

Агаркова Анастасия
ученица 11 класса средней школы ѕ 43 г. Ярославля.
Научный руководительБолдырева Е. М., преподаватель
кафедры литературы ЯГПУ.

Творчество Мандельштама является лучшим подтверждением того, что изучение литературы не может быть изолировано от жизни той или иной эпохи. Сердцевину его поэзии составляет теория "эллинистичности" русского языка, которую он подробно излагает в своей статье "О природе слова". Мысль поэта восходит от первоистоков к различным фазам мирового развития. Своеобразными проводниками из прошлого в настоящее стали античные образы, несущие роль криптограммы сложных витиеватых мыслей и чувств автора. Мандельштам не только использует их традиционную трактовку, но и сообщает им новую, ощутимо субъективную окраску, что превращает стихотворение в "шараду" с загаданным словом-ключом. Широко известно его сильное пристрастие ко всему античному, и в связи с этим весьма интересен тот факт из его биографии, что он не закончил университета по причине провала экзамена по греческой литературе. Подобные нонсенсы жизни Мандельштама провоцируют более пристальное внимание к античному аспекту его лирики.

В советское время о Мандельштаме писали очень мало, давая преимущественно негативные оценки его творчеству. В последнее время изучение этого поэта пополнилось рядом монографий и научных статей. Но в литературоведении и критике пока отсутствуют работы, посвященные непосредственно роли античных образов в его творчестве. В основном это статьи об особенностях его стиховой техники и тематики. Оценка античных образов идет в русле этих контекстов и носит весьма хаотический характер (И.А. Гурвич, Г.П.Струве). Она встречается и в статьях, посвященных анализу смысловых перипетий отдельных стихотворений Мандельштама (М.Л. Гаспаров, М.Г. Ваняшова). Все вышесказанное делает наше исследование актуальным.

Основная цель доклада: проанализировать значение и роль античных образов в лирике поэта и составить их условную классификацию.

Непосредственными источниками изучения данной темы явились сами стихи Мандельштама и античные мифы.

Сопоставляя традиционные интерпретации античных образов в мифологии и "личные" мандельштамовские, мы пришли к следующим выводам, постулирующим основные функции античных образов в лирике Мандельштама: трансформированные образы образы, полученные на основе нетрадиционной трактовки поэтом традиционных античных сюжетов, порой, Мандельштам координально изменяет поляризацию мифа на почве субъективно-филосовского восприятия современности, он видит окружающий мир в негативе: отрицательные становятся героическими и, наоборот, положительные образы занимают место отрицательных;

Давно уже так высоко не залетала поэтическая чернильница, как у Мандельштама. Его Олимп с успехом мог бы сойти за полный каталог греческой фантазии. Искусно-утонченное использование античных образов проявляется в их многозначности и многофункциональности в лирике поэта. В стихах тематически отнесенных к отдаленным эпохам открывается всеединство духовной культуры человечества.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998