"TEKCT И ЧЕЛОВЕК"
(на материале рассказов Борхеса)

Цель работы:

Проанализировать один из аспектов художественного мира Борхеса, а именно взаимоотношения текста и человека в его рассказах, выявить специфику этих категорий и их соотнесенностей в контексте культуры постмодернизма.

Для доклада мы использовали работы по теории текста, исследования философов-теоретиков постмодернизма, а также отдельные статьи, посвященные творчеству Борхеса.

  1. Борхес Х. Л. "Проза разных лет" - М. 1989г.
  2. Курицин В. "Постмодернизм: новая первобытная культура" // "Новый мир" - 1992г. ѕ2//
  3. Якимович Я. "Утраченная Аркадия и разорванный Орфей" // "Иностранная литература" - 1987г. ѕ12//
  4. Большая советская энциклопедия: тома 25 и 29 - 1987г.
  5. Литературный энциклопедический словарь - 1987г.
  6. Лотман Ю. М. "Структура художественного текста" М. 1970г.
  7. Руднев В. "Основание философии текста" // "Даугава" 1992г. ѕ1

     Методологической основой работы явилось теория текста, разработанная В. Рудневым, а также основные положения теории постмодернизма.
     Человек - высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Текст - это овеществленный язык во всей совокупности правил, канонов, критериев, систем, структур и всевозможных нюансов. Именно в тексте мы найдем ответы на все вопросы, которые только нужно научиться задавать. Как правило, текстом занимаются многие люди, но всем от него нужно разное. В текстологии текст - это материальная выраженность произведения: задача этой науки выявление каноничеcкого текста из совокупности вариантов. В лингвистике текста изучается грамматическая, лингвистическая и семантическая связь между элементами текста. Задача библиографов - научно систематизировать по какому-либо признаку перечисление и описание книг. Всех этих людей объединяет то, что они стараются понять и расшифровать тексты, при этом еще создают новые. Текст играет огромную роль в жизни человека. Он может потрясти, может уволить с работы, может намного лучше человека объяснить чувства, он может даже убить.
     Настоящая работа посвящена взаимодействию человека и текста в рассказах Борхеса. Сделана попытка показать, что эти два понятия, человек и текст, являются составляющими реального мира и не могут и не должны существовать в отрыве друг от друга.
     В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
  1. В произведениях Борхеса находит свое воплощение постмодернисткая теория текста.
  2. Графически запечатлены основные мотивы произведений Борхеса, которые проходят почти через все рассказы - это лабиринт, зеркало и непонятная сеть. (Лабиринт у Борхеса - это одна из основных категорий постмодернизма, которая имеет свою скрытую идеологическую причину. Он олицетворяет схему сегодняшнего мироздания, незащищенности человека перед непознанным миром. Зеркала у Борхеса вторят лабиринту, так как если поставить их друг против друга образуется бесконечный лабиринт. Сеть - это, скорее bqecn, текстовая ткань как графически зафиксированная формула постструктурализма.)
  3. Текст на глазах замещает мир, а реально от этой замены ничего не происходит. ("Тлен. Укбар. Orbis Tertius." Этот рассказ повествует о некоем выдуманном мире, который зафиксирован в энциклопедии и претендует на право быть реальным.)
  4. Борхес рассматривает в своих рассказах несколько типов взаимоотношений текста и реального мира. (1. Текст абсолютно замещает мир, берет на себя право называться целой, как будто бы существующей планетой. 2. Текст активно вмешивается в реальный мир, изменяя сознание людей.)
  5. Существование нескольких временных пространств. ("Сад расходящихся тропок", "Тлен. Укбар. Orbis Tertius." Вымышленные временные пространства в художественной модели мира метафорически имеют значения не пространственных отношений в построений моделей реально существующих предметов, явлений, процессов. Временные пространства представляют собой модели миров, данных Борхесом, выраженными на языке его пространственных представлений.)
  6. Слово в тексте само является текстом. (Каждое слово описывает текст, а текст описывает слово. Слово рассказывает не только о тексте, но и о себе, например, "Сад расходящихся тропок". Эта фраза и каждая ее составляющая повествует смысл рассказа.)
  7. Борхес моделирует взаимодействие неразделимых понятий, таких как текст, язык, письмо, чтение и так далее. ("Тлен. Укбар. Orbis Tertius.")

     Тема взаимодействия текста и человека неисчерпаема, как и окружающая среда, как жизнь. Наверное, текст можно назвать совершенством, своего рода идеальной моделью мира.
© ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1998